Литературная разминка
Проверь себя!
Спор о человеке в драме Горького
Вспомним.
Какая сцена является завязкой конфликта?
Актёр Москвин в роли Луки
Каким образом Лука действует на ночлежников?
Врал ли ночлежникам Лука?
Какова авторская позиция по отношению к Луке?
Что понимают под «правдой» герои пьесы?
Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе.
Монолог Сатина о человеке
Горький выделяет две правды:
Заключение
Литература и Интернет - ресурсы
564.00K
Категория: ЛитератураЛитература

Спор о человеке в драме Горького

1. Литературная разминка

Перед вами реплики из пьесы, определите, кому они
принадлежит.
1. «На что совесть? Я не богатый».
2. «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и
живет…»
3. «Образование – чепуха, главное – талант!»
4. «Мало знать, ты понимай…»
5. «Надоели мне, брат, все человеческие слова…все
наши слова – надоели!»
6. «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять?
Доброта она превыше всех благ».
7. «Любить живых надо, живых».
8. «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все
сотрется!»
9. «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»

2. Проверь себя!

1. Бубнов
2. Лука
3. Актер
4. Наташа
5. Сатин
6. Костылев
7. Лука
8. Бубнов
9. Сатин

3. Спор о человеке в драме Горького

Спор о человеке тесно
связан с другим не менее
важным вопросом пьесы –
вопросом о правде

4.

КАЖДЫЙ, КТО ЛЮБИТ ПРАВДУ,
ПРИХОДИТ К СВЕТУ; ОН НЕ БОИТСЯ
ОБНАРУЖИТЬ ДЕЛА СВОИ,
ЛЕВИ ДОУЛИНГ

5.

ПРАВДА В ПЬЕСЕ М.
ГОРЬКОГО
«НА ДНЕ»

6. Вспомним.

Как обитатели ночлежки воспринимают своё положение
до появления Луки?
В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со
своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими»
«Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что
прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот –
скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию:
«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, всё сотрётся…всё
сотрётся, да!»
Только один Клещ не смирился ещё со своей участью. Он
отделяет себя от остальных ночлежников:» Какие они люди? Рвань,
золотая рота…люди! Я – рабочий человек…мне глядеть на них
стыдно….Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу…кожу сдеру,
а вылезу…Вот, погоди…умрёт жена…» Мечта о другой жизни
связана у Клеща с освобождением, которое принесёт ему смерть
жены. Да и мечта окажется мнимой.

7. Какая сцена является завязкой конфликта?

Завязкой является появление Луки. Он
сразу объявляет свои взгляды на жизнь:
«Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю,
по-моему, ни одна блоха – не плоха: все
чёрненькие, все – прыгают…так-то». И
ещё: «Старику – где тепло, там и
родина…» Лука оказывается в центре
внимания постояльцев: «Какого
занятного старикашку - то привели вы,
Наташа…» - и всё развитие сюжета
концентрируется именно на нём.

8. Актёр Москвин в роли Луки

9.

В ЧЁМ ПРАВДА ЛУКИ?
•«ВО ЧТО ВЕРИШЬ, ТО И
ЕСТЬ…»
•«ХРИСТОС ВСЕХ ЖАЛЕЛ И НАМ
ВЕЛЕЛ»
•«ЧЕЛОВЕК - ВСЕ
МОЖЕТ…ЛИШЬ БЫ ЗАХОТЕЛ…»
•«…ЕСЛИ КТО КОМУ ХОРОШО
НЕ СДЕЛАЛ, ТОТ И ХУДО
ПОСТУПИЛ…»
«ВСЯКО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК…КАК
СЕРДЦЕ НАЛАЖЕНО, ТАК И
ЖИВЕТ…»
ИВАН МОСКВИН
В РОЛИ ЛУКИ

10. Каким образом Лука действует на ночлежников?

всем
«Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!.».
Алёшке
« Эх, парень, запутался ты…»
Анне
«Разве можно человека эдак бросать?» «Ничего, милая! Ты
-0 надейся…Вот, значит, помрёшь, и будет тебе
спокойно…ничего больше не надо будет, и бояться –
Лука открывает
в каждом
нечего! Тишина,
спокой человеке
– лежи себе!»хорошее
и вселяет веру в лучшее.
Медведеву
Умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут
же ловится на эту удочку.
Актёру
Даёт надежду на излечение от алкоголизма. «Человек – всё
может, лишь бы захотел…»
вору Ваське
Советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую
жизнь

11. Врал ли ночлежникам Лука?

Лука бескорыстно пытается
помочь людям, заронить в них веру
в себя, пробудить лучшие стороны
натуры. Он искренне желает добра,
показывает реальные пути
достижения новой, лучшей жизни.
Ведь действительно существуют
лечебницы для алкоголиков,
действительно Сибирь – «золотая
сторона»

12.

Героев пьесы можно разделить на
«верующих»
Анна не верит в Бога
Татарин –в Аллаха
Настя – в «роковую
любовь»
Барон – в своё прошлое,
возможно придуманное.
«неверующих»
Клещ уже ни во что
Не верит,
Бубнов и не верил
никогда и ничему.
Лука. Это имя напоминает евангелиста Луку,
означает «светлый», и в то же время
ассоциируется со словом «лукавый» (чёрт)

13. Какова авторская позиция по отношению к Луке?

Сам Горький писал о своём замысле:
«основной вопрос, который я хотел
поставить, это – что лучше,
истина или сострадание. Что
нужнее. Нужно ли доводить
сострадание до того, чтобы
пользоваться ложью, как Лука? Это
вопрос не субъективный, а
общефилософский».

14.

Как соотносит Горький эти понятия?
истина
ложь
противопоставляет
истина
сострадание

15.

Все герои сходятся на том, что
Лука вселил в них ложную
надежду. Но ведь он и не обещал
поднять их со дна жизни, он
просто показал их собственные
возможности, показал, что
выход есть, и теперь всё
зависит от них самих. Эта вера
в сознании ночлежников не
успела закрепиться, с
исчезновением Луки надежда
гаснет…
ПОЧЕМУ?

16.

Может быть, дело в
слабости самих
героев, в их
неспособности и
нежелании сделать
хоть что-то для
осуществления
Лука же объясняет неудачи жизни ночлежников
новых
планов.обстоятельствами, вовсе не винит
внешними
Неудовлетворённост
самих героев в неудавшейся жизни.
ь реальностью
Поэтому они так потянулись к Луке
сочетается с полной
и так разочаровались,
неготовностью
что
лишившись внешней опоры с его уходом.
бы то ни было
предпринять с
целью изменить эту
реальность

17.

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он
считал Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить
человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить.
Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и
неоднозначен.

18.

Философский
вопрос, который
поставил Горький:
что лучше – истина
или сострадание.
Вопрос о правде
многогранен.
Каждый человек
понимает правду
по – своему, имея
всё-таки в виду
некую
окончательную
высшую правду.
Посмотрим, как соотносятся правда и ложь
в драме «На дне»

19. Что понимают под «правдой» герои пьесы?

Два уровня «правды»
«частная» правда,
которую отстаивают герои
«для себя»
Мировоззренческий –
В репликах Луки.
«Правда» Луки и его «ложь»
Выражаются формулой:
«Во что веришь – то и есть».

20. Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе.

ЛУКА
БУБНОВ

21.

В ЧЕМ ПРАВДА БУБНОВА?
• «НА ЧТО МНЕ СОВЕСТЬ? Я – НЕ
БОГАТЫЙ!»
• «ЛЮДИ ВСЕ ЖИВУТ…КАК
ЩЕПКИ ПО РЕКЕ ПЛЫВУТ…»
• «ВСЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ
ЛИШНИЕ…»
•«ВСЁ СКАЗКИ…»
•«ВСЕ ТАК: РОДЯТСЯ, ПОЖИВУТ,
УМИРАЮТ. И Я ПОМРУ…И ТЫ…»
НИКИТА ТОЛУБЕЕВ
Он относится к жизни
В РОЛИ БУБНОВА
со злым пессимизмом

22.

В ЧЕМ ПРАВДА САТИНА?
•«ВСЁ- В ЧЕЛОВЕКЕ, ВСЁ ДЛЯ
ЧЕЛОВЕКА. СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО
ЧЕЛОВЕК. ВСЕ ЖЕ ОСТАЛЬНОЕ – ДЕЛО
ЕГО РУК И МОЗГА! ЧЕ-ЛО-ВЕК – ЭТО
ВЕЛИКОЛЕПНО! ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!
НАДО УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА! НЕ
ЖАЛЕТЬ, НЕ УНИЖАТЬ ЕГО
ЖАЛОСТЬЮ…»
•«ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА? ЧЕЛОВЕК – ВОТ
ПРАВДА!»
•«ЛОЖЬ – РЕЛИГИЯ РАБОВ И ХОЗЯЕВ…
ПРАВДА – БОГ СВОБОДНОГО
ЧЕЛОВЕКА!»
ДМИТРИЙ НАЗАРОВ
В РОЛИ–САТИНА
«Правда» Сатина
в человеке

23. Монолог Сатина о человеке

«Человек – свободен…Он за
всё платит сам: за веру, за
неверие, за любовь, за ум –
человек за всё платит сам,
и потому он свободен!..
Человек – вот правда!»

24. Горький выделяет две правды:

«Правду – истину»
«правду – мечту
Эти «правды» не совпадают, даже
враждебны друг другу. Сатин
предлагает «любовь к дальнему», к
абстрактному Человеку, человеку –
мечте. В этом проявляются взгляды
самого Горького.

25. Заключение

Герои Горького отражают
двойственность, противоречивость,
мятежность самого автора.
Пьеса «На дне» отразила переломный
момент во всей судьбе писателя.
Продолжение традиций русского
критического реализма в пьесе перестает в
эстетику нового творческого метода,
который значительно позже, в середине 30х годов, был назван «социалистическим
реализмом».

26. Литература и Интернет - ресурсы

http://festival.1september.ru/articles52104
7/pril.ppt
http://festival.1september.ru/authors/208872-686
Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На
дне»//Литература в школе. 1998 №8
Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М.,
1968
English     Русский Правила