3.33M
Категория: ИскусствоИскусство

Композиционный центр

1.

Композиция
— это общий художественный замысел,
структура произведения искусства, наиболее полно выражающая
его идею.
композиционный
центр
соподчинение
ритм
композиция

2.

Композиционный центр
— центр, позволяющий управлять
вниманием зрителя.
Его задачи:
• формирование композиции как единого целого;
• удержание внимания смотрящего.
Зритель может долго рассматривать изображение, при этом в
композиционный
центр
его
внимание
будет
возвращаться
неоднократно. Это своеобразный магнит, постоянно притягивающий
взгляд. Совершая визуальное путешествие по плоскости изображения,
зритель часто начинает маршруты с композиционного центра и в него
же и возвращается.
!
Композиционный центр есть даже у абстрактных произведений и
формальных изображений, например, у паттерна на обоях.

3.

композиционный
центр
Караваджо «Игра в карты»

4.

композиционный
центр
Флорис ван Дейк «Натюрморт с сыром»

5.

композиционный
центр
Василий Кандинский «Желто-Красно-Синий»

6.

Как выделить композиционный центр

7.

Влияние расположения композиционного центра
на движение
статика
состояние покоя
совпадение с геометрическим центром формата

8.

динамика
медленное движение вперед

9.

быстрое движение вперед
динамика

10.

динамика

11.

динамика

12.

динамика
п
а
д
е
н
и
е

13.

статика

14.

Композиционный центр и гармония
золотое сечение

15.

упрощенное построение композиции по принципу золотого сечения

16.

законы
композиции
цельность
равновесие
соподчинение
Под цельностью понимают необходимость согласованности всех
элементов композиции, связь и неповторимость её элементов.
Под равновесием – уравновешенность и гармония различных
частей одного целого.
Под соподчинением – подчинение всех композиционных средств
единой идее и замыслу.

17.

Соподчинение – это выделение центра композиции (доминанты),
которому подчиняются все остальные элементы (причем, не
просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е. в
композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть
доминанты второго порядка (акценты). В зависимости от
количества уровней доминант, выделяют две степени иерархии
между элементами:
1) двухуровненный (доминанта и второстепенные элементы или
доминанта и акцент).
2) трехуровненный ( доминанта, акцент и второстепенные
элементы).

18.

доминанта
второстепенные элементы
В. Кандинский «Композиция VIII»

19.

второстепенные
элементы
доминанта
акцент
Л. Попова
«Архитектоника»

20.

Ритм – это упорядоченность
однохарактерных элементов
композиции, создаваемая путем повторения элементов, их
чередования,
нарастания
или
убывания.
Простейшая
закономерность, на основе которой строится композиция – это
повтор элементов и интервалов между ними, называемая
модульным ритмом или метрическим повтором.
Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному
предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное
распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно
наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях,
на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы
можем наблюдать в животном и растительном мире.

21.

ритмы
Уччелло
«Охота в лесу»

22.

ритм окон и колонн
Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге

23.

А. Экстер
«Город»
ритм прямоугольников-домов

24.

Характер простых геометрических форм (по теории В.Кандинского)
все круги, овалы,
эллипсы, волнообразные
линии, дуги
абсолютное движение
нет начала и конца
нет направления
все треугольники,
зигзаги
направленное движение
медленное или быстрое
движение
все квадраты,
прямоугольники,
горизонтальные линии
иногда - вертикали
статичность
покой
уверенность

25.

Полезная литература по основам композиции
Йоханнес Иттен «Искусство формы»
Василий Кандинский «Точка и линия на плоскости»
Василий Кандинский «О духовном в искусстве»
Ольга Голубева «Основы композиции»
Петр Фисун «Фотокомпозиция»
English     Русский Правила