Похожие презентации:
Заключительный этап творческой биографии Рембрандта
1.
Заключительный этаптворческой биографии
Рембрандта (1640-1669).
Работу выполнила студентка 4 курса Ванеева Александра
2.
40—50-е годы — это пора творческойзрелости. Изменилась не только внешняя
жизнь Рембрандта, изменился прежде всего
он сам.
В 40—50-е годы неуклонно растет
рембрандтовское мастерство.
Он выбирает для трактовки наиболее
лирические, поэтичные стороны
человеческого бытия, то человеческое,
которое извечно, всечеловечно: материнскую
любовь, сострадание.
Наибольший материал ему дает Священное
Писание, а из него—сцены жизни святого
семейства, сюжеты из жизни Товия. Никаких
внешних эффектов в произведениях этого
периода нет.
Рембрандт изображает простой быт, простых
людей, как в полотне «Святое семейство»:
лишь ангелы, спускающиеся в полумрак
бедного жилища, напоминают нам о том, что
это не обыкновенная семья.
«Святое семейство» 1645
Эрмитаж.
3.
Даже те его пейзажи, в которых человеческие фигуры отсутствуют, воспринимаются прежде всего какизлучение глубокого человеческого чувства.
Особой грандиозности образа Рембрандт достигает в "Пейзаже с мельницей", где простой мотив
голландской природы исполнен высокого пафоса.
- Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько
рисунки и офорты, такие как «Мельница» и «Три дерева».
«Пейзаж с мельницей» Ок. 1650.
Вашингтон, Национальная галерея
«Мельница» 1641
офорт. 14,5 × 20,5 см
Рейксмузеум, Амстердам
«Три дерева» 1643
Офорт. 21,3 × 27,9 см
Рейксмузеум, Амстердам
4.
Иной подход у Рембрандта к графическому пейзажу; здесь художник в большей части своих работ избегаетприподнятости; в изображении широких равнинных далей и отдельных уголков ландшафта он с
удивительной правдивостью воплощает сдержанный лиризм скромной голландской природы: каналы с
низкими берегами, лодки под парусами, деревья, окутанные влажной листвой, хижины с 'высокими
кровлями, далекий горизонт. Никто лучше Рембрандта не мог средствами воздушной перспективы передать
в офорте и рисунке чередование бесконечных пространственных планов и сам влажный воздух голландских
равнин. Таковы его офорты "Мост Сикса", "Вид на Омваль" (оба 1645 г.), его многочисленные рисунки
пером, выполненные во время прогулок по окрестностям Амстердама.
"Мост Сикса» 1645
«Вид на Омваль» 1645
.
«Вид Амстердама» 1640г
5.
Последние 16 лет—Рембрандт разорен, онпотерял всех близких, любимых людей, и
даже ученики предают его. Но эти годы
полны потрясающей по силе творческой
активности, в результате которой созданы
живописные образы, исключительные по
монументальности характеров и
одухотворенности, произведения глубоко
философские и высокоэтические. Все
очищено от преходящего, случайного,
детали сведены к минимуму, тщательно
продуманы и осмыслены жесты, позы,
наклоны голов, фигуры укрупнены,
приближены к передней плоскости холста.
Главные выразительные средства - не
линии и массы, а свет и цвет. В колорите
преобладают как бы горящие изнутри
оттенки красного и коричневого. Цвет
приобретает звучность и интенсивность.
Рембрандт умел создавать портретбиографию; выделяя только лицо и руки,
он выражал целую историю жизни
«Портрет старика в красном», около 1654.
«Портрет старика в красном», 1654.
Холст, масло. 108x86
"Автопортрет в образе смеющегося Зевксиса"1663
Холст, масло 82.5 x 65
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
6.
Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство
художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий
дом, привлекал Рембрандта и раньше, о чем говорят один из ранних его офортов и несколько рисунков.
В этой группе — в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и возложившего руки на его бритую
голову старца — предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и
обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и
раскаяния. Эта Бесчеловечность делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей
бессмертие. Колористическое единство здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона — это
все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства.
«Возвращение блудного сына»
ок. 1660/1665
Холст, масло 262 x 206
Эрмитаж, Санкт-Петербургрг
«Возвращение блудного сына»
1636 год. М
офорт
7.
Рембрандт приблизил библейские мифы ксовременному духовному опыту, но не просто
"переносил" их в современность, а сочетал с
современностью силой своего гениального
воображения. В этом сплаве он воплощал и
утверждал непреходящие человеческие ценности.
Тема искусства— реальная человеческая жизнь,
внутренний мир человека, многообразие его
переживаний; глубокое человеческое чувство
проходит у Рембрандта через все явления реального
мира, оно преобразует обычное и будничное в образы
высокой красоты.
Герои — люди сильных искренних чувств, большого
духовного богатства, сумевшие сохранить лучшие
человеческие качества даже в самых суровых
жизненных условиях. Очень часто художник находит
своих героев среди простых людей, более всего
страдавших от социального гнета. Глубокий
демократизм рембрандтовского искусства. Осознание
непреходящей ценности человека. Противоречия
эпохи порождают трагические коллизии его
произведений, но вера в человека защищает его от
пессимистических выводов.
«Святое семейство». Ок. 1652
«Товит и Анна»
1659
8.
«Святое семейство – образ девы Мария является композиционным и смысловым центром картины, она сидит нанизком стуле, держа большую открытую книгу в левой руке .Отрываясь от чтения, осторожно приподнимает завесу
колыбели и чуть наклоняется, чтобы заботливо проверить сон малыша. Ее лицо излучает свет любви и нежности.
На переднем плане изображена плотницкая мастерская Иосифа, который занят своей работой. В колыбели тихо
сопит ребенок, покрытый красным одеялом. Мария одета в темно-красное платье и темно-синюю юбку, ее голову
покрывает белый платок.
За ней в полутени Джозеф в коричневом рабочем платье формирует иго своим топором.
На верхней части картины зрители видят парящих ангелов, наблюдающих за Иисусом.
Один из ангелов изображен в позе распятия на кресте.
Сцена со «Святым семейством» одна из самых ярких попыток
Рембрандта иначе проявить свет на
своих картинах. Здесь Рембрандт
изобразил три источника света:
- освещенные ангелы
(сопровождаемые божественным
светом с небес),
- освещенное лицо Марии и колыбель
Иисуса (свет от камина),
- рабочий стол Иосифа (источником
является, вероятно, окно).
9.
«Три дерева» – известная пейзажная гравюра передаетдинамичное состояние природы. На офорте изображена
природа в бурном состоянии во время грозы.
Изображение делится на три плана. Первый план – подножье
холма с изображением влюбленной пары в правом нижнем
углу и двумя рыбаками в правом левом углу. Средний план пятно трех деревьев, позади которых едет повозка, виднеются
башни города и пастух со стадом.
Дальним планом является беспокойное небо.
Композиционный центр смещен вправо. Работа выполнена
отставными средствами выразительности – штрих, линия,
пятно.
Левая сторона листа нагружена линиями создающие динамику
дождя, передает ощущения недостатка солнца, которое
спряталось за тучами, а грозовые облака низко клубятся. Стая
птиц улетает от грозы.
Тоном на доске художник рисует впечатление пара от земли. В
офорте претворилась богатая игра света и тени, ритмика и
плавность природы.
Доминантами изображения выступают три дерева, которые
гнутся в порыве ветра. По некоторым исследованиям, деревья
являются гротеском – интерпретацией трех крестов и
символом изменчивости мира.
Эта самый крупный пейзажный офорт Рембрандта. Он
обладает тончайшей нюансировкой, ритмикой, подвижностью
и разнообразием штриха.