Похожие презентации:
Философское понимание мира
1.
ФИЛОСОФСКОЕПОНИМАНИЕ МИРА
2.
Философское понимание мираОнтология ( с греч. ontos – сущее, logos – учение,
слово) - один из главных разделов философии,
изучающих проблемы бытия.
Категории философии – фундаментальные
понятия, фиксирующие наиболее общие
существенные свойства и отношения
действительности.
Категория «бытие» – наиболее широкое по
объему понятие, охватывающее все
существующее и выражающее единственное
свойство – быть, существовать.
3.
Основные формы бытияВыделяются следующие формы бытия:
1) материальное бытие,
2) идеальное бытие,
3) человеческое бытие,
4) социальное бытие.
Выделяются типы бытия:
1) ноуменальное бытие (от слова «ноумен»
– вещь сама по себе);
2) феноменальное бытие ( от слова
«феномен» – явление, данное в опыте).
4.
Бытие как философскаякатегория
Парменид, представитель Элейской
школы Древней Греции, впервые
выработал философское понятие
«Бытие». Его знаменитый афоризм:
«Бытие есть, а небытия нет».
5.
Категория « субстанция»Субстанция ( от лат. Substantia – сущность,
то, что лежит в основе) есть неизменная,
неуничтожимая основа бытия.
Б. Спиноза писал: «Под субстанцией я
разумею то, что существует само в себе и
не нуждается в представлении другой
вещи, из которой оно должно было бы
образоваться».
6.
Философские учения по проблемеединства и многообразия бытия
Выделяются следующие учения:
1) Плюрализм (от лат. Pluralis –
множественный).
2) Дуализм ( от лат. Dualis – двойственный).
3) Монизм ( от греч. Monos – один,
единственный).
Виды монизма:
1) идеалистический монизм,
2) материалистический монизм.
7.
Философская категория«материя»
В античной философии под материей
понималось первовещество, из которого
возникают и во что превращаются все вещи (от
лат. Materia – вещество, материал).
Аристотель писал: « … Большинство первых
философов считало началом всего одни лишь
материальные начала, а именно то, из чего
состоят все вещи, из чего как первого они
возникают и во что как в последнее они,
погибая, превращаются, причем сущность хотя
и остается, но изменяется в своих
проявлениях, - это они считают элементом и
началом вещей… ».
8.
Философское понятие «материя»1)
2)
3)
4)
Основные подходы к понятию «материя»:
Материалистический подход.
Объективно – идеалистический подход.
Субъективно – идеалистический подход
Позитивистский подход.
«Материя есть философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них. »
В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.
9.
МатерияВыделяются следующие уровни материи:
1) Уровни неживой природы.
2) Уровни живой природы.
3) Уровни социума.
Характерные черты материи:
1) наличие движения;
2) самоорганизация;
3) размещенность в пространстве и времени;
4) способность к отражению.
10.
Философская картина мираОсновные философские направления конца XIX
- начала XX вв.:
1) Энергетизм.
2) Физический идеализм.
Причины кризиса в физике:
1) метафизический подход,
2) математизация физики,
3) ошибочное истолкование принципа
относительности,
4) идеологические причины.
11.
Движение как свойство материиСуществуют три типа движения:
1) Движение от низшего к высшему.
2) Движение по нисходящей линии.
3) Движение, в котором нет ни
восходящих, ни нисходящих моментов.
12.
Движение как свойство материиСвойства движения материи:
1) Движение возникает из самой материи.
2) Движение носит всеобъемлющий характер.
3) Движение является постоянным.
1)
2)
3)
4)
5)
Формы движения материи:
механическая,
физическая,
химическая,
биологическая,
социальная.
13.
Формы движения материиВыделяются два типа связи форм
движения материи:
1) генетическая,
2) структурная.
14.
Движение и развитиеВ Новое время возникли две концепции
развития:
1) метафизика,
2) диалектика.
Во второй половине XIX века старая,
классическая метафизика уступает
место новой ее форме –
неометафизике.
15.
Материя и ее свойстваМатерия имеет способность к
самоорганизации – воспроизводству
самой себя без участия внешних сил.
Синергетика есть учение о
самоорганизации материи. Ее
основателями являются Г. Хакен и
И.Пригожин.
16.
Пространство и времяПространство – такая форма бытия
материи, которая выражает
всеобщность связей между
сосуществующими объектами, порядок
их протяженности.
Время – форма бытия материи, которая
выражает всеобщность связей между
сменяющимися объектами, их
последовательность и длительность.
17.
Пространство и времяВыделяются два основных подхода
пространства и времени:
1) Субстанциональный подход (Демокрит,
Эпикур).
2) Реляционный подход ( Аристотель,
Лейбниц, Гегель).
18.
Теория относительностиЗначение теории относительности:
1) Подтвердила правильность
реляционной теории.
2) Изменила прежние взгляды на время и
пространство как на вечные,
неизменные величины.
19.
ДиалектикаДиалектика – признанная в современной
философии теория развития и
основанный на ней философский
метод.
Принципы диалектики:
1) Принцип всеобщей связи.
2) Принцип развития.
20.
Законы диалектики1) Закон единства и борьбы
противоположностей.
2) Закон взаимного перехода
количественных изменений в
качественные.
3) Закон отрицания отрицания.
21.
Законы диалектикиЗакон единства и борьбы
противоположностей отвечает на вопрос:
каковы источники, причины развития?
Единство взаимоисключающих сторон в
вещах и явлениях называется
противоположностью.
Взаимное исключение, взаимное отрицание
предполагающих друг друга сторон
называется противоречием.
22.
Законы диалектикиСущность закона взаимного перехода
количественных изменений в качественные:
мелкие, вначале незаметные количественные
изменения, постепенно накапливаясь, на какой
– то ступени нарушают меру предмета и
вызывают коренные, качественные изменения.
Качество – совокупность свойств, указывающая
на то, чем данная вещь является.
Количество – граница качества данной вещи.
Мера есть единство количества и качества.
23.
Закон отрицания отрицанияТриада Г. Гегеля:
1) Тезис (утверждение).
2) Антитезис (отрицание этого
утверждения).
3) Синтез (отрицание отрицания или
снятие противоположности).
24.
Законы диалектикиСуть закона отрицания отрицания: новое всегда
отрицает старое и занимает его место, но
постепенно уже само превращается из нового в
старое и отрицается все более новым.
Диалектическое отрицание содержит два
аспекта:
1) позитивный, направленный на сохранение
отдельных элементов вещи;
2) негативный, направленный на уничтожение
старого качественного состояния вещи.