Похожие презентации:
Основные концепции философии науки
1. 8 Основные концепции философии науки
1 Модель развития науки Т. Куна2 Критический рационализм К. Поппера
3 Методология исследовательских
программ И. Лакатоса
4 Эпистемологический анархизм П.
Фейрабенда
5 Концепция личностного знания М.
Полани
2. 1 Модель развития науки Т. Куна
Источник философии науки – не формальнологический анализ научной теории, аисследование исторического развития науки
Критика куммулятивизма: развитие науки
происходит не путем накопления знания, а через
коренную трансформацию доминирующих на
данный момент научных идей, представлений
Основные понятия философии науки Т. Куна:
парадигма, научная революция
3.
Основные понятия философии науки Т. Куна:парадигма - совокупность наиболее общих идей и
методологических установок в науке безоговорочно
разделяемых членами научного сообщества и
направляющих их научные исследования
(«дисциплинарная матрица»)
научная революция – радикальное изменение
процесса характера науки, переход к новым
фундаментальным понятиям и методам, к новой
научной картине мира.
нормальная наука - исследование, опирающееся на
прошлые достижения, признаваемые научным
сообществом как основа науки
4. Структура парадигмы
1 Символические обобщения (например, второйзакон Ньютона, закон Ома, закон Джоуля-Ленца )
2. Концептуальные модель, общие утверждения
типа: «Теплота представляет собой кинетическую
энергию частей, составляющих тело» или «Все
воспринимаемые нами явления существуют
благодаря взаимодействию в пустоте качественно
однородных атомов»
3. Ценностные установки, принятые в научном
сообществе определяющие выбор направлений
исследования, оценку полученных результатов
4. Образцы решений конкретных задач и проблем
5. 2 Критический рационализм К. Поппера
Проблема демаркации (отделение науки от«метафизики»)в неопозитивизме: принцип
верификации. Понятия носят научный
характер, если они сводимы к опытным
данным («протокольные предложения»)
Принцип фальсификации К. Поппера –
«теория, которую невозможно опровергнуть,
ненаучна»
К. Поппер признавал роль метафизики
(философии) в развитии науки
6.
Три мира К.Поппера:- мир физических явлений
- мир субъективных (ментальных и
психических)состояний сознания
- мир знаний и культуры
Общественный идеал: «открытое общество» это «власть разума, справедливость свобода,
равенство, предотвращение международных
преступлений»
7. 3 Методология исследовательских программ И. Лакатоса
Лакатос (в отличие от Поппера), считал, что присмене одной теории другой, старая теория не
отвергается полностью. Рост знания
осуществляется в форме критического диалога
конкурирующих исследовательских программ,
Исследовательская программа - совокупность
теорий, связанных общими
основополагающими идеями и принципами
8.
Структура исследовательской программы- жесткое ядро — исходное основание,
представляющее собой совокупность научных
допущений, сохраняющихся без изменения во
всех теориях научной программы. Принимается и
признается неопровержимым;
- защитный пояс, состоящий из вспомогательных
гипотез и обеспечивающий сохранность «жесткого
ядра» от опровержений. Он должен
приспосабливаться, видоизменяться, адаптируясь
к аномалиям или, возможно, полностью
заменяться;
- нормативные методологические правила,
предписывающие («положительная» эвристика)
или запрещающие («отрицательная» эвристика)
определенные направления научного
исследования.
9.
Стадии развития исследовательскихпрограмм:
- прогрессивная стадия – теория обладает
потенциалом объяснения эмпирических данных и
предсказания новых фактов
- регрессивная стадия – вырождение теории, когда
она теряет способность объяснения и
предсказания
10.
Консерватизм И. Лакатоса: научные революции(Т. Кун) не изменяют радикально основы
науки, ученые продолжают работать
используя наработанный багаж знаний, идей
И. Лакатос: «надо уметь защищать свои
взгляды, даже если они кажутся ложными»
11. 4 Эпистемологический анархизм П. Фейрабенда
Методологический плюрализм – можетбыть успешен любой метод (anything goes )
Фейрабенд выступал против любых догм и
предрассудков , в том числе и научных
Отвергал «научный шовинизм» , который
считал, что все несовместимо с наукой
должно быть устранено (древневосточная
наука, иглоукалывание)
12.
5 Концепция личностного знания М.Майкла Полани
Явное знание – интерперсональное
знание (Понятия, теории)
Неявное знание – личностное знание,
которое вплетено в искусство
экспериментальные и теоретические
навыки ученых, в их пристрастия и
убеждения.
13.
М. Полани считал:- науку творят конкретные люди, научные
открытия неотделимы от ученых, которые их
совершают
- искусству научного познания нельзя научиться
по учебнику, только через систему с учителем,
наставником, мастером («делай как я»)
- в науке важен мотив личностного опыта,
переживаний, внутренней веры в науку, личной
ответственности