иллюстративный материал о выдающихся художниках ренессанса
Эпоха Ренессанса. Философия, живопись, мировоззрение
Ощущение конечности человеческого бытия
Перспектива
Портрет в эпоху Возрождения
Источники:
5.29M
Категория: ИскусствоИскусство

Эпоха Ренессанса. Философия, живопись, мировоззрение

1. иллюстративный материал о выдающихся художниках ренессанса

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
МАТЕРИАЛ О ВЫДАЮЩИХСЯ
ХУДОЖНИКАХ РЕНЕССАНСА
Мукаева Алиса, 10 «Б»

2. Эпоха Ренессанса. Философия, живопись, мировоззрение

ЭПОХА РЕНЕССАНСА. ФИЛОСОФИЯ,
ЖИВОПИСЬ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся
примерно в XIV веке и завершившейся в конце
XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего
с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса
во многом определили эстетические идеалы современного
человека, его чувство гармонии, меры и ощущение
прекрасного.

3.

4.

Термин rinascita (возрождение) вводит в обиход Джорджо
Вазари, противопоставляя новое искусство, возрождающее античную
культуру «тёмному Средневековью». Кстати, «тёмным» Средневековье
прозвали тоже деятели Ренессанса, надолго закрепив негативное
отношение к средним векам. Если б они знали, что сегодня, вводя
в поисковик «искусство средних веков», по ссылкам примерно на 70%
мы увидим живопись Ренессанса, то, наверняка, возмутились бы.
Эпоху Возрождения исторически чаще всего относят к позднему
Средневековью, считая этот период «мостиком» к Новому времени.
Однако мировоззренчески Возрождение тяготеет, всё-таки, к Новому
времени и именно кватроченто формирует эстетические каноны
современного человека, которые накрепко заcели в нашем сознании.
Что греха таить, эстетические революции ХХ века не смогли затмить
и вытеснить революцию Ренессанса.

5.

Хронология Ренессанса:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XIV — 1-я пол. XV века)
Высокое Возрождение (XV — первая треть XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Основные черты эпохи:
— Начиная со времен проторенессанса, обращение
к античному наследию: искусству и философии древней
Греции и Рима. Если в Средние века схоластика обращается
к трудам Аристотеля, то Возрождение восхваляет Платона
и неоплатонизм;
— Возрождение — время перехода от художникаремесленника к художнику-творцу, от безымянного мастера
к автору. Человек становится подобным богу, он творец
на земле, он высшее существо, созданное всевышним.
Ценится уникальность человеческой личности. Эта черта
называется антропоцентризмом (антропос — человек);
Голова ангела
Рафаэль Санти
1501, 31×27 см
— Ренессанс во главе угла ставит не богословие, а искусство
и философию. Преобладание светского над религиозным.
Человек Ренессанса — универсально образованная
личность, отсюда и гуманизм Возрождения. Происхождение
уже не так важно, а важно то, насколько ты талантлив.
Поэтому многие деятели Ренессанса далеко
не из благородных семей.

6.

Италия и Ренессанс
Родиной Ренессанса считают Италию, ведь именно Италия
в западноевропейском пространстве — прямая наследница
античной культуры. Проторенессанс с его возросшей
по сравнению с прошлыми традициями в живописи светскостью
о времена дученто (1200-е) и треченто (1300-е) проложил дорогу
новому гуманизму.
Примечательно, что Рим — вечный город, пребывавший
тысячелетие под гнётом варваров, — никогда не забывал
о былой славе, однако первенство в возрождении античной
мысли принадлежало не Риму, а Флоренции. Во Флоренции
творят титаны Возрождения:
Брунеллески, Альберти, Донателло, Леонардо
да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Во Флоренции впервые
были переведены на латынь Платон и другие греческие
философы. Византийский философ Геместий
Плетон, флорентийцы Марсилио Фичино, Пико делла
Мирандолла с лёгкой руки главного мецената Ренессанса
Лоренцо Медичи, Лоренцо Великолепного основывают так
называемую «Платоновскую академию», где делятся своими
новаторскими гуманистическими идеями.
Собственно, мыслителей Ренессанса называют не сколько
философами, сколько гуманистами, так как цельной
философской системы у многих из них не было.
Портрет Козимо
Медичи
Якопо Понтормо
1537, 100.9×77 см

7.

Время перелома.
Проторенессанс (XIII — XIV ст.) не просто заложил основы
для будущего переворота, это время рождения
кардинально новых идей. С одной стороны, утверждение
схоластики с её девизом Фомы Аквинского «Философия —
служанка богословия», с другой стороны — её отрицание.
Такие философы, как шотландец Дунс Скотт, немецкий
мистик Мастер Экхарт, Николай Кузанский формируют
абсолютно новое представление о человеке и его месте
в мироздании. Человек становится не просто твореньем
божьим (тварным существом), человек — личность, через
которую бог познаёт самого себя, через которого бог
проявляет себя во всей своей полноте. Философия Николая
Кузанского оказала огромное влияние на искусство
северного Возрождения, наполненное пантеизмом
и божественным началом.
Потрет Пико делла
Мирандоллы из серии
Джовио

8.

Прекрасным примером служит работа
неизвестного нидерландского мастера XV
«Мадонна смирения». Это уже не схематичносакральное изображение византийских икон.
Мадонна по-матерински нежно смотрит
на маленького Христа, в руках которого плод
яблока — символ спасения. Но он не нарочито
демонстрирует его зрителю, а, как
ребёнок, играет с ним. Предметы словно живут
своей тихой жизнью, ненавязчиво раскрывая
образ. Такое изображение Мадонны в закрытом
саду намекает на девственное зачатие
Марии, а белые лилии олицетворяют
её невинность. Маленькие красные цветочки —
символ жертвенной крови Иисуса.

9. Ощущение конечности человеческого бытия

ОЩУЩЕНИЕ КОНЕЧНОСТИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Святая ТроицаТоммазо
Мазаччо
1428, 667×317 см
Превознося человеческую личность, создавая образ богоподобного
творца, Ренессанс также остро ощущал конечность человеческой жизни.
Этот трагизм остро выражен в поэзии творца новой европейской лирики —
Франческо Петрарки. В ряде его сонетов он одновременно желает
избавится от любовных мук, обретя смерть, но также даёт понять, что
по ту сторону бытия — неведомый мир. Его сонеты одухотворены и в тоже
время очень понятны современному читателю, потому что он описывает
чувства живого человека.
Его младший современник Джованни Боккаччо, основоположник
современной новеллы, пишет ироничный и философичный
сборник «Декамерон», в котором уже появляется психологизм, пусть
и схематичный. Самое главное здесь — отсутствие традиционной для
итальянской новеллы дидактики. Десять героев «Декамерона» во время
чумы (кары господней) уезжают за город и в течении десяти дней
рассказывают друг другу жизнеутверждающие рассказы, полные
романтики и эротики. В этом сборнике рассказов чётко прослеживается
мнение самого автора. Боккаччо рассуждает о том, что бог создал
мужчину — мужчиной, а женщину — женщиной и что от чумы в конечном
итоге умирают и праведники и грешники. Так почему бы не вступить
в схватку с этой напастью и не получать удовольствие от жизни, которая
и так пройдёт?

10. Перспектива

ПЕРСПЕКТИВА
Прямая и линейная перспектива — находка и культ Ренессанса.
Художники кватроченто демонстрируют своё мастерство владения
и знания перспективы. Для средневекового человека небо обладало
особым притяжением, для человека Ренессанса таким притяжением
обладает линия горизонта и ландшафт. С помощью научного
знания, геометрии и математики художники создают идеальный
мир, не просто подражающей природе, а преображающий её.
Первая формулировка о перспективе принадлежит флорентийскому
архитектору Филиппо Брунеллески. Однако Брунеллески не объяснял
действия законов перспективы. Это сделал в трактате «О живописи»
архитектор и писатель Леон Баттиста Альберти. Альберти называет
перспективу «окном», через которое мы смотрим в пространство, это
определение несёт в себе не только описательный, но и философский
смысл. Используя обратную перспективу, икона помещала человека
в свой небесный мир, создавая эффект «здесь-бытия». Картина
кватроченто отчуждает пространство живописи от пространства
зрителя, демонстрируя мир на картине, уходящий в другое измерение —
измерение художественное. Огромное внимание перспективе уделял
Паоло Уччелло, мастер раннего Возрождения. Со слов Вазари
известно, что он днями напролёт чертил, соединял прямые, выписывал
архитектурные элементы. В его живописи нет ещё той идеальной
перспективы высокого Ренессанса, но уже видны определённые
наработки: фигуры, расположенные ближе к зрителю, большего
размера, удалённые — уменьшаются в зависимости от их места
на полотне, а не статуса.
Сцены из жизни отшельников
Паоло Уччелло
109×80 см

11. Портрет в эпоху Возрождения

ПОРТРЕТ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Долгий период Средневековья не знал
портретного жанра. Изображаться достойны
были только персонажи Библии, а так как они
представители божественного
мира, то и изображения их условны, каноничны
и символичны. Первые скульптурные портреты
стали появляться в готических соборах.
Средневековый портрет очень универсален
и связан с сословной иерархией, чаще всего
это были представители власти
и рыцарства. Реализм в портрете — черта
Ренессанса. Первые портретные
изображения — профильны, но уже в них
можно видеть индивидуализацию
портретируемого. «Портрет Сигизмундо
Малатеста» Пьеро делла Франческа —
прекрасный пример такого портрета, где
перед нами изображена очень противоречивая
личность. Малатеста был гуманистом и одним
из меценатов Возрождения, он же — кондотьер
Мона Лиза (Джоконда)Леонардо и жестокий убийца, поэтому его внутренняя
да Винчи
суровость не ускользнула от взгляда делла
1500-е , 77×53 см
Франчески.
Портрет Сиджизмондо
Малатеста
Пьеро делла Франческа
1451, 44×34 см

12. Источники:

ИСТОЧНИКИ:
https://artchive.ru/encyclopedia/4241~Vozrozhdenie
English     Русский Правила