13.67M
Категория: ИсторияИстория

Восточные славяне в древности

1.

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

2.

ПРАРОДИНА СЛАВЯН. ПРАСЛАВЯНЕ.
Индоевропейская
языковая семья
сер. 2 тыс.
до н.э.
Славянская
языковая
группа
Место
расселения
Нижнее и среднее
течение рек
Одра,Висла,Днестр

3.

ГРУППЫ СЛАВЯН
Славяне, 4 в
западные
восточные
южные
Восточные:
украинцы, белорусы, русские
Южные:
болгары, хорваты, боснийцы,
черногорцы, сербы
Западные:
поляки,чехи, словаки,венгры

4.

СЕЛЕНИЯ

5.

ИСТОЧНИКИ
«Повесть временных лет» XII в.
Монах Киево-Печерского
монастыря Нестор – «отец
русской истории»

6.

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Согласно летописи «Повесть
временных лет», восточные
славяне расселились:
поляне - по берегам
Днепра, недалеко от устья
Десны главный город Киев;
Ильменские словене - на
Ильмень-озере и р. Волхов ,
главный город Новгород
северяне - в бассейне рек
Десна и Сейм;
радимичи - на верхних
притоках Днепра;
древляне - по Припяти;
дреговичи - между
Припятью и Западной
Двиной;

7.

РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

8.

ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН
Охота, - пушнина ( белка,куница, соболь) –
высоко ценились при торговых обменах
Рыболовство – селились по рекам
Собирательство

9.

СЛАВЯНЕ РАННЕГО ВРЕМЕНИ

10.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Подсечно-огневое – лесная зона ( соха)
Переложное – степная зона ( плуг)
Двуполье, трехполье – 7-8 в.в.

11.

БОРТНИЧЕСТВО – СБОР МЕДА ДИКИХ ПЧЕЛ
колода
Воск, мед – статьи торгового
обмена

12.

РЕМЕСЛО

13.

ТОРГОВЫЙ ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»
Новгород - Киев,
Балтийское море –
река Нева Ладожское озеро,
река Волхов –
река Ловать –
волоковые пути".верховья Днепра.

14.

ТОРГОВЛЯ
Славянские лодьи
Иванов С. В. Торг в землях восточных славян

15.

ТОРГОВЛЯ

16.

СОСЕДИ СЛАВЯН
Балты –
северные
территории
Финно-угры исконное
население
печенеги
булгары
хазары

17.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ( СОСЕДСКАЯ) ОБЩИНА
Союз племен
Племенной
вождь - князь
Боевая дружина

18.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
род
род
Племя
Общеплеменные
вопросы
род
старейшина
Кровная месть
– обеспечение
сохранности и
выживания
рода
Управление
Разрешение
споров
Совет
старейшин
Народное
собрание
вече
Дань - плата за обеспечение
безопасности
Племенной вождь
Военный предводитель

19.

СОЮЗЫ ПЛЕМЕН
Племенной
вождь - князь
Защита
территории
Организация
военных
походов
Покорение
соседних
племен
Дань – как
признание
покорности
полюдье

20.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Теории возникновения государства у восточных славян
Славянская
(антинорманская)
Отрицается роль
варягов в
образовании
Древнерусского
государства и
призвание их на
княжение
(М.В. Ломоносов,
Б.А. Рыбаков)
Центристская
Норманская
Древнерусское
Древнерусское
государство
государство возникло
создано
как результат
норманнами
внутреннего
(варягами) с
общественного
добровольного
развития славян, но и
согласия славян
при участии варягов
(Г.З. Байер, Н.М.
(А.Л. Юрганов,
Карамзин, С.М.
Л.А. Кацва и другие)
Соловьёв)
Предпосылки образования Древнерусского
государства

21.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Политические объединения восточных славян
Славия
(Новгород)
Куявия
(Киев)
Артания
(Рязань, Чернигов)
Рюрик (862-879) –
родоначальник династии
Рюриковичей, первый
древнерусский князь.

22.

Возникновения Киевского
государства В середине IX в.
Возникла необходимость защиты
территории вооруженными
силами, а значит, появилась
потребность в государственном
аппарате. Волнения по поводу
постоянных внешних вторжений
продолжались, поэтому группа
жителей направилась к варягам
(русичам), из числа которых был
избран правитель (князь,
воевода) на землях русских.
Таким образом, в Новгороде
стали княжить Рюрики, впервые
официально оформилась
государственность на территории
современной России.

23.

Первые князья династии Рюриковичей
862 г. – Рюрик с дружиной
(Синеус, Трувор) были
приглашены на княжение в
Новгород
866 г. – новгородская знать
во главе с мятежным
дружинником Вадимом
Храбрым попыталась
избавится от опеки Рюрика,
восстание было жестоко
подавлено варягами

24.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Олег (879-912)
КАРТА
Первый реальный правитель Руси,
объединивший земли славян
В 882 году захватил Киев, сделав
его столицей своего княжества
Подчинил себе племена древлян,
северян, радимичей
Военный поход на Византию
Мирные договоры (907г., 911г.)
Договоры Олега с Византией (справка)

25.

Вещий Олег в 882 г.
отправился в поход и захватил
Киев, а также другие земли на
пути «из варяг в греки» –
образовалась единая
территория Руси. Олег
присоединил к Руси еще
множество территорий
посредством захвата либо
мирного присоединения
соседских земель. Он же и
перенес столицу в Киев,
благодаря чему Русь была
названа Киевской, а все князья
– «великими киевскими».
Окончательно оформилось
Русское государство –
Киевская Русь

26.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
КАРТА
Игорь (912-945)
Расширил границы государства,
подчинил племя уличей
Отразил набеги кочевников
печенегов
Военные походы против Византии
944г. – мирный договор
Убит древлянами при сборе дани
в 945г.
Полюдье на Руси (справка)

27.

Полюдье – сезонный сбор дани князем
ОБЯЗАННОСТИ
ДАННИКОВ
ДАНЬ
Содержани
е
семьи и
дружины
Обмен
торговля
запас
Кожи
Лошади
Рыба
Меха
Ремесленные
изделия
Пиво, мед
Зерно
Мясо
Рабы-челядь
Воск
Гривны серебра
Лен, ткани
РАБОТЫ
Принимать князя на
становищах и
погостах
Наводить дороги и
мосты
Строить и оснащать
ладьи-моноксилы
(ткать для них паруса
и т.д.)
в
К з
о а
л и
л м
е о
к д
т е
и й
в с
н т
о в
е и
е

28.

Походы Игоря 913-944 гг.

29.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Ольга (945-969)
КАРТА
Подавление восстания древлян
Установление чёткого порядка
сбора дани
Принятие христианства в
Византии (957г.)
Руководство защитой Киева от
печенегов (968г.)
Налоговая реформа княгини Ольги (справка)

30.

Полюдье – объезд князей с
дружиной подвластных земель,
племен для сбора дани.
Погосты – административные
центры, созданные для сбора
дани
Уроки – нормы определяющие
размер дани
Заслуга княгини Ольги
заключается в том, что она
нормировала сбор дани (уроки)
и заменила полюдье погостом.
Ольга – первая княгиняхристианка, после смерти
Ольга (Елена) была
канонизирована православной
церковью

31.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Святослав (964-972)
КАРТА
Подчинение вятичей
Ослабление Волжской Булгарии
Уничтожение Хазарского каганата
(965г.)
Война с Византией (968-971гг.)
Назначение сыновей наместниками
вместо племенных князей

32.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Владимир Святой (980-1015)
КАРТА
Крещение Руси в 988г.
Открытие первых школ
Создание системы обороны от
печенегов
Подчинение червенских городов,
хорватов, радимичей
Ликвидация автономии племенных
князей
Усобица после смерти Святослава (справка)

33.

Пантеизм, язычество
Боги
добрые и
злые
Культ
предков
и
природы
Необходимост
ь добиться
поддержки
божественных
сил
Обожествлен
ие и
одушевление
природы
Земледельческий пантеон
Взаимопроникно
вение с
финским,
балтским
пантеоном богов

34.

Религия славян - язычество
Даждьбог - бог
Солнца, «податель
всех благ».
Стрибог - бог ветра
Ярило – Яростный –
значит неукротимый,
яровать – неистовать,
забываясь, идея плодородия,
любви.
Белобог - один из
верховных добрых богов
древних славянских
народов. Бог удачи и
счастья.

35.

Лада – мать богов, рожаница
Лада - покровительница родов, женщин, детей,
брака, любви, женских дел, пар, урожая,
плодородия. Богиня Земли.
Леля ( Весна) - Богиня девичьей любви,
младшая Рожаница, покровительница
влюбленных, красоты, счастья.

36.

Перун – «тот, кто сильнее бьет», разящий
бог грозы, грома, животворящий источник
Покровитель воинов .
Ему подвластны стихии природы –огонь,
вода , дерево и камень.
Родоначальник небесного огня,
который нисходя на землю, дает жизнь.
Перун был вооружен палицей, луком
со стрелами (молнии это стрелы,
которые метал бог), и топором. Топор
считался одним из главных символов
бога.
Считался учредителем нравственного
закона и самым первым защитником
Правды.
Лесной бык Тур - священное животное .
Цветок - голубой ирис (шесть лилово голубых лепестков, громовой знак)
Святилища Перуна устраивались под
открытым небом. Они имели форму
цветка.

37.

Велес – покровитель домашнего скота и
богатства, воплощение золота, попечитель
торговцев, скотоводов, охотников и
землепашцев…
Ему подчиняются все низшие духи.
Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб – на
Небе,
покровительница женских рукоделий - на
Земле;
попечительствует женскому плодородию и
урожайности, хозяйственности и достатку в

38.

Хорс - славянский бог Солнца –
светила. Имя "Хорс" происходит от
корня "хор", обозначает "круг",
"окружность", что так же отражается
его связь с солнцем.
Сварог - Бог огня, кузнечного дела,
семейного очага. Способствовал
развитию знаний, подарил людям клещи и
научил выплавлять медь и железо.
Сварог установил самые первые законы
по которым каждому мужчине полагалось
иметь только одну женщину, а женщине
одного мужчину.

39.

Духи и существа
Овинник - главный в овине и
сарае. Следит за скотиной, гривы
любимым лошадям расчесывает.
Следит чтобы лиса малых утят и
цыплят не утащила. Добрый дух.
Домовой - дух добрый,
он рачительный
хозяин, помогающий
дружной семье
Банник, дух бани,
стоящей вовсе на
отшибе, на краю
двора, а то и за его
пределами попросту опасен. По
этой причине
верующие
люди считают баню
- символ, казалось
бы, чистоты "нечистой"

40.

Лесовик-леший живет в
лесной чащобе. Он умеет
оборачиваться, является в
виде дряхлого старика,
либо дерева, медведя.
Иногда он кричит в лесу и
пугает людей. Леший волчий и медвежий пастух,
ему подчиняются все звери
в лесу. Он охраняет лес и
лесных зверей, потому его
опасаются лесорубы и
охотники.
Водяной дедушка - хозяин
вод.
Берегини живут по берегам рек, они оберегают
людей от злых духов, предсказывают будущее, а
также спасают маленьких детей, оставшихся без
присмотра и упавших в воду.

41.

Волхвы. кудесники.
По В. Далю: «Волхв, волх (стар.) — мудрец, звездочет,
астролог: «Волховать, волошить» — «волшебничать,
волшебствовать, колдовать, чаровать, кудесить,
знахарить, гадать, ворожить, ведьмовать, заговаривать,
напускать, шептать». Он знает прошлое и будущее,
властен над стихиями («снимает» Луну), «портит»,
насылает несчастья и болезни или, напротив, оберегает,
избавляет от порчи и колдовства.
В.Васнецов.
Вещий Олег и волхв.

42.

Капища. Идолы

43.

980 г.– религиозная
реформа.
Владимир
пытается создать
общерусский
языческий пантеон
богов во главе с
Перуном.
В пантеон также
входили: Даждьбог,
Стрибог, Велес.
Провал реформы

44.

Причины религиозных
реформ:
1)
Идеологические
пережитки язычества
не могли быть
совместимы с
централизованной
властью и порождали
сепаратизм
2)
Язычество мешало
стабилизации
феодальных
отношений
3)
Язычество
приводило к
изоляции Руси от
христианского мира
Европы

45.

Причины религиозных
реформ:
4) Требовалась новая
идеология,
утверждающая
отношения
господства и подчинения
5) Монотеизм укреплял
авторитет личной
княжеской власти

46.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Этапы распространения
христианства на Руси
Проповеди апостола Андрея
Первозванного среди славян (Iв.)
Деятельность Кирилла и Мефодия
(IXв.)
Крещение княгини Ольги в
Константинополе (957г.)
Религиозная реформа Владимира
(980г.)
Принятие христианства (988г.)

47.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Принятие христианства
988г.
Причины
1) Необходимость
укрепления власти
киевского князя
2) Оправдание
социального
неравенства
3) Необходимость
приобщения Руси к
общеевропейским
ценностям
Значение
1) Укрепило государство и
власть князя
2) Повысило
международный
авторитет Руси
3) Способствовало
приобщению Руси к
византийской
культуре

48.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Ярослав Мудрый (1015-1054)
КАРТА
«Русская Правда». Лествичный
порядок наследования престола
Разгром печенегов в 1036г.
Война с Византией в 1043-1046
Развитие образования
Расцвет культуры
Династические браки с
европейскими монархами
Усобица после смерти Владимира Святославича (справка)

49.

До 1068 г. Ярославичи правили Русской
землей совместно.
1068 г. – половцы нанесли серьезное
поражение русским князьям.
Изяслав отказался вооружить киевлян
восстание в Киеве
великий князь Всеслав,
полоцкий князь. Изяслав предпринял попытку
захватить власть, недолго княжил в Киеве.
1073 г. – великий князь Святослав (вскоре
умер). Изяслав вернулся, 1078 г. погиб от руки
Олега Святославича.
1078 – 1093 гг. – великий князь Всеволод
(младший сын Ярослава Мудрого), период его
правления отличался относительной
стабильностью на Руси.

50.

1093 г. – сын Всеволода Владимир
Мономах уступил Киев двоюродному
брату Святополку Изяславичу и
отправился в Чернигов (Изяслав –
старший Ярославич)
Усилилась междоусобная борьба между
князьями – черниговским Олегом
(сочувствовал половцам) и переяславским
Владимиром Мономахом. Олег был
разбит, клялся в повиновении.

51.

1097 г. в Любече собрался княжеский съезд.
Инициатор – Владимир Мономах
(переяславский князь)
Состав: Святополк Изяславич (Киев),
Давыд Игоревич (Волынь), Василько
Ростиславич (Теребовль, Галицкая
земля), Олег Святославич
Цель: предотвращение усобиц,
ослабляющих Землю русскую.

52.

Значение съезда в Любече (1097 г):
Пытаясь прекратить междоусобицы
князья приняли решение об окончательном
распределении земель между наследниками,
тем самым “официально” закрепили
состояние феодальной раздробленности на
Руси.
РУСЬ СЧИТАЕТСЯ УЖЕ НЕ ЕДИНЫМ
ГОСУДАРСТВОМ, А СОВОКУПНОСТЬЮ
“ОТЧИН”, КОТОРЫМИ НАСЛЕДСТВЕННО
ВЛАДЕЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ВЕТВИ КНЯЖЕСКОЙ
ДИНАСТИИ – РУСЬ УДЕЛЬНАЯ

53.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Владимир Мономах
(1113-1125)
КАРТА
Борьба за прекращение княжеских
усобиц (съезд в Любече 1097г.)
Окончательный разгром половцев
(1103, 1107, 1111гг.)
«Устав Владимира Мономаха»
«Поучение детям»
Политика укрепления династических
связей с Европой
Ситуация на Руси после смерти Ярослава Мудрого (справка)

54.

Реформы Владимира Мономаха (1113-1125 гг.)
1) “Устав Владимира Всеволодовича”
улучшил положение простого народа, полузависимого
населения
Ограничил произвол ростовщиков (не более 20 % в год)
2) Возглавил борьбу с половцами, обезопасив границы Руси
3) При Владимире Мономахе временно было восстановлено
единство Руси и влияние киевского великокняжеского
стола (грубой силой и хитростью)
4) Первый реформатор в истории Руси
5) Нарушив указ Ярослава Мудрого наследовал власть сыну
Мстиславу
6) Автор “Поучения Владимира Мономаха своим детям”

55.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Мстислав Великий
(1125-1132)
КАРТА
Продолжил политику централизации
княжеской власти
Присоединение Полоцкого
княжества (1127г.)
Успешные походы против литвы
После его смерти начался период
феодальной раздробленности

56.

Общественный
строй
Возникновение государственности у
восточных славян. Князья и дружина.
Вечевые порядки. Принятие христианства
Большинство историков поддерживает идею о
феодальном характере Древнерусского государства,
т.к. развитие феодальных отношений IXв. было ведущей
тенденцией в социально-экономическом развитии Древней
Руси.
В тоже время феодальный уклад существовал наряду с
рабовладельческим и патриархальным.
В рамках Древнерусского
государства шёл процесс
зарождения и формирования
раннефеодального общества.
Основные черты
феодального строя (справка)

57.

Возникновение государственности у восточных славян. Князья и
дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
Управление Древнерусским государством
Великий
князь
Местные (удельные) князья
Посадники, волостители
Совет при князе (Дума)
Бояре, Высшее духовенство
Вече
Дружина старшая (знать)
младшая (гриди и отроки)
Особенности
древнерусской
раннефеодальной
монархии (справка)

58.

Категории населения.
«Русская правда»
Высшие сословия
Волхвы (языческие жрецы
до христианства)
Князья
Православное
духовенство
Удельные князья
Митрополит
Бояре
Епископ
(приходы и монастыри)
Дружинники
(отроки и гриди)

59.

Категории населения. «Русская правда»
Низшие
сословия
Горожане
Купцы
Ремесленники
Люди
Холопы
Смерды
Рядовичи
Долговые
холопы
Закупы
Низшие сословия (справка)
Челядь

60.

Полузависимое население
Рядовичи — человек, заключивший
определенный договор — ряд и
обязанный выполнять работу по этому
договору.
Закупы —работавшие в хозяйстве
феодала за «купу» — заем, имели свое
хозяйство. Отработав долг,
освобождались.

61.

Зависимое население
Холопы
— категория зависимого населения
в Древней Руси, известная с X в. Холопы
были близки по положению к рабам. В XVII в.
постепенно слились с крепостным
крестьянством.
Киевская Русь (IX- сер.XII в.) не
знала крепостной зависимости крестьян!

62.

Свободные общинники
Смерды — общее название сельского
населения Древней Руси.
Наймиты- свободные общинники
работающие за плату.

63.

Категории населения. «Русская правда»
Русская правда
Источники
Редакции
Составные части
Обычное право
восточных славян
Краткая правда XIв.
Правда Ярослава
Закон Русский
Пространная
правда XIIв.
Правда
Ярославичей
Княжеская
судебная практика
Сокращённая
правда XVв.
Устав Владимира
Мономаха
Договоры Руси с
Византией
Русская правда
(справка)
Ряд
переработанных
статей
Пространной
Правды

64.

65.

Социальнополитическая
борьба в
Древней Руси
Волнения 1024г.
в Суздальской
земле
Восстание 1068г.
в Киеве
Характер народных
выступлений
Категории населения.
«Русская правда»
Восстание 1113г.
в Киеве

66.

Международные связи Древней Руси
Византия
союзы, торговля
конфликты
Западная Европа
династические браки
Варяги
Угро-финны
военная служба
ассимиляция
Волжская Булгария
борьба за торговые
пути
Хазарский каганат
Печенеги
Половцы
отражение набегов
Международное значение Древнерусского государства
English     Русский Правила