Похожие презентации:
Теория К.Г. Юнга об архетипах и коллективном бессознательном
1. Теория К.Г. Юнга об архетипах и коллективном бессознательном
ТЕОРИЯ К.Г. ЮНГА ОБ АРХЕТИПАХ ИКОЛЛЕКТИВНОМ БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
2. Юнг рассматривает дух и материю как две формы бытия. Дух, по Юнгу, есть коллективное бессознательное. Коллективное –
ЮНГ РАССМАТРИВАЕТ ДУХ И МАТЕРИЮ КАК ДВЕ ФОРМЫ БЫТИЯ.ДУХ, ПО ЮНГУ, ЕСТЬ КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
КОЛЛЕКТИВНОЕ – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ – БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
ДЕЙСТВУЕТ ВНУТРИ ПСИХИКИ, КАК ЭНЕРГИЯ, ИМЕЮЩАЯ
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ. ЮНГ РЕШИЛ ДЛЯ СЕБЯ, ЧТО
НИКАКАЯ ТЕОРИЯ О МИГРАЦИИ НЕ МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ
ЕДИНООБРАЗИЯ НЕКОТОРЫХ КУЛЬТУРНЫХ МОТИВОВ В МИФАХ,
ЛЕГЕНДАХ, СКАЗАХ И ПРИШЁЛ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ
НЕКАЯ ЧАСТЬ ПСИХИКИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕЙ ДЛЯ ВСЕГО
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. УЧЁНЫЙ НАЗВАЛ ЕЁ «КОЛЛЕКТИВНО
БЕССОЗНАТЕЛЬНО».
3. Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — «ЭТО ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕВСЕГО, ЧТО БЫЛО ПЕРЕЖИТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ», «ОБЩАЯ ДУША, НЕ
ИМЕЮЩАЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДЕЛОВ», ФУНДАМЕНТ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХИКИ. ОНО ЕСТЬ «ПРЕДПОСЫЛКА КАЖДОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХИКИ, ПОДОБНО ТОМУ, КАК МОРЕ ЕСТЬ
ПРЕДПОСЫЛКА КАЖДОЙ ОТДЕЛЬНОЙ ВОЛНЫ».
4.
Юнг выдвигает понятие«бессознательное
коллективное». Оно, по
словам Юнга.
«… идентично у всех
людей и образует тем
самым всеобщее
основание душевной жизни
каждого, будучи по
природе сверхличным».
По мнению философа,
коллективное
бессознательное
предаётся по наследству и
является основанием для
формирования
человеческой психики.
5. Согласно теории Юнга, структурным элементом коллективного бессознательного являются архетипы – общечеловеческие первообразы,
СОГЛАСНО ТЕОРИИ ЮНГА,СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
КОЛЛЕКТИВНОГО
БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ЯВЛЯЮТСЯ
АРХЕТИПЫ – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
ПЕРВООБРАЗЫ, НАКОПИВШИЕСЯ В
КОЛЛЕКТИВНОМ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ В ТЕЧЕНИИ
МНОГИХ ТЫСЯЧ ЛЕТ И
ПЕРЕДАЮЩИЙСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ.
В БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ,
УТВЕРЖДАЕТ ЮНГ, СЛОЖИЛИСЬ
ОБОБЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ-СХЕМЫ,
КОТОРЫЕ СЛУЖАТ ОСНОВОЙ
КАТЕГОРИЗАЦИИ ВСЕХ ВИДИМЫХ
И МЫСЛИМЫХ ЯВЛЕНИЙ. ТОЛЬКО
БЛАГОДАРЯ АРХЕТИПИЧЕСКИМ
СХЕМАМ ВОЗМОЖНА
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛОГИКА.
6. Архетипы коллективного бессознательного – трансцендентальные по отношению к сознанию реальности, вызывающие к жизни комплексы
АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО –ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОЗНАНИЮ
РЕАЛЬНОСТИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ К ЖИЗНИ КОМПЛЕКСЫ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЮТ В ВИДЕ
МИФОЛОГИЧЕСКИХ МОТИВОВ.
АРХЕТИПЫ – ВНЕВРЕМЕННЫЕ СХЕМЫ, СОГЛАСНО КОТОРЫМ
ФОРМИРУЮТСЯ ОБРАЗЫ И ЧУВСТВА ЖИВШИХ И ЖИВУЩИХ ЛЮДЕЙ.
ИМЕННО ЧЕРЕЗ КАТЕГОРИЮ «АРХЕТИП» К.Г.ЮНГ ПЫТАЕТСЯ
ВОССТАНОВИТЬ ЕДИНСТВО МИРА, ОБЪЯСНЯЯ ЭТО ТЕМ, ЧТО
ДНЕВНОЕ БОДРСТВУЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИМЕЕТ ДЕЛО С МАЛЫМ,
СЛУЧАЙНО ВЫРВАННЫМ ИЗ УНИВЕРСУМА ФРАГМЕНТОМ, ТОГДА
КАК БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВСТУПАЕТ В КОНТАКТ С АБСОЛЮТОМ КАК
ЦЕЛЫМ.
7. Сны фантазии – не только продукты бессознательного, но и послания из Универсума, полагает Юнг. Они содержат ценнейшую
СНЫ ФАНТАЗИИ – НЕ ТОЛЬКО ПРОДУКТЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, НО ИПОСЛАНИЯ ИЗ УНИВЕРСУМА, ПОЛАГАЕТ ЮНГ. ОНИ СОДЕРЖАТ ЦЕННЕЙШУЮ
ИНФОРМАЦИЮ, ПОСКОЛЬКУ КАЖДЫЙ ИЗ НАС НЕ ТОЛЬКО ЧЛЕН ОБЩЕСТВА,
НО И ЖИТЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ, ОБЛАДАТЕЛЬ БЕССМЕРТНОЙ ДУШИ. ГЛУБИННЫЙ
СМЫСЛ СОБЫТИЙ В ИСТОРИИ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВЫВЕСТИ
ИЗ СИМВОЛИКИ СНОВ ПУТЁМ ПОГРУЖЕНИЯ ВО ВНУТРЕННЮЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.
8. Архетип рассматривается Юнгом как чисто формальное понятие, скелет, который затем облекается в плоть с помощью образной системы
АРХЕТИП РАССМАТРИВАЕТСЯ ЮНГОМ КАКЧИСТО ФОРМАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СКЕЛЕТ,
КОТОРЫЙ ЗАТЕМ ОБЛЕКАЕТСЯ В ПЛОТЬ С
ПОМОЩЬЮ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ ИДЕЙ,
МОТИВОВ. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ТЕМЫ, В
ВИДЕНИИ ЮНГА, МОЖНО ВЫЯВИТЬ ВО ВСЕМ
КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ. СКАЗКИ, МИФЫ,
ИСКУССТВО, ПОЛИТИКА – ВСЁ ПРОНИЗАНО
АРХЕТИПИЧЕСКИМИ ОБРАЗАМИ.
9. «В мифологии и фольклоре различных народов некоторые мотивы повторяются в чуть ли не идентичной форме. Я назвали эти мотивы
«В МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ РАЗЛИЧНЫХ НАРОДОВ НЕКОТОРЫЕМОТИВЫ ПОВТОРЯЮТСЯ В ЧУТЬ ЛИ НЕ ИДЕНТИЧНОЙ ФОРМЕ. Я НАЗВАЛИ
ЭТИ МОТИВЫ АРХЕТИПАМИ, ПОД КОТОРЫМИ Я ПОНИМАЮ ФОРМЫ И
ОБРАЗЫ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ
ПРАКТИЧЕСКИ ПО ВСЕЙ ЗЕМЛЕ КАК СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МИФОВ И
ЯВЛЯЮЩИЕСЯ В ТО ЖЕ САМОЕ ВРЕМЯ АВТОХТОННЫМИ,
ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРОДУКТАМИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ. АРХЕТИПИЧЕСКИЕ МОТИВЫ БЕРУТ СВОЁ НАЧАЛО ОТ
АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ (ИЛИ ОБРАЗЦОВ, СВОЕГО РОДА «МАТРИЦ») В
ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ УМЕ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ПО СРЕДСТВАМ
ТРАДИЦИИ ИЛИ МИГРАЦИИ, НО ТАКЖЕ С ПОМОЩЬЮ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ» - ПИСАЛ ЮНГ.
10.
Юнг полагал, что архетипымогут появится в сознании
человека только косвенно – в
виде обобщённых образов,
понятий или ситуаций. Они
появляются в
общечеловеческой символике в
виде мифов, сновидений,
верований, произведении
искусства. Юнг разводит
понятие «архетип» и
«архетипический образ», его
выражающий. Число архетипов
ограниченно одним десятом,
число продуцируемых им
образов множество.
11. Основные архетипы: Тень, Аним/Анимус, Великая мать, Дух, Ребёнок. Шут (Трикстер), Самость. Таким образом, Юнг конкретизирует
ОСНОВНЫЕ АРХЕТИПЫ:ТЕНЬ, АНИМ/АНИМУС, ВЕЛИКАЯ
МАТЬ, ДУХ, РЕБЁНОК. ШУТ
(ТРИКСТЕР), САМОСТЬ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЮНГ
КОНКРЕТИЗИРУЕТ МЕТОД
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕДУКЦИИ КАК МЕТОД
ИССЛЕДОВАНИЯ
АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ
МНОГООБРАЗНЫХ
СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЮНГА
ОБРАЩЕНА К КОЛЛЕКТИВНОМУ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ, КОТОРОЕ
ИМЕЕТ АРХЕТИПИЧЕСКУЮ
СТРУКТУРУ.
Аним/Амус
Великая мать
Тень
Дух
Сам
ость
Шут
Ребёнок