Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Чля Николаевского муниципального района
Техника нанесения рисунков на глиняный сосуд
Элементы орнаментов -1
Элементы орнаментов -2
Элементы орнаментов - 3
Образец 1
Образец 2
Заключение
Список использованной литературы:
2.86M
Категория: ИсторияИстория

Элементы орнаментов на керамических сосудах эпохи неолита

1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Чля Николаевского муниципального района

Хабаровского края
Краевой конкурс
«История Дальнего Востока России в древности и Средневековье»
Творческая работа на тему:
«Элементы орнаментов на керамических сосудах эпохи неолита»
Работа Плиевой Алины,
учащейся 7 класса МБОУ ООШ с.Чля
Руководитель Кудрин Александр Иванович,
педагог дополнительного образования
МБОУ ООШ с.Чля
с.Чля
2022

2.

Введение
В эпоху неолита древние гончары усовершенствовали изготовление глиняной посуды, они стали
украшать её орнаментами. Орнамент – это узор, основанный на чередовании повторов
составляющих его элементов.
Мы выявили , что на озере Чля на сосудах было около 10 видов различных элементов. В период
неолита стали применяться такие технические приёмы украшения сосудов как вдавливания,
оттиски, прочерчивания, тиснения, штамповки и прокалывания.
Инструменты для нанесения орнаментов были самые простые: веточки, палочки, острые камни,
кости рыб, птиц и зверей. В качестве «инструмента»использовалась рука гончара. Более
сложными были многозубчатая гребёнка, зубчатое колесо и чекан.
На берегах нашего озера в эпоху неолита располагалось более десятка поселений древних
людей. Из них пять были описаны в 1985 году экспедицией Хабаровского краеведческого музея.
Наши полевые сборы на берегу озера составили основу археологической коллекции школьной
музейной комнаты «Родное село». По материалам этой коллекции, её части, состоящей из
фрагментов керамической посуды, мы и написали настоящую творческую работу. Она может стать
дополнительным материалом при изучении учебного пособия О.Ю.Стреловой и М.И.Романова
«История Дальнего Востока в древности и Средневековье» (стр.40-45)
Цель работы: систематизировать виды элементов орнаментов на керамических сосудах эпохи
неолита, собранных на месте стоянок на озере Чля.
Задачи работы:
1) изучить технические приёмы нанесения линий на керамические сосуды;
2) выяснить, какие при этом применялись инструменты и приспособления;
3) сделать описания наиболее интересных орнаментов на посуде из коллекции нашей музейной
комнаты.

3.

Приспособления и инструменты для нанесения орнамента на
глинянный сосуд.
Инструменты древние гончары делали из подручных материалов. С
течением
времени
инструменты
усложнялись.
Самым
простым
«инструментом» была рука. Пальцами делались различные лунки,
вдавливания. Ногтями делались серповидные рисунки. Мокрой ладонью
производилось заглаживание поверхности сосуда.
Очень многие элементы орнамента наносились частями растений .
Заострёнными палочками прочерчивались линии, накалывались точечные
узоры. Закруглёнными палочками надавливались лунки, выдавливались
«жемчужины». Пучками тонких веточек штамповались оригинальные узоры.
Жёсткой «кисточкой» из размочаленного конца палочки наносилась красивая
полосатая ленточка.
Шнурками (жгутами) из скрученного пучка травы методом вдавливания
тоже создавались очень красивые узоры. Для вдавливания использовались
также семена и шишки растений. На торцах палок-колотушек вырезались
геометрические фигуры – получались штампы. Штамп получался также, если
колотушку обматывали грубой тканью или пучком травы.

4.

Плоскую щепку делали гладкой , придавали ей вид современного
шпателя. Таким инструментом производили заглаживание поверхности
сосуда. Если по краю этого инструмента вырезать зубцы, то получалась
гребёнка. Ею делались прочесы – узоры с параллельными или синхронными
линиями.
Очень интересен инструмент под названием чекан. Находили ветку
дерева, у которого сучок напоминал клюв птицы. Этот «клюв» заостряли и им
прочерчивали разные линии или набивали (чеканили) как дятел клювом
точечный узор.
«Инструментами» такие служили части животных: кости рыб, птиц и
зверей. Красивые узоры делались челюстями мелких грызунов. Для нанесения
узоров также использовались кусочки кожи зверей и раковины моллюсков. Из
вышеперечисленных частей животных изготавливались «шпатели», штампы,
проколки, гребёнки, инструменты для прочерчивания.
Из камней тоже изготавливались штампы, гребёнки, проколки и средства
для прочерчивания. Самым технически сложным инструментом являлось
зубчатое колёсико. Им делали ленточные элементы орнаментов.

5. Техника нанесения рисунков на глиняный сосуд

Техника нанесения узора на сосуд достаточно разнообразна и усложнялась с течением
времени. Одной из самых простых и распространённых техник является вдавливание. По сырой
поверхности вдавливали пальцами, палочками, шнурками, камнями. Самые интересные
вдавливания производились шнурками.
Распространены также узоры, сделанные методом накалывания или набивки (чеканки). Для
нанесения мелких ям и точек использовали заострённые палочки, острые камни, кости животных,
а также чекан.
Техника прочерчивания– одна из самых распространённых. Линии прочерчивались любым
острым предметом. Среди прочерчивания можно выделить прочёсывания, сделанные
гребёнкой.
Техника заглаживания поверхности производилась с помощью гладких лопаточек – шпателей,
гладких галек (гладильников) или мокрыми ладонями.
Самой сложной техникой является метод штамповки. Основная трудность здесь заключалась в
изготовлении штампа. Вырезать узор на дереве, а тем более на камне в те времена было очень
сложно. Штампы при работе ставились и горизонтально , и вертикально, и под наклоном, поэтому
получались самые разнообразные узоры одним и тем же штампом. Штампы можно было
передвигать с угла на угол, образуя «качалку» или «шагающую гребёнку». Его можно было
протащить без отрыва от стенки сосуда («протащенная гребёнка»), можно прокатать штамп
(«прокатка»). С помощью штампа делались сетчатые орнаменты.
Частным случаем штамповки и вдавливания можно считать тиснение или накатку. Грубую
ткань или циновку из травы накладывали на сосуд и прокатывали сверху валиком или гладким
камнем, вдавливая материал в поверхность сосуда. Получались сетчатые орнаменты, в том числе
«вафельный».
Практически все техники нанесения узора на сосуд объединяет то, что они делаются путём
давления на сырую глиняную поверхность.

6. Элементы орнаментов -1

1. Меандр (волнистая линия).
Сплошная извилистая линия наносится на сосуд
заострённой палочкой методом прочерчивания.
Аналогичным способом наносится и точечный
меандр с использованием этих же инструментов.
2. Зигзаг.
Сплошная линия наносится заостренной палочкой
(кистью, острым камнем, краем раковины) методом
прочерчивания. Точечный зигзаг наносится острым
инструментом и чеканом методом накалывания или
набивки.
Ленточный зигзаг наносится узкой плоской
лопаточкой, напоминающий современную шлицевую
отвёртку. Или гладким колёсиком.
3. «Жемчужины»
Этот элемент орнамента делается закруглённой
палочкой методом вдавливания изнутри сосуда. На
поверхности получается замечательные бугорки –
шаровые сегменты.

7. Элементы орнаментов -2

4. Ногтевые вдавливания.
Этот вид рисунка может сделать двумя способами:
1) Ногтем, ставим вертикально. При этом получаются
очень узкие и короткие чёрточки;
2) Если ноготь погрузить в глину, под наклоном, а
потом поставить вертикально, то получится
серповидный рисунок.
5. Пальцевые вдавливания.
Техника их нанесения очень проста. При этом
получаются лунки различной величины и глубины.
Но их форма всегда одинакова – овал. Особенно
интересны вдавливания, сделанные подушечкой
пальца вместе с ногтем.
6. Гребенчатые прочёсы.
В зависимости от вида гребёнки можно получить
различные виды рисунков:
1) Короткие (1-3 см) группы параллельных отрезков.
2) Длинные (более 5 см), или вокруг всего сосуда
отрезки параллельных прямых.
3) Различной длины и различного количества
синхронные меандры, зигзаги или прямые линии.

8. Элементы орнаментов - 3

7. Ложнотекстильная сетка.
Этот орнамент состоит из мелких ячеек, которые
наносились не отдельным штампом, а колотушкой с
нарезанной сеткой.
Ложнотекстильный орнамент является
техническим, т.е. появился в результате особенностей
изготовления сосуда. Если штамп нарезался не
ромбической сеткой, а квадратной, то получался
«вафельный» орнамент.
8
Этот рисунок тоже относится к сетчатым. Такие
рисунки достаточно разнообразны. Техникой их
нанесения чаще всего является штамповка или
тиснение.
Этот рисунок наносится с помощью колотушки,
обмотанной травой, сплетённой в виде сетки.
Если орнамент будет состоять из круговых секторов,
то получится рисунок, напоминающий рыбью чешую.

9. Образец 1

Этот кусочек керамического сосуда
представляет собой фрагмент его верхней
части с достаточно сложным орнаментом.
От верхнего края идёт поясок из семи
линий напоминающих
параллели на
глобусе. Далее идет поясок из пяти
синхронных меандров.
Потом рисунок повторяется до конца
сосуда. Мы предполагаем, что этот
рисунок сделан гребёнками с 5-ю и 7-ю
зубцами
и выполнен в технике
прочерчивания .
Такой орнамент характерен для
Польцевской культуры(вторая половина 1го тысячелетия до н.э. – начало 4 века
нашей эры). Такое название культура
получила
от
местечка
Польц,
расположенного в Еврейской автономной
области. Распространена она была в
бассейне Среднего и Нижнего Амура.
Археологи считают , что этому фрагменту
сосуда 1,5 – 2,5 тысячелетия

10. Образец 2

Этот образец имеет сложный штамповочный орнамент на
венчике, шейке и плечиках сосуда и сетчатый орнамент по
его тулову.
Ромбовидным штампом делались углубления в один ряд.
Следующий ряд делали таким же образом, при этом ромбы
соединялись вершинами. Получался единый ряд выпуклых и
углубленных ромбов. В местах соединения двух выпуклых
ромбов располагаются круглые углубления.
Последний поясок имеет вид треугольников с двумя
круглыми ямками в основании. На венчике сосуда
располагается поясок из углублений сердцевиднотреугольной формы вершиною вниз с двумя параллельными
полосками вдоль боковых сторон треугольника.
Тулово сосуда украшено рельефным сетчатым
орнаментом. Мы предполагаем, что он был нанесен
колотушкой, с намотанным на неё конце сеткой из грубых
стеблей травы методом штамповки.
Такой орнамент характерен для многих культур Приамурья,
в том числе для Урильской и Тэбахской. Первая получила
своё название по древнему поселению, расположенному на
острове в Амурской области.
Вторая – в Николаевском районе Хабаровского края ниже
села Тахта.
Возраст артефакта: 1,5 – 2,5 тыс. лет.

11. Заключение

Когда я в школьной музейной комнате рассматриваю экспозицию, посвященную эпохе неолита
на нашем озере, то поражаюсь тому, как в те времена, примитивными инструментами можно
было создать такую красоту. Тяга к прекрасному, значит, была у человечества всегда. Даже такие
утилитарные предметы, как кухонная утварь они стремились украсить орнаментом, покрыть
цветным ангобом, венчик сосуда отделать налепным валиком.
Я представляю себе, как хозяйка приходит к гончару, приносит в качестве оплаты зёрна, ягоды,
рыбу, съедобные корешки и вершки и просит его сделать ей горшок круче, чем у соседки.
Археологическая коллекция нашей музейной комнаты пополняется каждый раз после полевых
сборов. Осенними штормами вымываются новые артефакты. Самым ценным черепком в
коллекции керамики является фрагмент сосуда с так называемыми «жемчужинами». Этот элемент
орнамента очень редок. В коллекции Николаевского краеведческого музея такого образца не
было до тех пор, пока мы им не подарили.
Зато в нашей коллекции нет ни одного образца с окружностями, овалами и спиралями. Нет
также стилизованных изображений человека, животных и растений. Есть только штамповочные
рисунки, напоминающие еловые лапки.
По телевизору я видела, что в одном музее для детей проводили занятия по гончарному делу.
Очень бы хотелось побывать на таком мастер-классе и что-нибудь этакое слепить, а потом
украсить сосуд орнаментом. О том, какие бывают орнаменты и как их нанести на сосуд, я теперь
знаю.
Вместе с тем, у меня ещё не хватает знаний , чтобы более полнее и научно рассказать об
орнаментах на керамических сосудах с берегов озера Чля.
Благодарим за помощь в создании этой презентации учителей МБОУ ООШ с.Чля Реутову Н.А. и
Деревнину У.Ф. Рисунки в работе выполнены Плиевой Алиной, фотографии – А.И.Кудрин.

12. Список использованной литературы:

1. Ивенкова Н.А., Силина И.П. Древняя история Дальнего Востока Учебное пособие для
6 класса средней школы. Хабаровск: изд-во «Риотип» краевой типографии- 1998. -111
с.;
2. Копытько В.Н. Наш край в древности.Сборник «Очерки истории родного края»:
учебно-методическое пособие. Хабаровск; 1993;
3. Посмитная С.Л. Курс «Край, в котором я живу»; игровой практикум для младших
школьников; часть4 «Я – исследователь»- Хабаровск: частная коллекция, 2013.-60с. Ил;
4. Файлы из Интернета:
1. https://vk.com/wall-46365682_32100
2. https://arheologija.ru/semenov-k-izucheniyu-tehniki-naneseniya-ornamenta-na-glinyanyiesosudyi/
3. https://bigenc.ru/archeology/text/2259978
English     Русский Правила