Похожие презентации:
Идеология и культура периода Гражданской войны
1.
История России , 10 класс«Идеология и культура периода
гражданской войны»
Люлькович Наталья Николаевна
Учитель
истории
и
обществознания
МАОУ
«Гимназия №93 г.Челябинска»
2.
План:1.
2.
3.
4.
5.
Политика
новой
власти
образования и науки.
Власть и интеллигенция
Отношение новой власти
православной церкви
Повседневная жизнь.
Общественные настроения.
в
области
к
Русской
3.
1. Какие факторы повлияли на развитие советской культуры и науки в 1917– 1920-х гг.?
2. Какие факторы предопределили развитие советской культуры и науки в
1930-х гг.?
3. Каковы основные черты развития советского образования в 1917 – 1930-х
гг.? Каковы были успехи в развитии образования в данный период?
4. Какие достижения советских учёных в 1920 – 1930-х гг. вы знаете? Почему
основные успехи были достигнуты в области естественных и точных наук?
5. В чём состояла сущность принципа социалистического реализма в
художественном творчестве?
6. Какие достижения советской литературы в 1917 – 1930-х гг. вы знаете?
7. Каких советских художников, скульпторов 1917 – 1930-х гг. вы знаете?
Какие жанры изобразительного искусства были наиболее популярны в этот
период?
8. Почему в 1920 – 1930-х гг. государство уделяло большое внимание
развитию кинематографа? Какие достижения в области советского
киноискусства в 1920 – 1930-е гг. вы знаете?
9. Каковы цели, основные черты и последствия культурной революции в
СССР?
10. Что было характерно для отношений советской власти и церкви в 1917 –
1930-х гг.?
4.
Проблемный вопрос !Для чего большевикам нужна была
культура?
Каковы были особенности быта
жителей
России
в
годы
Гражданской войны?
5.
1.Политика новой власти в области образования и
науки.
Исторические условия, обусловившие
политику советской власти в области
образования в 1917 – 1930-е гг.
На политику советской власти в
области культуры в 1917 – 1920 гг.
оказывали
влияние
теоретические
представления большевиков о роли и
задачах культуры, обстановка острого
противостояния Гражданской войны, а
также состояние социокультурного
раскола,
в
котором
находилось
российское общество с начала XX в.
6.
Среди врагов социалистической революции В.Ленин называл неграмотность.
И.
ИЗ ДЕКРЕТА СОВНАРКОМА. 26 ДЕКАБРЯ 1919 г.
В целях предоставления всему населению республики
возможности сознательного участия в политической жизни
страны Совет народных комиссаров постановил: 1. Всё
население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее
читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или
русском языке по желанию... 3. Народному Комиссариату
Просвещения и его местным органам предоставляется право
привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой
повинности всё грамотное население страны, не призванное в
войска... 5. Обучающимся грамоте, работающим по найму,
рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с
сохранением заработной платы.
Какова была цель кампании по борьбе с неграмотностью?
Какими мерами предполагалось ликвидировать неграмотность?
7.
Все население Советской России ввозрасте от 8 до 50 лет, не умевшее
читать или писать, было обязано
учиться грамоте на родном или на
русском языке (по желанию)
8.
Политика новой власти в области образования и30 сентября 1918 г.
науки
30 СЕНТЯБРЯ 1918 ГОДА ВЦИК утвердил «Положение о
единой трудовой школе РСФСР»
В его основе лежали передовые идеи русских и зарубежных
педагогов:
1. поощрялось педагогическое новаторство
2. культивировалось уважение к личности ребёнка
3. внедрялись элементы самоуправления и принцип бесплатного
обучения.
2. отменялись уроки, задания
1. из школы изгонялись парты
на дом, учебники, отметки,
экзамены.
9.
Политика новой власти в области образования инауки
Декретом СНК от 2 августа 1918 г.
преимущественное
право
поступления в вузы получили
рабочие и крестьянская беднота.
При университетах и институтах были
созданы рабочие факультетырабфаки
Так началось формирование советской
интеллигенции.
К
1925
году
половина
всех
абитуриентов – рабфаковцы.
Практически все из них направлены по
партийным
и
комсомольским
путевкам.
Для рабфаковцев были льготы –
стипендии, общежитие
10.
Декрет Совета Народных Комиссаров. О правилах приема в высшиеучебные заведения.
1. Каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16-ти лет,
может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без
представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней
или какой-либо школы.
2. Воспрещается требовать от поступающих какие бы то ни было
удостоверения, кроме удостоверения об их личности и возрасте.
3. Все высшие учебные заведения Республики, на основании постановления «о
введении обязательного совместного обучения» во всех учебных заведениях,
открыты для всех, без различия дола. За нарушение указанного постановления
все ответственные лица подлежат суду Революционного Трибунала.
4. Произведенный же на основании аттестатов или же конкурсных экзаменов
прием в число студентов первого курса на предстоящий 1918/19 г. объявляется
недействительным. Новые условия приема, применительно к требованиям
ныне находящегося на рассмотрении общего Положения о высших учебных
заведениях Республики, имеют быть опубликованными не позже 1-го сентября
с. г.
5. Взимание платы за учение в. высших учебных заведениях Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики отменяется.
11.
1930-е гг. вошли в историю страны как период культурнойреволюции.
Под культурной революцией подразумевалось, с одной стороны,
значительное повышение образовательного уровня народа, его
приобщение к достижениям культуры.
Другой стороной культурной революции явилось утверждение в
духовной жизни общества социалистической идеологии в качестве
единой мировоззренческой основы.
Важнейшей чертой культурной революции стало активное
приобщение советских людей к искусству.
Это достигалось за счёт не только увеличения числа театров,
кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого
распространения художественной самодеятельности.
По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома
детского творчества, устраивались грандиозные смотры
народных талантов, выставки самодеятельных работ.
12.
Переход к мирному строительству после Гражданской войнывыявил огромный недостаток в образованных кадрах для
создания государственного аппарата, управления народным
хозяйством, армией, собственно культурой.
Была провозглашена политика привлечения интеллигенции к
сотрудничеству с советской властью с последующим её
перевоспитанием в советском духе или заменой новыми
кадрами специалистов.
С началом индустриализации большой проблемой стало
недостаточное количество квалифицированных рабочих и
инженеров.
13.
Политика новой власти в области образования инауки
Большевики стремились привлечь к сотрудничеству учёных,
особенно тех, кто способствовал укреплению обороны и
экономики страны или имел мировое признание.
Им обеспечивали сносные по сравнению с другими слоями
населения условия жизни и работы. Многие известные
учёные считали своим долгом работать на благо Родины,
хотя и не разделяли идей большевиков.
14.
Плодотворно трудились в области:•теории самолётостроения
Н. Е. Жуковский,
•создатель геохимии и биохимии В. И. Вернадский,
•химик Н. Д. Зелинский,
•биохимик А. Н. Бах,
•отец космонавтики
К. Э. Циолковский,
•физиолог И. П. Павлов,
•агроном И. В. Мичурин,
К.Э.Циолковский
И.П.Павлов
Н.Е.Жуковский
Н.Д.Зелинский
В.И.Вернадский
15.
Политика новой власти в области образования инауки
Остались на Родине
В.М.Бехтерев
Н.Д.Зелинский
Н.И.Вавилов
К.А.Тимирязев
Н.Е.Жуковский
В.И.Вернадский
И.П.Павлов
К.Э.Циолковский
16.
Политика новой власти в области образования инауки
• 30 сентября 1918 года
ВЦИК
утвердил
«Положение
о
единой
трудовой школе РСФСР».
В
основу
положен
принцип
бесплатного
обучения.
• Декретом СНК от 2
августа
1918
г.
преимущественное
право
поступления
в
вузы
получили
рабочие
и
крестьяне
• Следующая важная веха
– принятие в 1930 году
постановления
ЦК
ВКП/б «О всеобщем
обязательном
начальном обучении».
• К концу 30-х годов
массовая
неграмотность в нашей
стране в основном была
преодолена
17.
2. Власть и интеллигенция18.
Власть и интеллигенцияВ расцвете творческих сил
встретили
пролетарскую
революцию многие деятели
культуры Серебряного века.
Некоторые из них считали,
что
отечественные
культурные традиции будут
либо
растоптаны,
либо
поставлены под контроль
новой власти.
Ценя превыше всего свободу
творчества, они избрали удел
эмигрантов.
19.
Власть и интеллигенцияК середине 1920-х гг. за границей оказались многие писатели,
поэты, композиторы, певцы, музыканты, художники:
И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. К.
Глазунов, С. С. Прокофьев, С. В.
Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, И. Е.
Репин, В. В. Кандинский, М. З. Шагал
Ряд выдающихся деятелей культуры
ушли
в
глубокую
духовную
оппозицию
А. А. Ахматова, М. А. Волошин, М.
М. Пришвин, М. А. Булгаков
И.А.Бунин
20.
Власть и интеллигенцияЗа границей оказались:
С.В.Рахманинов,
К.А.Коровин,
А.Н.Толстой,
М.И.Цветаева,
Е.И.Замятин,
Ф.И.Шаляпин,
А.П.Павлова,
И.А.Бунин,
А.И.Куприн и другие.
Понижение духовноинтеллектуального уровня
500 крупных ученых, возглавивших
кафедры
и
целые
научные
направления: П.А.Сорокин,
К.Н.Давыдов,
В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский
и др
Критическую позицию по отношению к
большевистской власти занимал и М. Горький,
который в 1921 г. выехал за границу и поселился
в Италии.
21.
Власть и интеллигенцияНемало выдающихся деятелей русской культуры остались в
России А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин,
Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.
До середины 20-х гг. в искусстве царил дух творческого поиска,
стремления найти необычные, яркие художественные формы и
образы.
А. Ахматова
Н. С. Гумилев
В. Э. Мейерхольд
22.
Власть и интеллигенцияКлассовой подход к культуре
• Партия и государство установили полный контроль над
духовной жизнью общества.
• 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией
(известные ученые и деятели культуры).
• 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и
философов.
• 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома
(цензура).
23.
Значительно сложнее обстояло дело с положением общественных наук.Дореволюционные философия, социология, экономика, право, история
считались «заражёнными» буржуазной идеологией и в подавляющей
части непригодными для победившего пролетариата. Активное неприятие
носителей
«реакционных»
взглядов
было
продемонстрировано
насильственной высылкой за рубеж по инициативе В. И. Ленина в
сентябре и ноябре 1922 г. более 160 видных учёных-гуманитариев.
Основную массу изгнанников составляли философы, в связи с чем
пароход, увозивший их в Европу, получил название «философского».
Вместе с философами отправлялись в изгнание «выброшенные с
территории РСФСР» (такой была формулировка официального сообщения
для печати) крупнейшие экономисты, психологи, юристы. В результате
акции были высланы: Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. О.
Лосский, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, С. Л. Франк, Л. И. Шестов и
многие другие.
Переход от войны к миру резко поднял значимость подлинной науки,
особенно прикладных исследований, без которых планы модернизации
страны в социалистическом духе остались бы неосуществимыми.
24.
В 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов,социологов :
П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин,
Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др. была выслана из
страны.
25.
Власть и интеллигенцияНабирали силу новые тенденции и явления
художественной культуры.
Пролеткульт – литературно-художественная и
просветительская организация.
в
области
культурно-
Идея организации:
«чистая пролетарская культура»
«на свалку истории» культурные
достижения и традиции прошлого.
Были созданы художественные студии и клубы, которые
объединяли склонных к творчеству пролетариев.
26.
Власть и интеллигенцияСуществовало
множество
творческих
объединений,
исповедовавших
различные
взгляды
на
сущность
и
предназначение искусства: Пролеткульт, Российская ассоциация
пролетарских писателей,
группа «Серапионовы братья»,
«Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт
искусств», Ассоциация художников революционной России,
Общество московских живописцев и др.
«Серапионовы братья»
27.
Многиесчитали,
что
революция,
как
очистительная гроза, омолодит страну, разбудит
созидательные силы. Они шли навстречу новой
жизни,
считая
себя
продолжателями
революционных традиций русской культуры.
Революция уже в первые годы была воспета в
стихах В. В. Маяковского («Ода революции»,
«Левый марш») и А. А. Блока («Двенадцать»), в
картинах К. С. Петрова-Водкина («1918 год в
Петрограде»)
и
Б.
М.
Кустодиева
(«Большевик»), в первом советском спектакле
«Мистерия-буфф» по пьесе Маяковского в
постановке В. Э. Мейерхольда и с
оформлением К. С. Малевича.
В.Маяковский
Александр Блок
28.
А. А. Блок(«Двенадцать»)
К. С. Петров-Водкин
(«1918 год в Петрограде»)
Б. М. Кустодиева
(«Большевик»
29.
Значительные изменения произошли в областиизобразительного искусства.
Новому времени и новым людям, стоящим у власти,
нужны были новые формы, воздействующие на
чувства, зовущие на борьбу, агитирующие за
коммунистическое будущее. Поэтому расцветает
искусство плаката, появляются талантливые
мастера этого жанра – В. Дени («Банда Деникина»,
«Кулак-мироед»), Д. Моор («Ты записался
добровольцем?», «Помоги!»).
30.
Особое место в искусстве жанраплаката тех лет занимала новая форма
агитационного искусства – «Окна
сатиры
РОСТА»
(Российского
телеграфного
агентства).
Острые,
доходчивые сатирические плакаты с
краткими, легко запоминающимися
стихотворными текстами освещали
злободневные
события,
иллюстрировали
телеграммы,
передававшиеся агентством и газетами.
Активная роль в создании «Окон
РОСТА» принадлежала Маяковскому,
который проявил здесь не только свой
талант поэта и публициста, но и
самобытного художника.
31.
В апреле 1918 г. Ленин подписалдекрет
«О
снятии
памятников,
воздвигнутых в честь царей и их слуг,
и выработке проектов памятников
Российской
социалистической
революции».
Был составлен список революционных
деятелей, монументы которым должны
быть установлены в первоочередном
порядке.
Первым был сооружён памятник А. Н.
Радищеву в Петрограде (скульптор
Л. В. Шервуд).
Открытие состоялось в сентябре 1918
г.
32.
3. Отношение новой власти кРусской православной церкви
33.
Отношение новой власти к Русскойправославной церкви
23 января 1918 г. - декрет об
отделении церкви от государства и
школы от церкви. Он послужил
основой
для
повсеместного
закрытия храмов и монастырей.
Их имущество и предметы культа
конфисковывались
«для
революционных нужд».
1918 г. - кампания по вскрытию
почитаемых верующими мощей
святых.
В апреле 1920 г. по специальному
распоряжению В. И. Ленина была
закрыта Троице-Сергиева лавра.
34.
В декабре 1917 г. был издан декрет опередаче
всех
церковных
учебных
заведений в ведение Комиссариата
просвещения, а также декрет о
гражданском браке, в котором церковный
брак объявлялся частным делом граждан.
В январе 1918 г. было принято решение о
реквизиции
помещений
АлександроНевской лавры в Петрограде для нужд
Комиссариата
государственного
призрения.
Противостояние
между
советской
властью
и
православной
церковью
развивалось
на
фоне
разгоравшегося
пожара
Гражданской
войны.
Патриарх
Тихон
старался
оставаться над схваткой, ни разу не
выступив с безусловной поддержкой
Белого движения «Церковь не связывает
себя ни с каким определённым образом
правления»
Александро-Невская лавра.
35.
Отношение новой власти к Русской православнойцеркви
ДЕКАБРЬ
1917
ГОДА
(ДЕКРЕТ О ПЕРЕДАЧЕ ВСЕХ ЦЕРКОВНЫХ
УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ
В
ВЕДЕНИЕ
КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ).
ГРАЖДАНСКИЙ
БРАК
В ОРГАНАХ ЗАГСА
ЦЕРКОВНЫЙ
БРАК
ЧАСТНОЕ ДЕЛО ГРАЖДАН
36.
Продолжиласьи
практика
закрытия монастырей. В апреле
1920 г. по специальному
распоряжению В. И. Ленина
была закрыта Троице-Сергиева
лавра.
Борьба
с
религией
была
обусловлена
не
только
атеистическими
воззрениями
большевиков, но и стремлением
устранить опасного конкурента
в духовной жизни страны.
37.
На Церковь обрушивались все новые и новые запретыповсеместное закрытие храмов;
конфискация имущества церкви для революционных
нужд;
аресты священнослужителей;
лшение их избирательных прав;
дети из семей духовенства лишались возможности
получить специальное или высшее образование.
Патриарх Тихон ответил на подобные деяния посланием,
в котором предал большевиков анафеме.
38.
Задание – работа с документом, стр.82ИЗ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ ПАТРИАРХА ТИХОНА. 19
ЯНВАРЯ 1918 г.
Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь
Христова в Русской земле... всюду сеют семена злобы,
ненависти и братоубийственной брани... Опомнитесь,
безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что
творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело
сатанинское...
Властию, данной нам от Бога... анафематствуем вас... Заклинаем
и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не
вступать с таковыми извергами рода человеческого в какоелибо общение...
Охарактеризуйте отношение Русской православной церкви к
советской власти.
39.
4. Повседневная жизнь.40.
Революция и Гражданская война внесли своисуровые коррективы в жизнь людей.
Смыслом существования стало выживание.
А словами-символами повседневности как в
городе, так и в деревне – «голод» и «еда».
Продовольствия катастрофически не хватало.
Чтобы не умереть с голоду, люди
употребляли в пищу самые простые, нередко
плохого качества, а то и вовсе испорченные
продукты. «Мысли о еде приобретали
навязчивый характер», – писал современник.
С начала 1918 г. большевики вернулись к
карточной
системе
распределения
продуктов, но придали ей идеологическую,
классовую
направленность.
Население
разделили на две группы: трудовое и
нетрудовое («бывшие эксплуататоры» и лица
свободных профессий).
41.
Дома в городах не отапливались. Чтобы обогретьпромёрзшие комнаты, применялись небольшие железные
печки, которые из-за необходимости высокого расхода
дров называли буржуйками.
42.
Задание - работа с документом, стр.87ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ М. Д. ВРАНГЕЛЬ
В 7 часов утра бежала в чайную за кипятком. Напившись ржаного кофе без сахара,
конечно, и без молока с кусочком ужасного чёрного хлеба, мчалась на службу, в
стужу и непогоду, в разных башмаках, без чулок, ноги обматывала тряпкой...
Питалась я в общественной столовой... ела тёмную бурду с нечищеной гнилой
картофелью, сухую, как камень, воблу или селёдку, иногда табачного вида
чечевицу или прежуткую пшеничную бурду, хлеба 1 фунт в день, ужасного, из
опилок, высевок, дуранды и только 15 процентов ржаной муки.
Что за сцены потрясающие видела я в этой столовой – до сих пор они стоят у меня
перед глазами! Сидя за крашеными чёрными столами, липкими от грязи, все ели
эту тошнотворную отраву из оловянной чашки оловянными ложками. С улицы
прибегали в лохмотьях синие от холода, ещё более голодные женщины и дети. Они
облипали наш стол и, глядя помертвелыми, белыми глазами жадно вам в рот,
шептали: «Тётенька, тётенька, оставьте ложечку», и только вы отодвигали тарелку,
они, как шакалы, набрасывались на неё, вырывая друг у друга, и вылизывали её
дочиста.
В 5 часов я возвращалась домой, убирала комнаты, топила печь, зимой через два дня,
варила на дымящей печурке, выедавшей глаза, ежедневно на ужин один и тот же
картофель (стоил в то время один фунт – 6 штук – 250 руб.), ела с солью, а в дни
кутежа с редькой и луком.
Какие примеры из воспоминаний современников дополняют или изменяют ваши знания
о повседневной жизни и быте людей в годы Гражданской войны?
43.
5. Общественные настроения.Как изменялась позиция крестьянства в ходе
Гражданской войны?
Какие факторы влияли на это?
Как складывались у большевиков отношения с
рабочим классом?
Какие отношения сложились у новой власти с
представителями интеллигенции?
44.
ВыводыПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Важнейшим фактором в Гражданской войне являлась
позиция народных масс. Поставленные перед
жёстким выбором, которого они безуспешно
пытались избежать, люди после мучительных
колебаний поддержали большевиков.