32.91M
Категория: ЛитератураЛитература

Классицизм русской литературы 18 века

1.

Олифирова Т.И.

2.

Литература - это постоянно меняющееся,
беспрерывно развивающееся явление. Говоря о
переменах, произошедших в русской литературе в
разные века, невозможно обойти стороной тему
сменяющих друг друга литературных направлений.
Олифирова Т.И.

3.

Зарождение классицизма в мировой
культуре
Классицизм как направление в
искусстве зародился во Франции в
конце 17 века. В своём трактате
«Поэтическое искусство» Буало
обозначил основные принципы этого
литературного направления. Он
считал, что литературное
произведение создаётся не чувствами,
а разумом; для классицизма вообще
характерен культ разума, вызванный
убеждённостью в том, что изменить
жизнь к лучшему может только
просвещённая монархия, абсолютная
власть. Как в государстве должна
осуществляться строгая и чёткая
иерархия всех ветвей власти, так и в
литературе (и в искусстве) всё должно
быть подчинено единым правилам,
строгому порядку
Олифирова Т.И.

4.

Зарождение классицизма в мировой
культуре
В переводе с латинского, classicus
означает образцовый или
первоклассный. Образцом для
писателей-классицистов была
античная культура и литература.
Французские классики, изучив
поэтику Аристотеля, определили
правила своих произведений,
которых в дальнейшем
придерживались, и это стало
основой становления основных
жанров классицизма. Вывод
Классицизм - литературное
направление, основывающееся на
идеях рационализма.
Олифирова Т.И.

5.

Классификация жанров в классицизме
С точки зрения классицизма, все
художественные произведения
должны строго придерживаться
установленных канонов. Жанровая
иерархия классицизма распределяла
все жанры на высокие и низкие и
запрещала возможность смешивания
жанров.
Олифирова Т.И.

6.

Высокие жанры
Ода —
воспевающее и
восхваляющее в
стихотворной
форме
произведение
Героический эпос
Трагедия –

драматическое
повествовательны
произведение с
суровым финалом й рассказ о
событиях
прошлого,
который
показывает всю
картину времени
в целом
Олифирова Т.И.

7.

Низкие жанры
Комедия –
Басня – сатирическое
Сатира

вид
драматическое
произведение
произведение, комедии,
поучительного
высмеивающее отличающийся характера.
пороки общества своей резкостью
повествования
либо человека
Олифирова Т.И.

8.

Героями этих произведений были не только представители дворянского
сословия, но и простолюдины, слуги. Для каждого жанра существовали
свои правила написания, свой стиль (теория трёх стилей), не
допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического.
Ученики французских классиков, прилежно переняв их нормы, разнесли
классицизм по всей Европе. Самыми яркими зарубежными
представителями являются: Мольер, Вольтер, Мильтон, Корнель и др
Олифирова Т.И.

9.

Основные черты классицизма
Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного
времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было
подражание природе.
Произведения были построены на принципах рационализма. Четкость, ясность и
логичность также являются характерными чертами.
Построение образов обусловливается общими чертами для времени или эпохи.
Таким образом, каждый персонаж – продуманное олицетворение периода
времени или слоя общества.
Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Каждый герой
воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или
скупость, подлость. Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин,
Скотинин.
Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение
смешения разных стилей.
Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события
происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события
укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной
линией, одной проблемой, о которой шла речь.
Олифирова Т.И.

10.

Особенности
русского
классицизма
Как и европейский, русский классицизм придерживался
основных правил направления. Однако он не стал просто
последователем западного классицизма – дополнившись своим
национальным духом самобытности, русский классицизм стал
самостоятельным направлением в художественной литературе с
присущими только ему чертами и особенностями:
Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и
сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни
(сатиры Кантемира, например, «На хулящих учение. К уму
своему», басни Крылова);
Авторы-классицисты вместо античности брали за основу
национально-исторические образы России (трагедии Сумарокова
«Дмитрий Самозванец», «Мстислав», Княжнина «Росслав»,
«Вадим Новгородский»);
Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях
этого времени; Высокий уровень развития оды как отдельного
жанра (оды Ломоносова, Державина). Основоположником
русского классицизма принято считать А. Д. Кантемира с его
знаменитыми сатирами, которые имели политический подтекст и
не раз становились причиной жестких споров.
Олифирова Т.И.

11.

Особенности русского классицизма
В. К. Тредиаковский не особо
отличился в художественности
произведений, однако у него
было немало трудов в
литературном направлении в
целом. Он является автором таких
понятий, как «проза» и «поэзия».
Именно он условно разделил
произведения на две части и смог
дать им определения, обосновал
систему силлабо-тонического
стихосложения.
Олифирова Т.И.

12.

Особенности русского классицизма
А. П. Сумароков
считается
основоположником
драматургии русского
классицизма. Его
считают «отцом русского
театра» и создателем
национального
театрального репертуара
того времени.
Олифирова Т.И.

13.

Особенности русского классицизма
Одним из самых ярких
представителей русского
классицизма является М.
В. Ломоносов. Помимо
огромного научного
вклада, Михаил
Васильевич провёл
реформу русского языка
и создал учение о «трёх
штилях».
Олифирова Т.И.

14.

Особенности русского классицизма
Д. И. Фонвизин считается
создателем русской
бытовой комедии. Его
произведения
«Бригадир» и
«Недоросль» до сих пор
не утратили своего
значения и изучаются в
школьной программе.
Олифирова Т.И.

15.

Особенности русского классицизма
Г. Р. Державин является
одним из последних
крупных представителей
русского классицизма.
Он смог в своих
произведениях вписать в
строгие правила
просторечье, чем
расширил рамки
классицизма. Его также
считают первым русским
поэтом.
Олифирова Т.И.

16.

Основные периоды русского
классицизма
1.90 годы XVII века – 20 годы XVIII века. Еще называют Петровской эпохой. В этот
период как таковых русских произведений нет, а активно развивается
переводная литература. Отсюда и берет начало русский классицизм как
следствие прочитанных переведенных произведений из Европы. (Ф.
Прокопович)
2.30-50 гг XVII века – яркий всплеск классицизма. Происходит четкое жанровое
становление, а также реформы в русском языке и стихосложении. (В. К.
Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов)
3.60-90 гг XVIII века также называют Екатеринской эпохой или эпохой
Просвещения. Основным является классицизм, однако в это же время уже
наблюдается зарождение сентиментализма. (Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н.
М. Карамзин).
Олифирова Т.И.

17.

классицистические произведения XVIII
века
«Ода на день восшествия...», М.В.
Ломоносов
«Памятник», Г.Р. Державин;
«Недоросль», «Бригадир», Д.И.
Фонвизин;
«На хулящих учения. К уму своему», А.Д.
Кантемир;
«Тилемахида», В.К. Тредиаковский;
«Дмитрий Самозванец», А.П. Сумароков;
«Мот, любовью исправленный», В.И.
Лукин;
«Письма Эрнеста и Доравры», Ф.А. Эмин;
«Елисей, или Раздражённый Вакх», В.И.
Майков;
«Душенька», И.Ф. Богданович.
Олифирова Т.И.
English     Русский Правила