3.14M
Категория: ИсторияИстория

Кыргызский народ в составе Кокандского ханства

1.

Старший преподаватель
кафедры Теории и истории
государства и права
Алимова Ширин Давлятовна
Дисциплина: История
государства и права Кыргызстана

2.

Тема: КЫРГЫЗСКИЙ НАРОД
В СОСТАВЕ КОКАНДСКОГО
ХАНСТВА

3.

Вопросы:
1. Завоевание Кыргызстана Кокандским ханством
2.Социальная структура и государственный строй
Кокандского ханства. Административнотерриториальное деление
3. Попытки воссоздания кыргызской
государственности
4. Право Кокандского ханства

4.

1. Завоевание
Кыргызстана Кокандским
ханством

5.

Обособленностью и разобщенностью кыргызского народа,
не
имевшего
самостоятельной
государственности,
в
рассматриваемый период ловко пользовались его сильные
соседи: Китай (с востока), Россия (с севера), Кокандское
ханство (с юга). Каждый из них одаривал предводителей
племен ценными подарками, высокими титулами, старался в
отдельности склонить к своему подданству.

6.

В конце XVIII в. - начале XIX в. кыргызский
народ стал объектом агрессии со стороны
Кокандского
ханства.
Разобщенные
кыргызские
племена,
раздираемые
междоусобной борьбой, не смогли оказать
должного сопротивления захватчикам. Во
главе ряда южнокыргызских племен стоял
Кубат-бий, который попытался объединить
кыргызский народ. Однако его усилия не
имели успеха, т.к. ему противостоял другой
союз
южнокыргызских
племен,
возглавляемый главой племени адыгене
Хаджи-бием.

7.

Политика кокандского правителя Ирданы-бия
позволила укрепить положение Коканда в
Средней Азии и создать условия для расширения
его территории. Используя усобицы между
кыргызскими племенами, он в 1762 г. напал на
узгендских кыргызов с целью захвата городов
Узгенд и Ош с окрестностями. Ополчение племен
ичкилик, адыгене и монголдор во главе с Хаджибием было разбито, а сам он пленен. И,
несмотря на упорную борьбу в течение двух
десятилетий, кыргызский народ был присоединен
к этому ханству.

8.

Новый правитель Коканда Нарбуто-бий смог привлечь
на свою сторону ряд авторитетных кыпчакских и
кыргызских феодалов и натравливал их на тех, кто
предпочитал свободу. К 80-м годам XVIII в. в
зависимость от Коканда попали практически все
кыргызские земли Ферганы. После упорных сражений
вынуждены были подчиниться и кыргызы Алая. Здесь
кокандцы возвели укрепления Кызыл-Коргон, СуфиКоргон, Таш-Коргон и Дароот-Коргон. В этих
укреплениях, созданных на перекрестках основных
скотопрогонных путей и торговых трасс, кокандцы
оставляли гарнизоны, которые должны были собирать
зякет - налог со скота и торговый налог с
проходивших купеческих караванов, а также
подавлять возможные народные восстания.

9.

Начало новой экспансии Коканда в отношении
кыргызов совпало с правлением Алима, который
первым официально принял титул хана. Он
совершил несколько грабительских походов
против кыргызов. В мае 1806 г. кокандцы
захватили Ура-Тюбе, а в 1809 г. — Ташкент,
ставший плацдармом агрессии против кыргызов
и казахов Таласа и Семиречья. Но ему так и не
удалось покорить кетмень-тюбинских кыргызов.

10.

В 1825 г. Мадали-хан воспользовался
распрями между племенами сарыбагыш и
солто и направил в Чуйскую долину
четырехтысячный отряд во главе с кушбеги
Лашкаром. С целью закрепления в Чуйской
долине кокандцы в том же году возвели
крепость Бишкек на берегу р. Аламедин и
оставили здесь гарнизон. Отсюда кокандские
наместники направили письмо кыргызам
Прииссыккулья, требуя подчинения Коканду и
выплаты соответствующих податей. Однако
на курултае кыргызов 1825 г. было принято
решеие о принятии российского подданства.

11.

Тогда Мадали-хан перешел к прямым военным действиям. Весной
1831 г. Лашкар-кушбеги прошел с войском через Чуйскую долину к
берегам Иссык-Куля, а из Ферганы через Кугартский перевал на
завоевание Центрального Тянь-Шаня двигались отряды минбаши
Хаккулы. Решающее сражение между кыргызскими и кокандскими
войсками показало явную неподготовленность кыргызов к боевым
действиям, их плохую вооруженность и неопытность. Кыргызы были
разбиты, а их предводители — братья Тайлак и Атантай — взяты в
плен и доставлены в Коканд. Мадали-хану пришлось освободить их
из-под стражи и даже пожаловать кокандские титулы. Братья
вернулись на родные пастбища и, не желая служить захватчикам,
откочевали на р. Или к казахам Старшего жуза. Правда нехватка
пастбищ вынудила их через несколько лет вернуться на Тянь-Шань.

12.

Для закрепления на территории кыргызских
племен, кокандцы соорудили ряд крепостей ТогузТороо, Куртка, Джумгал, а на побережье Иссык-Куля
— укрепления Барскоон, Конуролен, Каракол и
другие. Эти крепости стали своего рода
плацдармом для постоянных грабительских
набегов на местное население, а в случае их
восстания кокандцы отсиживались за их стенами.
Завоевание Кыргызстана кокандскими ханами
привело к беспросветной нужде и бесправию, к
крайнему ухудшению положения народа, который
оказался под тяжким бременем двойного гнета:
кокандских властей и собственных феодалов.

13.

2. Социальная структура и
государственный строй
Кокандского ханства

14.

Социальная структура Кокандского ханства
была представлена, в основном, феодалами и
феодально-зависимым населением, которые
по своему составу были крайне
неоднородными.
Феодалы по своему экономическому и
политическому положению в системе
феодальных отношений подразделялись на
определенный группы.

15.

Государственный строй. Кокандское ханство представляло
собой феодальную деспотию, с неограниченной властью ее
правителя - хана. Правда при хане существовал совет.
Предположительно он мог появиться во второй четверти XIX в.,
так как до правления Омар-хана (1810-1822 гг.) в источниках и
других архивных материалах никаких сведений о его
существовании нет.
Личный состав совета определялся исключительно ханом. В
совет могли входить должностные лица не только центрального,
но и местного государственного аппарата: куш-беги, датха,
кансад-баши, парваначи и др. Совет чаще всего играл роль
совещательного органа, но при определенных условиях мог
выступать как орган реальной власти, вершивший делами в
государстве. Состав и численность совета при различных ханах, в
разные периоды истории Кокандского ханства постоянно
изменялся. Есть сведения, что члены совета получали
государственное жалованье.

16.

Недостаток источников не позволяет с точностью
определить функциональные обязанности совета.
Возможно, здесь обсуждались важные вопросы
внешней и внутренней политики ханства: вопросы
войны и мира, взаимоотношения с другими
государствами, сбор налогов, мобилизации народных
масс на общественные работы, о злоупотреблении
высших сановников и другие. Отсутствуют также
данные о юридической силе решений совета. Логично
утверждать, что эти решения в какой-то мере
учитывались ханом при принятии соответствующих
указов, поскольку его члены выражали интересы
наиболее влиятельной группы крупных феодалов в
ханстве.

17.

В таких условиях складывался государственный аппарат Кокандского ханства.
Наиболее централизованную форму он приобрел в период правления Омар хана,
который учредил светские и духовные государственные должности. Среди них
ближайшими к хану и самыми влиятельными лицами являлись:
Минбаши
кушбеги
мехтер (зякетчи)
дастарханчи - главный казначей ханства;
расылчи - главный секретарь хана,
аталык (серкер) - военный советник, главнокомандующий кокандскими войсками
в период войн.
Из высших духовных должностей можно отметить:
главу духовенства (шейх-уль-Ислам),
верховного судью (кази-калян),
военного судью (кази-аскар),
главного раиса.

18.

Административно-территориальное деление.
Территория ханства делилась на крупные вилайеты –
области, которые управлялись ханскими
ставленниками – кушбеги и хакимами.
Территория, населенность, а также значимость
вилайетов ханства были разными. Хаким пользовался
большей или меньшей властью в зависимости от того,
каким вилайетом управлял и в каких отношениях
находился с главой государства. Естественно,
большим авторитетом пользовались те хакимы, чьи
вилайеты сдавали в казну наибольшие налоги и во
время войны собирали больше войска, чем другие.
Хан благоволил тем хакимам, от которых он получал
богатые подарки.

19.

Налоговая система Кокандского ханства в
податном отношении совпадала с
административно-территориальным делением
ханства. Во главе каждой такой единицы стоял
серкер, который имел в своем подчинении
сборщиков поземельных налогов – амляктаров.
Налоговая система служила надежным орудием
жестокой феодальной эксплуатации
непосредственных производителей, являясь
одновременно органом укрепления феодальной
власти хана и феодалов.

20.

После завоевания киргизов Кокандским ханством, в
важных центрах киргизских кочевий были основаны
кокандские военные укрепления (крепости). Эти
крепости со стоящими в них гарнизонами служили
оплотом владычества кокандских ханов. Крепости
были также местом пребывания кокандских
наместников-ильбегов, властвовавших над всем
населением, находящимся в ведении данной
крепости. Однако Кокандское ханство не установило
на территории Кыргызстана жесткой
административной системы. В связи с перекочевкой
кыргызов административно-политическое разделение
менялось и запутывалось, вследствие чего часто
происходили стычки между сборщиками зякета
отдельных вилайетов.

21.

Войско. В государстве почти не существовало регулярного и
обученного войска. В основном это было ополчение, которое
собиралось во время военных походов и по приказу хана.
Военные силы состояли из трех родов войск: сипаи
(кавалерия), сарбазы (пехота) и тунчи (артиллерия).
Общее командование войсками зачастую поручалось, по
приказу хана, любому чиновнику, даже незнакомому с
военным делом. Со второй половины XIX в. во главе военного
ведомства стоял аталык - военный советник хана,
обязанности которого раньше выполнял минбаши. Военным
отрядом вилайета командовал правитель данного округа,
пятью сотнями воинов - пашад-баши, сотней - юз-баши,
десятком - деч-баши.

22.

Численность войска никогда не была постоянной и
зависела от многих обстоятельств: от возможности
захвата добычи, от отношения подданных к хану, от
времени года, от предполагаемой трудности или
легкости похода и т.д.
При хане и правителях вилайетов имелись
постоянные отряды нукеров только в очень
ограниченном количестве. Главной причиной их
малочисленности являлась трудность их
материального содержания, тем более, что срок
службы продолжался всю жизнь. Нукерская служба
была одной из феодальных повинностей зависимого
населения ханства.

23.

3. Попытки воссоздания
кыргызской государственности

24.

В начале XIX в. международное положение
кыргызского народа было чрезвычайно
трудным: «Началось разрозненное
притягивание киргизских племен к орбитам
сильных государств Китая, России и Коканда.
Народу, сохранившему свою самобытность и
имя, идущему из глубин веков, угрожала потеря
национального единства и культурно-духовной
общности».

25.

Летом 1842 г. на западе Иссык-Куля в местности
Котмалды состоялся курултай кыргызов. На нем
присутствовали племена сарыбагыш, бугу, саяк, солто,
саруу, кушчу, черик и др. - во главе с биями Боромбаем,
Балбаем, Муратаалы (бугу), Ормоном, Торогелди,
Жантаем
(сарыбагыш),
Мигназаром
(жантай),
Медербеком (жетиген), Медетом, Качыке, Чыны (саяк),
Ажыбеком (сару).
На курултае обсуждались актуальные для кыргызского
народа вопросы: о притеснениях Коканда, о тяжелом
налоговом бремени, приближении русских войск и др.
Ормон поднял вопрос об объединении кыргызского
народа и создании единого государства (ханства), а также
предложил избрать хана всех кыргызов. После бурного
обсуждения идея об объединении была поддержана.

26.

По предложению биев Жантая и Качыке ханом
кыргызов провозгласили Ормон Ниязбек уулу.
По древнему обряду, его посадили на белую
кошму, зарезали на «Ай Туяк» белую кобылу. На
голову одели тебетей с красным верхом. На
курултае были определены символы ханства
«Туу» (знамя), «меер» (печать), «бийлик
курамы» (структура власти), «жаза» (кара),
«айып» (штраф), «олчомдору» (меры наказания
и взыскания за преступления и повинности),
«туяк пул» (таможенные взымания за
прохождение караванов и прогон скота),
«коншулук мамиле» (отношения с
сопредельными государствами). Таким образом,
в истории кыргызского народа сделана попытка,
хотя и неудачная, политического объединения.

27.

Кокандский хан вынужден был прислать своего представителя.
Власть Ормон-хана отличалась присущей всем восточным государствам жестокостью.
Ормон-хану, окруженному со всех сторон довольно сильными государствами, пришлось вести
осторожную внешнюю политику. Эти государства стояли на более высокой ступени развития,
имели централизованное управление и превосходили кыргызов в вооруженных силах. Опираясь
на эти преимущества, они постоянно оказывали давление на кыргызов. Ормон-хану вынужден
был лавировать между ними, извлекая выгоду из их противоречий и столкновений.
Он пытался наладить культурные и экономические связи с соседними государствами. С
кокандским ханом, казахскими ханами он поддерживал дружественные отношения через послов и
сам неоднократно бывал у них с визитами.

28.

Для внешних сношений у Ормон-хана существовал
свой «дипломатический корпус». Так, Байсерке
отправлялся в Коканд с наиболее отвественными
заданиями, «разъездной полпред» - Саза с
различными поручениями неоднократно посещал
казахов, русских, узбеков и крупные кыргызские роды.
Причем, последний отличался большой хитростью и
дипломатичностью. Упомянутый выше, Куттуксеит
уулу долго жил в Кокандском ханстве, изучая
военную, экономическую политику и культуру народов
ханства.
Эпопея Ормона закончилась трагически. Он был
убит во время стычки с бугинцами (1854 г.), уставшим
от его постоянных притязаний.

29.

Между бугинцами и сарыбагышами началась
междоусобная война, длившаяся около полутора лет.
Она прекратилась только после того, как бугинцы
признали власть русских. Конфликт родов был бы
улажен мирно, если бы бугинцы согласились уплатить
«кун» (выкуп) за убийство Ормон-хана. Выкуп был
установлен в 1000 верблюдов, 1000 лошадей, 9
красивых девушек, кровь 7 лучших храбрецов и уход
всех бугинцев из пределов озера Иссык-Куль. На все
согласились бугинцы кроме двух последних
требований. С гибелью Ормон-хана разрушилось и
созданное им государство, а в жизни кыргызского
народа началась новая эпоха, тесно связанная с
историей царской России.

30.

4. Право Кокандского
ханства

31.

Источниками норм существующего права в
Кокандском ханстве были:
нормы шариата (мусульманское право),
адат (обычное право), распространенный в
основном в кочевых районах ханства.
Право развивалось не путем отмены старых и
издания норм, соответствующих новым
экономическим и правовым условиям, а путем
толкования догм права, содержащихся в Коране,
сунне и иджме и других источниках
мусульманского права.

32.

Право собственности. Несмотря на то, что
верховным собственником земли считалось
государство в лице хана, в Коканде существовали
различные формы земельной собственности:
государственные (амляковые),
ханские (удельные),
частные (мильковые),
вакфные - земли духовных учреждений и лиц,
общинные.
Юридическая система поземельных отношений была
довольно сложной.

33.

Уголовное право. В соответствии с мусульманским
правом по сущности посягания на религию, жизнь,
продолжение рода, разум, собственность, а также по
характеру наказания все преступления делились на
три группы.
Основными видами наказаний были:
смертная казнь,
тюремное заключение,
телесные наказания,
кун (выкуп),
штраф.

34.

Суд и судебный процесс. В Кокандском
ханстве существовали две системы судов: суды
казиев и суды биев. Разница между ними
состояла в том, что суды казиев действовали на
основе мусульманского права, а суды биев–на
основе норм обычного права (адата).
Бии также как и казии не получали от
казны определенного жалованья. Однако
существовали денежные сборы за совершение
различных юридических актов, касающихся,
например, бракосочетаний, мировых сделок и
т.п. Размеры сборов и пошлин не были точно
установлены законом.

35.

Бии назначали те или иные санкции по своему усмотрению. В
принципе, бий мог назначить непомерно высокие меры
наказания за мелкие проступки и, наоборот, легкие наказания
за тяжкие преступления. Казий (бий) мог присуждать
виновного к телесным наказаниям плетьми (доррой),
отсечению кисти руки и даже к смертной казни, но в
последнем случае его приговор приводился в исполнение
только после утверждения правителем бекства.
Правитель бекства также обладал судебными
функциями. Обычно он не принимал на себя роль разбора и
решения судебных дел, но некоторые виды преступлений
подлежали только юрисдикции хакима. При решении дел
такого рода правитель не руководствовался предписаниями
шариата, а определял наказание по своему усмотрению. За
одно и то же преступление в одном случае могли только
оштрафовать, а в другом случае - казнить. Бек сам допрашивал
обвиняемых в течение одного заседания и тут же выносил
приговор.

36.

Таким образом, между двумя системами судов имелись существенные
различия: использование различных источников норм права,
процессуальные отличия, более слабая централизация судов биев, по
сравнению с судами казиев и др. Несмотря на это, и суд казиев, и суд биев
были сословными судами, защищавшими только личные и имущественные
интересы господствующего сословия - феодалов.
Завершала всю судебную систему практика жестоких наказаний,
направленная на устрашение народа, с целью еще большего порабощения.
Юрисдикция правителя Кокандского ханства, распространялась также и на
присоединенные районы кыргызов. У кыргызов начинается насильственное
введение шариата вместо распространенных до этого норм обычного права.
С этого момента роль и значение шариата в кыргызском праве начинает
постепенно возрастать, а в отдельных местностях некоторые нормы шариата
переплетаются с нормами адата. Однако роль и значение шариата в кочевых
районах ханства не следует переоценивать.

37.

Спасибо за внимание!!!
English     Русский Правила