Похожие презентации:
Внешняя политика Киевской Руси
1. История Отечества
Лекция №1Внешняя политика Киевской Руси
2. 1. Концепция «вызова-и-ответа» А.Дж. Тойнби и внешняя политика Киевской Руси
3. 1.1. Содержание концепции «вызова-и-ответа». Концепция «вызова-и-ответа», предложенная А.Дж. Тойнби, утверждает, что любое
1.1. Содержание концепции «вызова-и-ответа». Концепция «вызова-иответа», предложенная А.Дж. Тойнби, утверждает, что любое обществокак коллективный субъект истории (по аналогии с каждым человеком как
индивидуальным субъектом истории) постоянно сталкивается с разными
вызовами, на который нужно дать своевременный и адекватный ответ.
Общество переживает кризис или даже может погибнуть, если ответ
запоздал (как в боксе пропустить мощный удар соперника) или был
неадекватным (как съесть ядовитый гриб, перепутав его со съедобным).
4. Вызовы могут быть как кратковременными (один набег кочевников на оседлое племя), так и длительными (регулярные набеги), их
степеньопасности может быть низкой (небольшой отряд кочевников напал на
одно селение), средней (группа отрядов кочевников совершила нападение
на несколько селений ли один город этого племени) или высокой (целое
войско кочевников нападает на все поселения, в том числе и крупные
города, данного племени). Ответы (как человека так и общества (в лице
его элиты)) на вызовы должны быть соразмерными степени опасности
данных вызовов.
5. 1.2. Роль концепции «вызова-и-ответа» в философии истории А.Дж. Тойнби. С позиции А.Дж. Тойнби, локальные культуры
(цивилизации)являются ступенями на пути реализации человечеством с божественного
предназначения. Их развитие осуществляется как серия Ответов,
даваемых человеческим духом на вызовы, которые бросает ему природа
(например, эпидемиями, стихийными бедствиями), и общество (в
частности, военными конфликтами). Поэтому роль концепции «вызова-иответа» в философии истории А.Дж. Тойнби является центральной.
Вызов кочевого общества
оседлому обществу (набег)
Вызов природы обществу
(эпидемия чумы)
6. 1.3. Гипотеза о применимости данной концепции для изучения отношений Киевской Руси с миром. Можно выдвинуть гипотезу, согласно
которой характер отношений общества Киевской Руси с другимиобществами (то есть внешней политики Киевской Руси) является серией
её ответов (или попыток ответить) на разные вызовы – краткосрочные и
длительные, слабые и сильные, – исходящие от её соседей.
Сильный вызов соседей – захват
крупного города (взятие ханом
Батыем Владимира)
Слабый вызов соседей – набег
небольшого отряда (печенегов на
границы Киевской Руси)
7. 2. Вызов викингов и ответ Киевской Руси
8. 2.1. Викинги. В VIII-IX веках многие народы Европы, особенно живущие на побережье Балтийского моря, затронула экспансия
викингов (иливарягов, норманнов). Викингами были дружины скандинавов, которые на
быстроходных судах с оружием в руках искали добычи в других странах
– грабили или облагали данью местных жителей (в худшем случае
становились наёмниками или торговали своей военной добычей). Иногда
викинги захватывали власть над то или иной территорией, например, в
северной Франции, в Южной Италии и на острове Сицилия.
9. Экспансия викингов охватывала не только обжитые регионы: их корабли окрыли острова Исландия и Гренландия и даже доплыли до
побережья СевернойАмерики. Но важно отметить, что викинги ни в одной из открытых ими земель не
сумели создать ни общество, способное к саморазвитию, ни самобытное
государство, преодолевшее традиции родоплеменной демократии и вождизма.
10. 2.2. Вызов викингов Киевской Руси и степень опасности этого вызова. В IX веке викинги уже знали об земле, населенной племенами
восточныхславян, в которой формировалась своя государственность (то есть о
территории будущей Киевской Руси). С ряда племенных союзов они
брали дань (например, с новгородских словен), кое-где захватывали их
города (в частности, дружина викингов со главе с Аскольдом и Диром
взяла Киев, город племенного союза полян). Викинги замедляли развитие
экономики наиболее развитых восточнославянских племён (живущих по
торговому пути «из варяг в греки») и мешали им создавать свою
государственность, они бросили очень опасный вызов Киевской Руси.
11. 2.3. Ответ Киевской Руси. В этой ситуации старейшины Великого Новгорода, прогнав дружину викингов, требовавшую от них дань,
самипригласили на княжение вождя другой дружины викингов – Рюрика
(862). Он и его преемники позднее пришли к власти в Киеве (882) и через
век объединили под властью династии Рюриковичей почти все
племенные союзы восточных славян в единое государство. Тем самым
Киевская Русь своевременный и адекватный ответ на вызов викингов: их
воинский дух и авантюризм ускорили консолидацию племенных союзов
восточных славян, и тем самым содействовал развитию Киевской Руси.
12. Вклад князя Рюрика в становление древнерусской государственности был велик, но эта государственность бы не возникла без наличия
такихнеобходимых предпосылок как наличие у восточных славян устойчивых
племенных союзов и крупных городов – потенциальных центров
политической власти (в частности, Великого Новгорода как центра
племенного союза словен). Иллюстрация этому – мини-фильм о Рюрике.
13. 3. Вызов хазар и ответ Киевской Руси
14. 3.1. Хазары. Народ хазар в VIII-IX веках доминировал в государстве Хазарский каганат, занимавшем большую часть земель между
Кавказом,Азовским морем и Нижней Волгой. Хазары брали дань с ряда соседних
народов (например, с буртасов и мордвы, с вятичей, полян и северян) и
богатели от транзитной торговли, взимая налоги с купцов и занимаясь
куплей-продажей захваченных ими рабов - пленников.
15. 3.2. Вызов хазар Киевской Руси и степень опасности этого вызова. Так как Хазарский каганат взимал дань с части
восточнославянских племён,он задерживал их экономическое развитие и препятствовал появлению у
этих племён собственной государственности (показательно, что город
Киев изначально был хазарской крепостью). Другое дело, что в IX веке
Хазарский каганат ослабел из-за борьбы с кочевниками-печенегами и
потому его вызов обществу Киевской Руси стал довольно слабым.
16. 3.3. Ответ Киевской Руси. После объединения большей части восточных славян под властью династии Рюриковичей, поляне, затем и
северяне,попав под защиту дружин викингов, перестали платить дань хазарам.
Вскоре им перестали платить дать и вятичи, ведь их подчинил себе князь
Святослав Игоревич (на иллюстрации), сокрушивший Хазарский
каганат в ходе войны 965-966 годов. Хазары не сумели существенно
помешать развитию общества Киевской Руси, а её ответ на вызов хазар
предельно эффективен – полное устранение источника этого вызова.
17. 4. Вызов кочевников и Киевская Русь: поиски ответа
18. 4.1. Кочевники на границах Киевской Руси. С самого начала расселения славянских племен по землям, где потом возникла Киевская
Русь (с 882года как государство со столицей в Киеве), их воинственными соседями
были племена кочевых народов. Кочевые племена время от времени
сменяли друг друга у границ Киевской Руси. Кочевники часть своего
дохода получали не только от скотоводства, ремесла и торговли, но и от
работорговли, грабежа соседних народов и взимания с них дани.
19. 4.2. Вызов кочевников Киевской Руси и степень опасности этого вызова. Общество Киевской Руси сталкивалось с разными кочевыми
племенами.Одни стремились из них пройти в Европу через земли восточных славян
(венгры), другие хотели получить от сотрудничества с восточными
славянами постоянный доход (берендеи, торки), третьи их желали
грабить, порабощать, убивать (печенеги, половцы). Именно соседство с
печенегами и половцами было опасным вызовом для общества Киевской
Руси. Печенеги (с 960-х годов по 1036 год), а затем половцы (с 1060-х
годов) совершали набеги на её южные земли, сжигали деревни, угоняли в
плен людей, иногда даже осаждали Киев (в 968 году) и убивали самого
князя (в 972 году князя Святослава Игоревича).
20. 4.3. Поиски Киевской Русью ответа. Великие князья Киева по-разному пытались ответить на вызов таких агрессивных кочевников, как
печенегии половцы. Князь Владимир Святославович на рубеже X-XI веков
создал на юго-восточных рубежах Киевской Руси систему пограничных
(богатырских) застав, князь Ярослав Мудрый вступил в сражение в
войском печенегов по Киевом и нанёс ему тяжелое поражение (1036),
князь Владимир Мономах в начале XII века совершил ряд успешных
походов в половецкие земли, разрушив ряд их населенных пунктов, а
остатки половецких племен отогнал на восток от границ Киевской Руси.
21. 5. Вызов Византии и Киевская Русь: поиски ответа
22. 5.1. Византия в период истории Киевской Руси. Византия (Византийская империя) в IX-XII веках была мощным и процветающим
государством сблестящей культурой, ведущим торговлю со многими народами и
стремящимся распространить во всём мире свою религию –
православное христианство глава православной церкви Византии –
константинопольский патриарх – назначался неограниченным монархом
– императором. Византийский император считал только свою власть
земным проявлением власти Бога и презирал других правителей.
23. 5.2. Вызов Византии Киевской Руси и степень опасности этого вызова. Князья Киевской Руси хотели быть равными византийским
императором,завидовали их богатству и могуществу (князь Ярослав Мудрый называл
себя, как и монарх Византии, самодержцем, родством с византийским
императором гордился князь Владимир Мономах). Часть населения
Киевской Руси с начала X века принимает крещение в православие, в
том числе княгиня Ольга (958). Византия искушала общество Киевской
Руси своим великолепием. И это являлось сильным вызовом – как
угрозой сохранению суверенитета государственности, так и сохранением
самобытности общества Киевской Руси.
24. 5.3. Поиски Киевской Русью ответа. Князь Святослав Игоревич пытался противопоставить влиянию Византии военную силу, но в ходе
войны с Византией (970-971) устойчивого успеха не достиг, а князьЯрослав Мудрый вообще проиграл (1043). На вызов блеска
византийской монархии общество Киевской Руси дать ответа не сумело –
долго русские правители испытывали комплекс неполноценности перед
самодержавной властью императора Византии. А вот на другой аспект
вызова Византии - проповеди православной веры достойный и
своевременный ответ нашёл князь Владимир Святославович. Он в 988990 годах по своей воле принял православное крещение и крестил в
православие население Киевской Руси и этим сохранил его (и свою)
независимость от Византийской империи.
25. 6. Вызов раскола христианской церкви и ответ Киевской Руси
26. 6.1. Раскол христианской церкви. Ряд веков нарастало соперничество и увеличивались различия в догматах между западной
(католической) ивосточной (православной) частями христианского мира и их лидерами –
римскими папами и константинопольскими патриархами. В 1054 году
главы этих двух церквей предали друг друга (и всех тех, кто понимал
догматы христианства иначе, чем они) анафеме (проклятию). С тех пор
католики (например, поляки и франки) стали считать православных, а
православные (в частности, византийцы и русы) – католиков, еретиками.
27. 6.2. Вызов раскола христианской церкви Киевской Руси. Степень опасности этого вызова. Киевская Русь начала принимать
христианствоне по католическому обряду, от папского Рима, как почти все народы
Европы, а по православному, от Византии. Хотя раскол христианской
церкви на католичество и православие тогда ещё не состоялся (он
произошел в 1054 г.), между католическим и православным мирами уже
существовали и острые противоречия и конкурентная борьба. Так как
общество Киевской Руси отвергло католичество, страны католической
Европы стали относиться к нему как к еретическому, то есть требовать от
него принять католичество, угрожая военными походами (крестоносцев).
Для общества Киевской Руси этот вызов не был особенно опасен.
28. 6.3. Ответ Киевской Руси. Общество Киевской Руси призывы католиков отказаться от православия игнорировало. Культура Византии
(так, храмСвятой Софии в Константинополе поражал всех) была более развита, чем
культура католических стран X-XII веков. Так что ответом общества
Киевской Руси стала рецепция особенностей византийской культуры,
отражающих специфику православия (например, решение проблемы
соотношения личности и общества в пользу коллектива, а не личности;
большее упование на заступничество Богоматери, чем на самозащиту
перед Иисусом Христом на Страшном Суде).
29. Проблемный вопрос:
- как соотносится внешняя политикаКиевской Руси с концепцией
«вызова-и-ответа» А.Дж. Тойнби?