9.91M
Категория: ИскусствоИскусство

Фаюмские портреты

1.

2.

3.

Одними из лучших образцов
античной живописи являются Фаюмские
портреты. Фаюмские портреты лучшие
сохранившиеся образцы античной
живописи. Они изображают лица жителей
древнего Египта в I—III веках нашей эры.
На сегодняшний день известно около 900
погребальных портретов. Название этих
портретов происходит от бассейна Фаюм
в Хавара, Египет, потому что они наиболее
часто встречаются там. Самыми
значительными собраниями фаюмских
портретов располагают музеи Каира,
Берлина, Лондона и Парижа, а также
Государственный музей изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Пушкинский музей в Москве хранит более
20 погребальных изображений,
полюбоваться на которые специально
приезжают даже иностранцы.

4.

Неизвестные художники Фаюма писали
портреты с натуры восковыми красками
(энкаустика) или темперой, что придает
необычный эффект объемного
изображения. Фаюмские портреты, как
правило, исполнялись на доске, но иногда
археологам попадались и портреты,
написанные на холсте, а потом наклеенные
на деревянную дощечку. Для этого чаще
всего использовались устойчивые к гниению
породы дерева — кедр, сикомора, пиния
(итальянская сосна), кипарис. Большинство
фаюмских портретов выполнено в древней
технике энкаустика (от греческого слова —
вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на
дерево, без предварительной грунтовки.
Фаюмский портрет. Женщина в голубой накидке (фрагмент).
54-68 гг. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

5.

Художники использовали разной
величины кисти и каустерии —
разогретые металлические стержни с
лопаточкой на конце. Краски нужно
было наносить на навощенную доску
расплавленными. Быстро
застывающий воск образовывал
неровную, богатую рефлексами
красочную поверхность, что еще
больше усиливало впечатление
объемности изображения. Еще одной
техникой, использованной в
написании погребальных портретов
людей, является темпера.

6.

Темпера от итальянского temperare — «смешивать».
Археологам, проводившим раскопки в Древнем Египте,
удалось найти саркофаги, узоры на которых выполнены
именно темперными красками. Также обнаружили
фрески и предметы повседневного использования,
относящиеся ко временам Древнего Рима и Древней
Греции. Росписи на них сделаны темперой. Учитывая
возраст найденных предметов, выходит, что темперная
краска появилась больше 3 тысяч лет назад. Как
правило, темперными красками работают в
лессировочной технике. Ими удобно рисовать мелкие
детали. Те, кто хочет выполнить картину в пастозной
технике, должны помнить, что темпера быстро сохнет
на палитре. Смешивать цвета на полотне очень сложно,
поскольку темпера не такая пластичная как масло. Если
слой краски будет слишком большим, то после
высыхания он потрескается. Такими красками
изображение создаётся быстро и изменения в него
вносить нельзя. Поэтому портрет получается более
плоский и схематичный

7.

Важная особенность
фаюмских портретов —
использование тончайшего
сусального золота. На
некоторых портретах был
позолочен весь фон, на
других золотом выполнены
только венки или головные
повязки, иногда подчеркнуты
драгоценности и детали
одежды.

8.

Благодаря сухому
египетскому климату многие
портреты очень хорошо
сохранились, даже краски
выглядят в большинстве случаев
ещё свежими не потеряв яркости
цвета и не поддавшись
временным изменениям. Ученые
отмечают долговечность таких
изображений: фаюмские
портреты Древнего Египта из
античной живописи сохранились
лучше всего.

9.

Портреты, написанные
восковыми красками хорошо,
сохранились и сейчас
экспонируются в лучших музеях
мира. Полагают, что это
искусство возникло в Египте под
влиянием древних греков,
которые поселились в Египте
после походов Александра
Македонского во время
правления династии Птолемеев.
Греки усвоили многие черты
египетской жизни, в частности,
веру в жизнь после смерти. В
свою очередь, благодаря им в
египетском искусстве появилась
светотень, перспектива. Они же
научили египтян живописи
восковыми красками.

10.

Римляне, которые завоевали Египет в I веке
до н.э. внесли свой вклад в изображение
людей. Если греки создавали идеальный
образ человека, то римские художники были
внимательнее к индивидуальным
особенностям человека. Они не боялись
показывать людей старыми, некрасивыми.
Интересная деталь есть у многих фаюмских
портретов. Это асимметричность лиц. Это и в самом
деле явление вполне обычное, когда один глаз чуть
больше другого, например Обратите внимание, что у
этого мужчины из Бруклинского музея очень даже
разные крылья носа. Глаза тоже немного отличаются.
Художник тщательно переносил эти особенности
человека на доску. Делал он это сознательно,
понимая, что такая ассиметричность делает лицо
более живым и объемным.
Фаюмский портрет мужчины. 95-100 гг. н.э.
Бруклинский музей, Нью-Йорк

11.

Чаще всего на дощечках
нарисованы люди довольно
молодые. Конечно,
продолжительность жизни тогда
была меньше, чем сегодня, но
ученые утверждают, что сначала
портреты висели в домах и лишь
после смерти изображение
вкладывалось в бинты мумии, а на
голову тщательно наносили через
трафарет венок из золота,
символизирующий вечную жизнь.

12.

Портреты они прикрепляли к
лицу мумии так, что из бинтов, ее
окружающих, была видна только
голова изображенного на портрете
человека. Другими словами, из
небольшого отверстия среди бинтов,
как из окошечка, выглядывало
реалистически изображенное лицо
покойного. На портретах у людей
очень большие глаза. Это объясняют
египетскими верованиями. Они
считали, что после смерти душа
покидает тело через рот, а
возвращается через глаза. Поэтому
они широко открыты.

13.

В глубокой древности египтяне
заботились о своем посмертном
существовании: делали мумии, статуи.
Они верили, что часть душ остается с
человеком, заботится о нем, но для
этого важно, чтоб сохранился его
облик.
Фаюмские портреты создавались для ритуала погребения. С тем, чтобы потом портрет поместить на саркофаг в районе
головы.
То есть с самого начала ни художник, ни заказчик не думали о том, какое впечатление их портрет произведёт на потомков.
Его должны были увидеть лишь боги. Это что-то типа паспорта для прохода в мир иной

14.

К 4 веку н.э. наступает упадок живописи. С распространением в Египте христианства отмирают
ритуальные традиции. А с ними и фаюмский портрет. Фаюмский портрет просуществовал всего
300 лет. С 1 по 4 века нашей эры. Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал
византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.
Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза.
Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.
Фаюмский портрет молодой женщины. II
в.н.э. Лувр, Париж.
Архангел Гавриил (Ангел златые власы). XII век. Икона
новгородской школы. Русский музей, Санкт-Петербург.

15.

Фаюмские портреты – уникальное явление Ведь созданы они
2000 лет назад. А по уровню шедевральности не уступают портретам
европейским, которые начали создавать в 15 веке Эти
впечатляющие реалистичные портреты по-прежнему хранят много
секретов для исследователей.
English     Русский Правила