3.72M
Категория: ИскусствоИскусство

Филигрань (скань)

1.

ФИЛИГРАНЬ(СКАНЬ)
Подготовила: Важенина Е.А.
Студент группы ИХД 11/11

2.

ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО «СКАНЬ»?
Этот термин происходит от
древнерусского «съкати», что
означает «свивать» или
«скручивать». Другое название этой
ювелирной техники имеет
латинские корни и звучит как
«филигрань» (что означает нить и
зерно).
Скань (филигрань) является
техникой изготовления
разнообразных ювелирных изделий
благодаря спаиванию узоров из
металлической проволоки.

3.

НЕМНОГО О ФИЛИГРАНИ
Уже в Древней Руси
процветало
ювелирное дело.
Мастера тех времен
были высокими
профессионалами и
применяли
разнообразные
техники, которые
создавали
уникальные и
эксклюзивные
украшения.

4.

ЧТО НАЗЫВАЛИ
СКАНЬЮ(ФИЛИГРАНЬЮ) В ДРЕВНЕЙ
РУСИ?
Только от опыта и
мастерства ювелира
зависело качество
украшений, ведь
некоторые техники
требовали аккуратности и
точности движений.
Одними из наиболее
сложных способов
украшения предметов
обихода являлась скань,
особенно почитаемая в
Древней Руси.

5.

РАЗНОВИДНОСТИ ФИЛИГРАНИ
Напайная скань. Это техника
изготовления украшений,
при которой проволочный
узор напаивают на
металлический лист-основу.

6.

Ажурная скань. Ажурная техника предполагает скрепление узоров из
проволоки без напаивания их на какую-либо основу.

7.

Объёмная скань. Для изготовления объёмных украшений из филиграни
применяется поэтапный подход: несколько составляющих, выполненных в
технике ажурной скани, соединяются вместе в единую композицию.

8.

ИЗНАЧАЛЬНО МАСТЕРА СКАНИ ПРЕДПОЧИТАЛИ ДРАГОЦЕННЫЕ
МЕТАЛЛЫ ВРОДЕ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА, ОТДАВАЯ ПРЕИМУЩЕСТВО
ПЕРВОМУ ИЗ-ЗА НЕСКОЛЬКИХ ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ:
1. Прежде всего, золото является
весьма легкоплавким
металлом.
2. Золото является чрезвычайно
пластичными материалом.
3. Золото достаточно
экономичный материал.
4. Этот благородный металл
весьма ценили на протяжении
всей истории человечества.

9.

ИСТОРИЯ ФИЛИГРАНИ
Эта ювелирная техника пришла в
современность из глубины веков,
подвергнувшись минимальным изменениям.
И по сей день при изготовлении украшений
мастера используют ту же технологию, что и
их предшественники столетия назад.
Сканное искусство известно со II века нашей
эры. За свою долгую историю, длящуюся уже
более 900 лет, филигрань только
усложнялась: глухая техника
преобразовалась в ажурную, а вместо мягких
драгоценных металлов начали использовать
даже тугоплавкую сталь.
Икона-мощевик наперсная «Богоматерь
Воплощение». Россия, вторая половина
XVI в. Размеры: 12 х 10,5 см.

10.

В Древней Руси искусство
скани впервые упоминается в IX
веке. Ажурную технику скани в то
время ещё не использовали,
предпочитая ей зернь, то есть
напаивание на ювелирные
украшения или друг на друга
множество шариков из металла и
составление из них сложного узора.
Ажурная скань, то есть составление
узоров из металлической проволоки
без какого-либо фона, стала
применяться с XII века. Тогда же
началось усложнение техники путём
украшения изделий из скани
драгоценными камнями и эмалью.
Натруска («рожок»). Россия
XVII в. Высота: 17,5 см.

11.

Возрастающая потребность
во всё более и более
сложных узорах скани
подстёгивала мастеров к
улучшению навыков.
Сохранившиеся с XVI века
пуговицы, украшенные
тончайшим узором
металла, до сих пор
поражают воображение.
Считалось, что чем тоньше
и замысловатее узор скани,
тем более благородным и
уникальным является
ювелирное изделие.

12.

На XV-XVI века приходится
расцвет московской скани.
Использовались разнообразные
материалы: драгоценные камни,
эмаль, дерево, резная кость.
Самыми известными
сканщиками в то время были
Амвросий и Иван Фомин.
Филигрань является тем
искусством, которое почти не
пострадало во времена СССР.
Связано это было прежде всего с
тем, что скань была объявлена
национальным достоянием и
народным историческим
промыслом.

13.

ЦЕНТРЫ СКАННОГО ДЕЛА
Новгород был крупным центром
серебряного дела на протяжении нескольких столетий. Скань широко
применялась новгородскими
серебряниками в XIV, XV и XVI вв. Для конца
XV и XVI столетия в Новгороде характерен
орнамент крупных сердец, образованных
соединенными по два спиральными
завитками и равномерно расположенных на
фоне, сплошь заполненном мельчайшими
кружками из тонкой скани.

14.

Расцвет сканого мастерства в Москве
приходится на XV и XVI вв., но и
значительно позднее, в XVIII, XIX и XX вв.,
встречается много высококачественных
работ.
Московская скань второй половины XVI и
всего XVII столетия почти всегда
полихромна. Она неразрывно связана с яркой, многоцветной эмалью, для которой
служит обрамлением.
В XVIII в. московская скань сильно изменяет
свой характер. Она редко бывает
расцвечена эмалью, сканый орнамент
большей частью делается ажурным, не
припаивается к фону, а в случае надобности
накладывается на металлическую эмалевую или стеклянную основу.

15.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила