Похожие презентации:
Политические и правовые учения Древнего Рима. Тема 4
1.
Политические иправовые учения
Древнего Рима
2.
ПланОбщая
характеристика
древнеримской
политико-правовой мысли, её зарождение и
эволюция.
Политико-правовое
учение
Цицерона. Определение государства. Учение
о республике.
2. Римские юристы
о государстве и праве.
Римские стоики (Сенека, Эпиктет, Марк
Аврелий).
1.
3.
Периоды в истории Древнего Рима:царский (754-510 гг. до н.э.);
республиканский (509-28 гг. до н.э.);
императорский (27г. до н.э.- 476г. н.э.).
4.
Знаменитый римский оратор,государственный деятель, юрист, философ–
Цицерон (106-43 гг. до н.э.)
5.
Идеи Цицерона нашли воплощение впроизведениях «О государстве» и «О
законах».
Заслуга –выдвинутое им определение
государства как общего дела, достояния
всего народа.
При этом
в трактовке
Цицерона
государство не только выражает общий
интерес всех его свободных членов, что было
характерно
и
для
древнегреческих
концепций, но и представляет собой
правовое
образование,
«общий
правопорядок».
6.
Три простые формы правленияцарская власть
власть оптиматов (власть принадлежит
нескольким выборным лицам)
народную власть (власть принадлежит всему
народу)
7.
Недостатки 3-х форм правления:при
царской
власти
народ
отстраняется от общего законодательства
и принятия законов;
при власти оптиматов народ отстранен
от власти и не имеет свободы;
при демократии несправедливо само
равенство.
8.
Идеальной формой правления дляЦицерона являлась смешанная, которая
включала в себя положительные стороны
трех простых.
Образцом
он
считал
Римскую
республику, в которой консулы были
аналогом
царской
власти,
сенат
представлял власть оптиматов, а народные
собрания были властью народа.
9.
В основе права, по его мнению, лежитприсущая
природе
справедливость,
которая понимается как вечное, неизменное
и неотъемлемое свойство и природы в
целом, и человеческой природы в
частности.
10.
Естественный закон, считал Цицерон,всегда справедлив;
содержит разумные положения;
является
врожденным,
вечным
и
постоянным;
существует в неписаной форме;
возникает
раньше, чем какой-либо
писаный закон;
отменить
его
невозможно
и
он
распространяется на всех людей.
11.
Расцветримской
юриспруденции
приходится на 2 в. до н.э. – 3 в. н.э., а
наиболее известными юристами этого
периода являются Гай, Папиниан, Павел,
Ульпиан и Модестин.
12.
Правосудие, утверждал Ульпиан, естьпознание божественных и человеческих
дел,
наука
о
справедливом
и
несправедливом.
Источником права считался мировой
божественный разум, а право еще не
отделилось от нравственности.
13.
Следует также указать на традицию деленияправа на частное и публичное, которая, как
принято считать, восходит к знаменитой формуле
Ульпиана, считавшего, что публичное право
относится к положению государства, частное же –
к пользе отдельных лиц.