3.41M
Категория: ИскусствоИскусство

Пьер Огюст Ренуар

1.

Пьер Огюст Ренуар
1841-1919, Франция
"Если ты не защищаешься, это их обескураживает, и они становятся
приятными. Люди обожают быть приятными. Только надо давать им
случай проявить это свойство"

2.

Живописец, Скульптор, График
Родился 25 февраля 1841 года, г. Лимож,
Франция
Был шестым ребенком из
небогатого портного и швеи .
семи
детей
Когда ему исполнилось 13 лет, поступил на
фабрику «Леви Бразерс», занимающейся
изготовлением продукции из фарфора. Там
мальчик научился рисовать, украшая тарелки,
горшки и вазы изображениями, выходившими
из под его кисти.
«Воздушная» роспись фарфора наложит
отпечаток на всю его дальнейшую живопись,
обусловив ее яркость, легкость мазка,
насыщенность цвета.

3.

В поиске нового искусства…
Когда в 1858 году компания обанкротилась,
юный Ренуар раскрашивал стены кафе, жалюзи
и навесы, копируя работы художников эпохи
Рококо.
В 1862 году он поступил в школу изящных
искусств,
мастерскую
Глейра,
где
познакомился с будущими товарищами по
выставкам К. Моне, Ф. Базиль, А. Сислей.
Друзья,
разочаровавшись
в
системе
преподавания, стали выходить на этюды,
первые работы были написаны в лесу
Фонтебло. В первом этюде Ренуара можно
увидеть
характерные
черты
«сухой»
академической живописи того времени, тогда
как в дальнейших работах проявляется
характерная манера живописи художника,
поиск впечатления и передача состояния
«здесь и сейчас».
«В лесу Фонтебло», приб. 1862
«Художник Жюль ле Кёр в лесу
Фонтенбло», 1866
Художники собирались в кафе Гербуа на
Монмартре, где велись активные дискуссии,
делились своим опытом, совершали поиск
будущего в искусстве.
В 1872 году Ренуар с друзьями создал
«Анонимное кооперативное товарищество».
«В кафе «Гербуа», Э. Мане

4.

Импрессионизм
«Выставка впечатленцев»
Первая выставка товарищества открылась 15 апреля
1874 года в Париже на бульваре Капуцинок в
бывшей мастерской фотографа Надара.
Эта выставка закончилась для художников новой
катастрофой: «Единственное, что мы извлекли из
этой выставки, — это ярлык «импрессионизм»,
который я ненавижу!», как скажет Огюст Ренуар.
Действительно,
выставка
получала
резкие
негативные отзывы и насмешки, журналист Луи
Леруа назвал художников «впечатленцами» от
названия картины Клода Моне «Впечатление.
Восход солнца» («Impression. Soleil levant»).
Ренуар представил пастель и шесть живописных
полотен, среди которых были «Танцовщица» и
«Ложа»:
«Публика не отставала от газет: насмешки,
прозвища и оскорбления сыпались градом. На
выставку шли, чтобы „посмеяться“. Персонажи
Дега и Сезанна, даже очаровательные девушки
Ренуара заставляли людей кипеть от негодования.
Особенную ненависть вызвала его „Ложа“. „Что за
хари!“ И откуда только они их выудили?!» Это были
мой дядя Эдмон и прелестная Нини!» Жан Ренуар.
Обложка каталога выставки
«Ложа в Опере», 1874 г

5.

Всего с 1874 по 1886 годы было проведено восемь
выставок
импрессионистов,
последняя
из
которых совпала с распадом импрессионизма как
единого и цельного течения. Ренуар постепенно
перестал
участвовать
в
выставках
импрессионистов.
Несмотря на бедность, именно в эти годы
художник создал свои главные шедевры.
«Качели», 1876
Качели La Balançoire
Ренуар всегда писал с натуры. Обратите
внимание на картины на слайде: главная героиня
одна - натурщица Маргарита Легран. Ренуар
ежедневно выносил большие холсты на улицу,
писал на месте, не принимая доработки в
мастерской.
Знаменитые качели можно и сейчас увидеть в
Париже, взобравшись на гору Монмартр, где в
свое время снимал мастерскую Ренуар.
«Бал в Мулен де ла
Галетт», 1876

6.

Признание
В 1879 году Ренуар представил в Салон
полнофигурный «Портрет актрисы Жанны
Самари» (1878) и добился всеобщего
признания. Данное произведение можно
увидеть в залах Эрмитажа.
Художник любил писать Жанну, они были
хорошими друзьями. Как напишет его сын:
«с нею было также легко общаться, сколь
воздушны получались работы».
Ренуар достиг успеха и славы, был признан
одним из ведущих художников Франции и
успел получить от государства звание
кавалера Ордена Почётного легиона.
В 1903 году семья Ренуаров переехала в
усадьбу под названием «Колетт» в
небольшом городке Кань-сюр-Мер, где
сейчас
организован
музей
имени
художника.
«Портрет актрисы Жанны Самари»,
1878, Эрмитаж

7.

Болезнь и старость
С середины 1890-х годов здоровье
художника ухудшилось, давал знать о себе
артрит — родовая болезнь Ренуаров.
В 1912 году приступ паралича приковал
Ренуара к инвалидному креслу. Художник
писал картины даже в таком состоянии,
сиделка вкладывала кисть ему между
пальцами.
Именитый импрессионист умер от
пневмонии 3 декабря 1919 года, успев
закончить свою последнюю работу
«Натюрморт с анемонами».

8.

Коллекция Эрмитажа
В анфиладе залов Главного Штаба
выставлена
на
всеобщее
обозрение
богатейшая
экспозиция
французских
импрессионистов и постимпрессионистов.
Подавляющее количество произведений
входило
в
частные
собрания
промышленников и коллекционеров —
Ивана Абрамовича Морозова и Сергея
Ивановича Щукина.
Среди двадцати картин Ренуара есть все
жанры, в которых он работал: пейзаж,
портрет, живые сценки современной
жизни.
«Ребенок с кнутиком»,1885
«В саду», 1885

9.

Рекомендации для прочтения
«История импрессионизма»,
Джон Ревалд
«Постимпрессионизм»,
Джон Ревалд
«Огюст Ренуар»,
Жан Реунар

10.

Рекомендации для просмотра
«Жемчужины коллекции. От
импрессионистов до Пикассо», 2020
«Импрессионисты»,
мини–сериал, 2006
«Импрессионисты: Живопись и
революция», 2011
English     Русский Правила