Похожие презентации:
Обзорная лекция по философии
1.
Частное образовательноеучреждение высшего образования
АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА
Приемная комиссия +7 (499) 112 46 77, Москва, ул. 4-ая Магистральная, д. 5, стр. 2
2.
Обзорная лекция по философии1. Учение о бытии – онтология. Бытие как философская категория. Основные
формы бытия
2. Материя как философская категория. Движение и самоорганизация.
Пространство и время. Отражение.
3. Сознание как философская категория. Происхождение сознания. Теория
отражения
4. Диалектика как основа построения философии. Основные категории, законы
и принципы диалектики
3.
5. Познание (гносеология) и основные теории истинности6. Проблема человека и личности в философии. Философская
антропология
7. Философия общества. Человек в пространстве цивилизации и культуры
4.
Бытие как философская категория● Реален ли окружающий нас мир?
● Имеет ли этот мир причину, источник и логику развития или он статичен?
● Что такое субстанция?
5.
Субстанция –самостоятельная сущность, которая для своего существования не
нуждается ни в чем, кроме самой себя
Материя
Сознание
6.
Бытие - это реально существующая,стабильная, самостоятельная,
объективная, вечная, бесконечная
субстанция, которая включает в себя
все сущее
7.
Формы бытияматериальное
бытие
• существование материальных (обладающих протяженностью,
массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы,
окружающего мира
идеальное
бытие
• существование идеального как самостоятельной реальности
в виде индивидуализированного духовного бытия и
объективизированного (внеиндивидуального) духовного
бытия
человеческое
бытие
• существование человека как единства материального и
духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его
бытие в материальном мире
8.
Формы бытиясоциальное
бытие
• бытие человека в обществе и бытие (жизнь,
существование, развитие) самого общества
(устройство, законы, периодичность и т.д.)
ноуменальное
бытие
• (от слов "ноумен" - вещь сама по себе) – бытие,
которое реально существует независимо от
сознания того, кто наблюдает его со стороны
феноменальное
бытие
• (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) –
кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит
познающий субъект
9.
Формы бытияНебытие – применительно к существованию отдельного предмета –
те границы, за которыми данный предмет еще не существует или уже не
существует.
В ряде идеалистических систем Н. выражает ступень предсуществования
мира или его части и по своему содержанию включается в более общую
категорию ничто
10.
Материя как философская категорияматериалистический
подход
• материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы сознание, человек, общество – порождение материи
объективно• материя объективно существует как порождение
независимого от всего сущего первичного
идеалистический (объективизация)
идеального (абсолютного) духа (сознания)
подход
субъективно• материи как самостоятельной реальности не существует
она лишь продукт (феномен - кажущееся явление,
идеалистический вообще,
"галлюцинация") субъективного (существующего только в
виде сознания человека) духа
подход
11.
Материя как философская категорияЭлементы структуры
материи
неживая
природа
живая
природа
социум
(общество)
12.
Движение материивозникает из
самой материи
всеобъемлюще
постоянно
13.
Движение материиколичественное - перенос материи и
энергии в пространстве
качественное - изменение самой материи,
перестройка внутренней структуры и
возникновение новых материальных
объектов и их новых качеств
14.
Самоорганизация материи – свойство материи к созданию,совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил
Флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и
отклонения
Синергетика – учение о самоорганизации материи
15.
Материя, пространство и времяСубстанциональный
подход – время и
пространство отдельная
реальность, наряду с
материей
самостоятельные
субстанции, а отношение
между материей и
пространством и
временем
рассматривали как
межсубстанциональные
Реляционный подход
(от лат. relatio –
отношение) –
воспринимали время и
пространство как
отношения,
образуемые
взаимодействием
материальных объектов
16.
Время • форма бытия материи, которая выражает длительность существованияматериальных объектов и последовательность изменений (смены
состояний) данных объектов в процессе из развития;
Пространство • форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность,
структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и
взаимодействие материальных объектов между собой
17.
Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самихсебе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Высшим уровнем (видом) отражения является сознание. Согласно
материалистической концепции сознание — это свойство
высокоорганизованной материи отражать саму себя
18.
Сознание как философская категория. Происхождениесознания. Теория отражения
Сознание – особый, высший уровень организации психической жизни
субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности,
отражающего эту действительность в форме образов, которые служат
регуляторами целенаправленной деятельности.
Важнейшей функцией сознания является мысленное построение действий
и предвидение их последствий, контроль и управление поведением
личности, её способность отдавать себе отчёт в том, что происходит как в
окружающем, так и в своём собственном духовном мире
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н.
Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
19.
Сознание как философская категория. Происхождениесознания. Теория отражения
● Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме
происхождения сознания, согласно которому сознания как
самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение
материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук
● Солипсизм (субъективный идеализм) – другой крайний взгляд на
природу сознания, согласно которому сознание индивида –
единственная достоверная реальность, а материальный мир – его
порождение
20.
Сознание как философская категория. Происхождение сознания.Теория отражения
● объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и
материи, предоставляет первичную (творческую) роль сознанию, может
рассматривать сознание в отрыве от личности индивида – как часть
"мирового сознания";
● умеренный материализм – считает сознание особым проявлением
материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму
себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения,
наиболее распространенная в российской философии
21.
Сознание как философская категория. Происхождение сознания.Теория отражения
● Современная российская философия, являясь во много наследницей
советской философии, широко использует материалистическое
объяснение природы сознания, известное как теория отражения
● Сознание есть свойство высокоорганизованной материи
отражать саму себя
22.
Раздражимость•простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов
(даже растений) на предметы и явления окружающего мира (стимул – реакция)
Чувствительность
•более высокая форма биологического отражения - способность живых
организмов отражать окружающий мир в виде ощущений
Восприятие
•целостное отражение предмета (образ), воздействующего на познающий
субъект
Представление
Целостный образ предмета, отраженный в сознании, не воспринимаемый на
данный момент
23.
Психическоеотражение
• систематизация, осмысление ощущений, способность живых
организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в
целях приспособления к окружающей среде, многовариантно
реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации,
находить из них правильный выход
Сознание
• высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и,
частично, высшим животным. Сознание — наиболее полное отражение
окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию,
рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть
обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к
предметно-практической деятельности
24.
свойства человеческого сознанияИдеальность нематериальная
сущность сознания
Интенциональность направленность на
предмет
Идеаторность способность творить и
воспроизводить идеи
25.
ДиалектикаГлавная проблема диалектики – что такое развитие?
Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение
материальных и идеальных объектов, причем не простое
(механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом
которого является переход на более высокую ступень организации
Развитие – высшая форма движения, а движение – основа развития.
26.
● Движение является внутренним свойством материи и уникальнымявлением окружающей действительности, поскольку движение
характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно
наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного
места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в
определенном месте и одновременно уже не находится в нем)
27.
Категории диалектикиКатегории это наиболее (предельно) общие понятия, которыми оперирует
философия в целом и диалектика в частности
28.
сущность и явлениеформа и содержание
причина и следствие
единичное, особенное, всеобщее
возможность и действительность;
необходимость и случайность
29.
Законы диалектики● Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том,
что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи
едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг
другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, мужское и женское,
зима и лето, молодость и старость и т. д.)
● Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник
движения и развития всего сущего
30.
Законы диалектикиЗакон перехода количественных изменений в качественные –
При определенных количественных изменениях обязательно
меняется качество
Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных
характеристик и связей предмета
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем,
вес, размер и т. д.)
Мера – единство количества и качества
31.
Законы диалектикиЗакон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда
отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само
превращается из нового в старое и отрицается все более новым
Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного
развития
32.
Основные принципы диалектикипринцип всеобщей
связи
•означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство,
взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов —
предметов, явлений, процессов
принцип системности
•связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно.
Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются
в иерархическом порядке
принцип причинности
• наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления,
процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо
внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи в
целом именуются причинно-следственными
принцип историзма
мир, со всеми его связями существует во времени, которое существует
всегда.
33.
Познание (гносеология) и основные теории истинности34.
Проблема человекаАнтропоцентричный поворот в философии - в философии эпохи
Просвещения, философии нового и новейшего времени
Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной
стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим
млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому
абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от
животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры,
высокому уровню социальной (общественной) организации.
35.
Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенныев социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей
Личность – это прежде всего носитель сознания
Под «личностью» понимают:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности
(«лицо» — в широком смысле слова)
2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как
члена того или иного общества или общности
36.
Атрибуты личности:● Во́ля – свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять
своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных
целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности
деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость,
решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Понятие во́ля
очень тесно связано с понятием свобода.
37.
Атрибуты личности:● Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) – философская категория, выражающая
высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить
всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.
● Чувства – особая форма отражения действительности; они отражают
отношение людей друг к другу, а также к объективному миру.
38.
● Большое значение для превращения биологического индивида всоциально-биологическую личность имеет практика, труд.
● При этом огромную значимость для становления личности имеет оценка
результатов практики со стороны общества и формирование
способности адекватной самооценки результатов собственной
деятельности
39.
Качества личности –врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения
● позитивные моральные качества – гуманизм, человечность, честь,
совесть, скромность, великодушие, справедливость, верность
● общественно осуждаемые — негативные: чванливость, цинизм,
грубость, тунеядство, трусость, нигилизм;
● общественно полезные качества : воля, решительность, мудрость,
умение, установки, убеждения, патриотизм
40.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличиепотребностей и интересов
● Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость и без
удовлетворения которых не сможет нормально существовать
● Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в
чем-либо.
41.
ПотребностиДуховные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация
Самоуважение/Эго: уважение со стороны других, признание, достижение успеха и
высокой оценки, служебный рост
Социальные: потребность в принятии другими, социальные связи, общение, привязанность, забота
о другом и внимание к себе, совместная деятельность
Потребности в безопасности/защите: комфорт, постоянство условий жизни
Физиологические: голод, жажда, сон, размножение и так далее
42.
● Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческогосчастья
● Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей
и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем
выше качество потребностей.
● «Общество потребления» - формирование такого социума
подразумевает стремление удовлетворения потребностей
фундаментального уровня, искажая при этом удовлетворение
потребностей высшего уровня
43.
Интересыинтересы всего человечества
государственные
общественные (всего общества, например, в
безопасности, правопорядке)
классовые (интересы социальных групп - рабочих,
учителей, банкиров, номенклатуры)
групповые
личные (индивидуальные
44.
Также интересы могут быть:материальными и духовными;
нормальными и ненормальными;
долговременными и ближайшими;
разрешенными и неразрешенными;
общими и антагоническими
45.
Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующиеповедение людей
● поддерживают порядок, равновесие в обществе;
● подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты
"окультуривают" человека;
● помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться
46.
Виды социальных нормНормы морали – регулируют наиболее общие варианты поведения людей.
Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми
(или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований
моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое
может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали
47.
Виды социальных нормГрупповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов
узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива,
нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение
представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения
грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов,
особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов,
военных и т. д.).
48.
Виды социальных нормНормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
● устанавливаются особыми уполномоченными государственными
органами;
● имеют общеобязательный характер;
● формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме);
● регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не
общественные отношения вообще);
● подкреплены принудительной силой государства (возможностью
применения насилия, санкций со стороны специальных государственных
органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их
преступившим).
49.
Жизнь человека и общества невозможна без деятельности – целостных,системных, последовательных, направленных на определенный результат
действий.
Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии
человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом
В современном развитом обществе труд – одна из высших социальных
ценностей
50.
Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами,занимает определенную жизненную позицию
Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру,
выражающееся в его мыслях и поступках
51.
Пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающемумиру, следованию обстоятельствам бывает:
● авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на
поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного
человека, как правило, руководителя коллектива);
групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко
придерживается норм, принятых в группе);
общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и
"плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам
тоталитарных государств.
52.
Виды социальных нормАктивная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль
над ситуацией
• активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но
подчинение лидеру группы;
• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне
общества (в банде преступников, среди хиппи, в других субкультурах);
• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других
изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры)
53.
Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовнойкультуре, подготовка его к труду и будущей жизни
цели воспитания:
● подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную
культуру, опыт);
развить общественно ценные качества личности;
стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;
научить человека взаимодействию с другими людьми;
научить человека труду
54.
Общество - система деятельности и жизни людей, объединенныхтерриторией проживания, эпохой, традициями и культурой
Общество – объективная реальность, форма существования бытия,
обладающая внутренней структурой, целостностью, законами,
направленностью развития
55.
Общественное бытие имеет две стороны:объективную - то есть то, что существует независимо от сознания и воли
людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального
производства и т. д.;
субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу,
стремления, взгляды
56.
Основными сферами жизни общества являются:экономическая;
социальная;
политическая;
духовная.
57.
● Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества.Она включает в себя производство, распределение, обмен, потребление
материальных благ
● Экономическая сфера существует в следующих формах.
● экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная
жизнь (homo economicus);
● деятельность институтов управления экономикой;
● способ производства материальных благ
58.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:Производительные силы – люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и
средства производства (орудия труда, сырье, материалы, здания и сооружения,
транспорт, машины и тд);
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе
производства : отношения собственности, особенно на средства производства;
отношения обмена результатами деятельности и самой деятельностью на базе
разделения труда; отношения по поводу распределения произведенных
материальных благ
59.
Социальная сфера — система внутреннего устройства общества(социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда,
собственности на средства производства и национальном факторе
Основные элементы социальной структуры общества: классы;
страты; сословия (основанные не только на экономическом разделении, но
и на традициях); люди города и деревни; представители физического и
умственного труда; социально-демографические группы (мужчины,
женщины, старики, молодежь); национальные общности.
60.
По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:● классовый, согласно которому все общество делится на большие группы —
классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую
антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая
борьба); распространен в марксистской философии;
● стратификационный,
согласно
которому
общество
состоит
из
многообразия
всевозможных
небольших
социальных
групп
—
профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг
друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной
философии
61.
Особое значение имеет социальная мобильность - возможностьперехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина - в
число рабочих, рабочего - в число интеллигенции, интеллигента - в число
предпринимателей и т. д.).
Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а
именно:
● страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Италия, Япония;
● страны со средним уровнем мобильности - Канада, Великобритания;
● страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания
62.
Тенденцией развития современного общества является:● превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий,
разницы между стратами;
● усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так
называемых «малых групп» и «атомизация социума»
63.
Политическая сфера общества — совокупность учреждений иорганизаций, которые выражают интересы социальных групп,
осуществляют руководство обществом
Элементами политической системы общества являются:
● государство и государственные органы;
● политические партии;
● общественные организации;
● профсоюзы;
● иные институты
64.
Главным элементом политической системы общества является государство —система органов, осуществляющих государственную власть.
Основными функциями государства являются:
● представительная (представлять интересы различных политических, социальных
групп);
● регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными
процессами);
● охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
● внешнеполитическая;
● интеграционная.
Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти
65.
Основными элементами духовной жизни общества являются:духовная деятельность;
духовные ценности;
духовные потребности людей;
духовное потребление;
индивидуальное сознание;
общественное сознание
66.
Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которойвозникают мысли и чувства, образы и представления о человеке,
материальном и духовном мире
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности,
например, моральные, религиозные устои, научные теории,
художественные произведения.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и
потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их
духовными потребностями
67.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называетсядуховными отношениями.
Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон
бытия.
Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их
производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств,
настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных
взглядов, отражающих все разнообразие бытия
68.
Элементами общественного сознания являютсяОбыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его
членами окружающей действительности
Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия
Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы,
обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом
Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в
обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественнополитический строй
69.
Формами общественного сознания являются:политическое;
правовое;
моральное;
научное;
религиозное
70.
СОЗДАВАЙ!УПРАВЛЯЙ!
ДЕЙСТВУЙ!