1.12M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Стиль модерн

1.

2.

Движение стиля модерн из века XX в XXI не было поступательным, более того,
забытый на долгие годы как стиль буржуазный, он напомнил о себе лишь в 1990-е
годы стилевой волной неомодерна в русле ретроспективных исканий в архитектуре
современной России. Постмодернизм, предвосхитивший неомодерн, безусловно,
способствовал его появлению. Невыразительное однообразие, отсутствие
эмоционально-пластического фактора в типовой архитектуре городов вели к
переосмыслению рационализма как метода проектирования.
Уже к началу 1990-х с обретением возможностей профессионального самовыражения
появляется стремление не только «брать во внимание», но и по-новому
интерпретировать архитектурные формы исторических стилей и элементы местного
архитектурного языка.
В регионах углубляется процесс осмысления исторического наследия, фокусируются
специфические признаки архитектуры данного места, рассматриваются взаимосвязи с
традиционной культурой, климатом, топографией.

3.

• Ряд первых образцов регионального неомодерна появился в середине
1990-х годов в Самаре и Нижнем Новгороде. Дом «Муха» на
Театральной площади в Самаре архитектора Л.В. Кудерова уже своим
названием отсылает исследователя современной архитектуры к эпохе
модерна, к модному парижскому плакатисту Альфонсу Мухе. Лучшими
постройками России в 1996 г. были названы здания нижегородского
неомодерна – Банк «Гарантия» на ул. Малой Покровской и
административное здание на ул. Фрунзе. Архитекторы из творческой
мастерской А.Е. Харитонова и Е.Н. Пестова умело вписали в
историческую застройку XIX – начала XX в. современные здания,
решенные в эстетике модерна. Тем самым были созданы образцы
регионального неомодерна, с характерным для него художественнообразным смыслом, коренящимся в архитектурной традиции Нижнего
Новгорода

4.

5.

В архитектуре Омска неомодерн заявил о себе в середине 1990-х
годов в общем русле поисков образности в отечественной
архитектуре [1–3]. Оставляя за рамками рассмотрения постройки,
где элементы стилевой системы модерна наряду с другими
деталями исторических стилей цитируются в пластике
современных фасадов, остановимся на зданиях, в которых
наиболее целостно выражается стилистический дух неомодерна. В
конце 1990-х это постройки одного типологического ряда – жилые
дома в городской черте. Среди них «высотная жилая башня»,
возведенная по проекту архитектора И.П. Голенко в 1997 г. по ул.
Орджоникидзе, 13/1 (см. вклейку).

6.

• Ведущим приемом в построении дома по вертикали явилось
создание активного движения всей архитектурной массы в
целом, где пластикой объема и пластикой стен из светлого
облицовочного кирпича успешно развивается идея гибкой
упругой волны, характерной для модерна конца XIX – начала XX в.
• Неомодерн заявляет о себе не столько стремлением следовать
известным историческим образцам пластицизма, сколько
разработкой индивидуальной авторской концепции,
сближающейся с данной модификацией модерна в понимании
архитектурной массы и как скульптурного объема, и как
тектонического декора одновременно.

7.

• Пластические
поиски,
возрождающие
стилистическую линию позднего модерна начала
XX в.,получили воплощение в жилом доме по ул.
Лазо, возведенном в конце 1990-х годов по
проекту архитектора П.П. Игнатова. В основе
выразительного силуэта 6-этажного здания лежит
большая арка мансардного этажа. Пластически
«разыгранная» в троекратном повторе на
главном фасаде, она превращается в гигантскую
подкову.
• Традиционный по композиции объем здания
лишен заметного пластического движения,
которое
характерно
для
образцов
«классического»
рационального
модерна,
имевших асимметричное решение. Достоинство
главного фасада дома заключается в другом: его
образном строе, рождающем ассоциации именно
с омскими памятниками модерна

8.

• Итак, неомодерн, начав свое развитие в
русле ретроспективного направления в
архитектуре Омска, показал, что он
является
своеобразным
преемником
«исторического» стиля модерн. Первые
объекты неомодерна конца 1990-х были
поддержаны стилистическими поисками
архитекторов в начале XXI в., в период так
называемых нулевых. Еще ряд высотных
домов с волнообразными участками
фасадов, среди которых ярко выделяется
«дом-башня» по ул. Фрунзе, 72/1 с гибко
очерченной линией ризалита (2004),
продемонстрировали
потенциальные
возможности неомодерна: гармоничное
соединение «прошлого» и «настоящего» и
появление, в широком смысле, «нового
качества» архитектуры жилого дома.

9.

• Неомодерн «нулевых» проявляется в тех же стилевых
модификациях, что и модерн «исторический». Примером
тому эклектический вариант неомодерна с множеством
элементов из словаря модерна и других исторических
стилей, отмеченный в фасадах ресторана «Колчак» по ул.
Броз Тито, 2/1 (2006, вторая очередь 2010–2012; автор идей
по декоративной пластике фасадов владелец ресторана А.
Ремизович) (см. вклейку). Вариации рационального модерна
прочитываются в пластике здания гостиничного комплекса
по ул. Пушкина, 8 (2000-е) и корпуса Омского бизнесинкубатора по ул. Чапаева, 111 (2006–2007) (см. вклейку),
пристроенных к памятникам архитектуры начала ХХ в. Декор
раннего модерна с избыточной «чувственностью»
графических линий вписан в реконструированные объемы
зданий по ул. Фрунзе, 40/7 и 40/3 – в наЖилой дом-«башня».
2004. Арх. В.Н. Банникова стоящее время бизнес-центр
«Аристократ» (2008). Перенос-реконструкция двухэтажного
деревянного дома с переулка Узкого на ул. Певцова, 7
(здание Третейского суда) позволил сохранить, хотя и в
очень осовремененном виде, архитектурное воспоминание
о раннем модерне в его интернациональном варианте
(2006–2007)

10.

• Неомодерн
становится
самостоятельным
явлением
в
современной архитектуре города. Анализ стилевых модификаций
построек неомодерна, возведенных в конце 1990-х – 2000-х годах
и в дальнейшем включенных в общий контекст зодчества этого
периода, позволит наиболее четко представить отличительные
особенности омской архитектуры.
English     Русский Правила