Похожие презентации:
Культура Руси XIII – XVII вв
1.
РАБОТУВЫПОЛНЯЛ:
ПОПОВ ВИТАЛИЙ
Культура Руси
XIII – XVII вв.
2.
Развитие литературыОсновой русской литературной традиции были сказания, жития святых, летописи.
Складывались различные традиции летописания в центрах, расширялся круг тем и жанров литературы,
появлялись новые авторы, развивалась светская литература.
Основные жанры:
Воинская повесть
Жития
Исторических песни
Жизнеописания
Путевые заметки
Летопись
Публицистика
Исторические повести
Популярная литература
Лаврентьевская летопись
3.
ДомостройНовым явлением было создание книги, содержащей
полезные сведения, наставления как духовного, так и
бытового характера.
«ДОМОСТРОЙ», составителем которого являлся духовник
Ивана IV Сильвестр (сборник правил, советов и
наставлений)
4.
Начало книгопечатанияКрупнейшим событием культуры середины
XIV века стало возникновение российского
книгопечатания. Оно началось по
инициативе Ивана Грозного и при
поддержке церкви.
Началом русского книгопечатания можно
считать 1564 г., когда Иваном Федоровым
была издана первая русская датированная
книга - «Апостол».
Книжный знак Ивана Фёдорова
5.
Книгопечатание в РоссииПервопечатник Иван Федоров и его помощник Петр
Мстиславец в 1574 г. выпустили первый русский букварь —
«Азбуку».
В 1565 году был издан «Часословец» — книга для обучения
грамоте.
В XVI в. в России типографским способом было издано всего 20
книг, ведущее место по-прежнему занимала рукописная книга.
Книгопечатание имело огромное просветительское значение.
Печатная книга была значительно дешевле рукописной и
доступнее.
Книгоиздание возродилось после завершения Смуты.
В XVIIв кол-во и тиражи печатных книг значительно возросли.
Первый печатный станок
Ивана Федорова
6.
Архитектура XIV — XVI вв.Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и
Пскове.
Используя сохранившиеся традиции вечевых порядков, отразившиеся в простоте и
лаконичности, новгородцы и псковичи возводили новые храмы, у которых наружный
декор теперь отличается редким богатством.
Фасады были украшены различными деталями, украшающими фасад, придающими
особую нарядность, праздничность и яркую самобытность.
Примерами такой архитектуры Новгорода и Пскова являются церкви Федора Стратилата на
Ручье, церковь Спаса Преображения на Ильине, оборонительное сооружение Псковский
Кремль.
7.
8.
Архитектура XIV — XVI вв.Возрастание политического могущества Москвы отразилось в зодчестве.
Постройки должны были подчеркнуть идею преемственности столичного
положения Москвы от Владимира.
Москва становится центром, приглашались архитекторы из Италии. В 14751479гг итальянским мастером Аристотелем Фиораванти, были возведены
стены и башни Московского Кремля, Успенский собор, колокольня Ивана
Великого.
Под руководством итальянца Алевиза Нового был построен Архангельский
собор — родовая усыпальница московских великих князей и царей. В то же
время была. возведена и
Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари - Грановитая палата — часть
царского дворца для торжественных приёмов и празднований.
9.
10.
Архитектура XIV — XVI вв.Проявлением расцвета русской архитектуры было строительство шатровых
храмов. Эти храмов, не имеющих внутри столбов, вся масса которых
держалась на фундаменте.
Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь
Вознесения в селе Коломенском (1532), построенная в честь рождения
Ивана IV, Покровский собор на рву (храм Василия Блаженного),
возведенный русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь
взятия Казани (1555 — 1561).
Велось широкое строительство каменных кремлей. К ним относятся стены
Белого города и Смоленский кремль архитектора Федора Коня. Каменные
крепости были возведены в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани.
11.
Архитектура XVII в.Во второй половине XVII в. развитие архитектуры выразилось в формировании стиля,
получившего название «нарышкинское» или московское барокко. Наиболее яркими
примерами являются колокольня Новодевичьего монастыря, храм Покрова в Филях (1693
— 1694).
Европейское влияние отразилось в использовании некоторых декоративных элементов
барокко: колонн, наличников, фигурных фронтонов, сочетания красного и белого цветов.
Шедевром русского деревянного зодчества был знаменитый дворец Алексея Михайловича
в подмосковном селе Коломенском. Он был построен русскими мастерами Семеном
Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в.
12.
ЖивописьС XIV в. начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внесли
художники – Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
Фрески Феофана Грека, приехавшего из Византии, отличаются необычайной
выразительностью, интересом к характеру и внутреннему миру человека, особой
динамичностью.
В творчестве Рублёва получает своё логическое завершение процесс отделения русской
живописи от византийской. Рублёв и его последователи окончательно отказались от
византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях он создавал образы живых
людей, передавал душевные переживания и настроения русского человека того времени.
Его творчеству присущи философская глубина, внутреннее достоинство и сила.
Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, утонченный рисунок,
изысканный и нежный цвет.
13.
14.
15.
Создание единого государства вызвалоновый культурный взлёт России:
Культура впитывала в себя лучшие достижения;
Решительно освобождалась от византийского влияния: приобретала самобытные
национальные черты;
Расширялся круг проблем, которые интересовали культуру и искусство;
Главной темой стало укрепление мощи единого государства;
Всё больший интерес проявлялся к семье, к человеку, к его внутреннему миру;
Усиливались культурные контакты России с другими странами (особенно с Италией:
работали выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера).