5.95M
Категория: ИскусствоИскусство

Архитектура и скульптура барокко

1.

АРХИТЕКТУРА И
СКУЛЬПТУРА
БАРОККО

2.

Карло Мадерна
(1556-1629 гг.)

3.

Происхождение и первый опыт
Мадерна Карло (Maderna Carlo) (1556-1629) родился в
Каполаго близ Лугано (Швейцария) ок. 1556.
Доменико Фонтана
Итальянский архитектор раннего барокко. Учился в
мастерской своего дяди по материнской линии Доменико Фонтаны. С 1588 года работал в Риме. В
постройках Карло Мадерны (церковь Санта Сусанна,
1596-1606; дворец Маттеи-ди-Джове; палаццо
Барберини, с 1625, закончен Лоренцо Бернини и
Франческо Борромини) наметился переход от раннего
барокко к зрелому с характерными для этой стадии
развития стиля пышностью декора, развитостью
внутреннего пространства, использованием так
называемого колоссального ордера, охватывающего
несколько ярусов здания.

4.

Фасад церкви святой Сусанны
(Рим, 1597-1603 гг.)
Фасад разделен на два яруса. В нижнем
ярусе архитектор использовал полуколонны,
которые создают впечатление выступающего
ряда колонн. Здесь Мадерной впервые была
использована практика балюстрады над
фронтоном портала. Она подчеркивает
собой общую устремленность фасада вверх,
создаваемую группировкой мощных
вертикальных элементов. Мадерна продолжил
строительство, начатое Дж. да Виньола.
Мастер вернулся к концепции, в которой
фасад должен был быть простым, но в то же
время доминирующим в здании. Архитектор
использует декоративные элементы и
скульптуру для создания лаконичных и
простых, но рождающих богатые эмоции,
форм.

5.

Внешний вид церкви
Санта Сусанна
отличается усиленной
пластикой.

6.

Особенности
К. Мадерна уделял особое внимание
композиции фасадов, любил пышные,
риторически-монументальные эффекты,
масштабную ритмику архитектурного
декора, однако слишком дерзких и
эксцентрических новаций избегал.

7.

Собор Св. Петра
Центральным делом
его жизни стала
достройка римского
собора св. Петра
(1607-1612). Изменив
план Микеланджело,
Мадерна удлинил
продольный неф
храма, соорудив
притвор и главный
фасад.

8.

Собор Св. Петра
Карло Мадерна, коренным образом изменив генеральный план Микеланджело Буонарроти, удлинил
главный неф, соорудил притвор и главный фасад собора. Первоначальный план Браманте, греческий
равноконечный крест, Карло Мадерна превратил в латинский, удлинив западную часть собора на три
гигантских пролета. Карло Мадерна не удалось выполнить свой проект полностью: осадка почвы не
позволила построить на двух концах фасада предполагавшиеся башни.

9.

10.

11.

Франческо Борромини
(1599 – 1667 гг.)
Итальянский архитектор эпохи раннего барокко Франческо Борромини.
Его настоящее имя Франческо Кастелли.
Творчество Франческо Борромини отмечено незаурядной
изобретательностью. Он слывет одним из наиболее радикальных
представителей раннего барокко.

12.

Борромини, сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. С 1619
работал в Риме на Карло Мадерна, своего дальнего родственника, в соборе
Святого Петра. После смерти К. Мадерна он присоединился к группе
Бернини, достраивавшей палаццо Барберини. В дальнейшем работал в
Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание.
Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как
краснодеревщик. И действительно, характерным для Франческо стало
обилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, тончайший и часто
прихотливый узор декора. Его особенностью была сложнейшая
головокружительная планировка интерьеров, неизменно тщательнейшая
проработка деталей. Он избегал прямых линий так же, как и благородных
материалов, предпочитая дорогому мрамору гипс, кирпич и штукатурку.
Обделенные античным величием, невероятно теплые и податливые, они были
идеальны для причудливых задумок художника.

13.

Избегая больших объемов, он старался
скорее сузить, замкнуть пространство,
чем расширить и продлить его.
Борромини мало влекло к
градостроительству, он скорее жаждал
воплощения своих идей в отдельных
проектах зданий, безусловно, ярких,
самобытных, как и все творчество
художника, как его видение мира и
человека в нем. Очевидно, им руководило
неодолимое стремление к
индивидуализации всякой архитектурной
разработки, начиная от общего
композиционного замысла и заканчивая
деталями декора.

14.

Творческая манера
Для творческой манеры Борромини
были характерны: отсутствие прямых
линий, изобилие затейливых и
причудливых архитектурных деталей,
усложнённая планировка интерьеров
с головокружительными перепадами
уровней. Кругу он неизменно
предпочитал эллипс.

15.

Церковь Сан-Карло на площади Куатре Фогтане
Площадь Куатро Фонтане больше похожа на перекресток, а не на площадь. В
цоколях четырех угловых зданий установлены фонтаны-аллегории Тибра, Арно,
Дианы и Юноны. С площади открывается уникальный вид сразу на три обелиска: у
Санта-Мария-Маджоре, Тринита-деи-Монти и на Квиринале. Площадь украшает
небольшая церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане или Сан-Карлино.
Уменьшительное название отражает размеры этой церкви - её площадь не более
площади пилона собора Св. Петра, в строительстве которого её создатель,
Франческо Борромини, помогал своему дяде К.Мадерна. Стиль церкви можно было
бы назвать "супербарокко": нет ни одной плоскости - всё изгиб и волна.

16.

Церковь Сан-Карло

17.

18.

ТВОРЧЕСТВО ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ (1598 – 1680 гг.)

19.

XVII столетие – это время, когда в Италии формируется и
достигает расцвета новый стиль – барокко. Масштабные,
полные динамики, активно воздействующие на эмоции
зрителя живописные и скульптурные произведения мастеров
этого стиля соответствовали помпезной роскоши дворцов и
торжественному великолепию католических соборов.
Величайшим мастером итальянского барокко был Лоренцо
Бернини (1598–1680), многогранный талант которого с
наибольшей полнотой проявился в области архитектуры и
скульптуры.

20.

Королевская лестница в Ватиканском дворце
В Ватиканском дворце Бернини спроектировал
Королевскую лестницу, на верхней площадке
которой во время торжеств появлялся папа
римский. Лестница была спроектирована таким
образом, что она казалась длиннее, чем была на
самом деле, потому что кверху она сужалась. Свод
и колонны постепенно становятся ниже,
расстояния между колоннами - меньше.
Входная полуциркульная арка была украшена
фигурами трубящих ангелов.
Когда появлялся папа, его фигура благодаря
ложной перспективе казалась снизу необычайно
большой и от того величественной.

21.

Экстаз св. Терезы
(1647-1652 гг.)
Как скульптор Бернини прославился созданием
скульптурной группы в церкви Санта Мария делла
Виттория. Это алтарь св. Терезы, где св. Тереза и ангел,
направляющий ей в сердце стрелу. Фигуры, выполненные
из белого мрамора, помещены в глубокую нишу.
Тереза изображена во время сна. Ее тело покоится на
облаке, также выполненном из мрамора. Складки
монашеского одеяния Терезы и клубящееся облако
передают тревожное движение. Бессильно повисла
нервная тонкая рука, запрокинута голова с прекрасным
лицом, полуоткрытыми губами, с выражением
экстатического блаженства и страдания. Сверху на
фигуры Терезы и ангела льется поток золотых лучей, на
них падает свет через желтое стекло окна.

22.

Экстаз св. Терезы
С поразительным мастерством размещает Бернини в алтаре,
среди расступающихся колонн мраморные фигуры парящей в
облаках Терезы и ангела. Это изображение мистического
видения скульптор претворяет в образы, исполненные трепета
жизни. Душевное движение передано с невиданной ранее
убедительностью. Тереза не видит ангела, но ощущает его
присутствие всем существом. Обе мраморные фигуры
кажутся совершенно реальными и в то же время
представляют зрелище, полное мистического настроения.
Сочетание в одном произведении реальности и вымысла
способствует созданию впечатления двойственности, столь
характерной для искусства барокко.
Церковная идея божественной любви находит здесь свою
конкретную, убедительную чувственную оболочку в пышном
зрелище, которое захватывает зрителя своей необычностью.
Скульптурную группу Бернини уподобляет своеобразной
картине, располагая ее в глубокой нише, используя цветовые
эффекты, достигнутые сочетанием различных материалов:
бронзы, позолоты, разноцветных мраморов.

23.

Давид
(1623-1624 гг.)
Характер новаторских исканий Бернини ясно ощутим в
страстно патетической статуе «Давид». В противовес
завершенному действию в статуях Донателло и Верроккьо,
спокойно-уравновешенным гармоничным героям эпохи
Возрождения, Бернини, изображает Давида в момент схватки
в неистовом порыве ярости, полным драматического пафоса.
Герой приготовился с помощью пращи метнуть камень в
своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне,
нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и
рассмотрения с разных сторон. Лицо полно ненависти, губы
гневно сжаты, взгляд яростен. В скульптуре Бернини
намечаются черты реализма нового типа, включающего
множество конкретных ощущений и наблюдений.

24.

Аполлон и Дафна
Эта скульптурная группа была завершена в 1625
году. Скульптор запечатлел итог мифологической
погони бога солнца Аполлона за прекрасной нимфой
Дафной. Настигаемая Аполлоном, Дафна просит
помощи у богов и начинает превращаться в лавр.
Мы видим героев в тот самый миг, когда Аполлон
практически настиг беглянку, но пальцы рук Дафны
уже превращаются в ветви, а ноги – в ствол лавра.
Кардинал Маффео Барберини (будущий папа Урбан
VIII) написал двустишие, смысл которого можно
перевести примерно так: «Каждый, кто будет искать
наслаждения исчезающей красотой, очнётся с
руками, полными листвы и горьких ягод».

25.

26.

27.

28.

29.

30.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к проверочной работе.
Повторить и знать:
◦ признаки барокко в архитектуре и скульптуре;
◦ творческую манеру К. Мадерна и Ф. Борромини;
◦ названия и описание сооружений К. Мадерна и Ф.Борромини;
◦ произведения Л. Бернини, описание их облика и сюжета.
English     Русский Правила