1.18M
Категория: Русский языкРусский язык

Поэтический синтаксис. Фигуры речи

1.

Научно-исследовательский проект
Поэтический синтаксис.
Фигуры речи
Выполнили:
ученики 10 “A” класса
IT лицей-интерната
Балтабай Санжар и Ахмет Альмансур
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Пак. Е.А

2.

Содержание
1. Изобразительные средства выразительности языка. Фигуры речи
2. Художественно-выразительные средства
2.1 Художественно-выразительные средства в использовании. Примеры
из творчеств поэтов
3. Поэтический синтаксис и стиль
3.1 Поэтический синтаксис как объект лингвистического исследования
3.2 Из истории изучения языка и стиля лирики поэтов

3.

Цель работы: анализ поэтического синтаксиса поэтов
Задачи:
● Рассмотрение теоретических вопросов, связанных с поэтическим синтаксисом,
стилем писателей, языковой личностью, смежными лингвистическими и
стилистическими категориями;
● анализ структуры, семантики и функций синтаксических конструкций,
используемых в стихотворных текстах авторов;
● учёт «сильных позиций» стихотворного текста, напрямую влияющих на восприятие
стихотворения читателем, определение роли синтаксических конструкций,
которые находятся в этих подчеркнутых (актуализованных, выделенных)
позициях, исследование стилистических приемов, характерных для лирики поэтов
и составляющих основу стилистического воздействия на читателя; взаимосвязи
синтаксической организации текста с мелодикой, строфикой и интонацией на
материале творчества поэтов.

4.

Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках данного проекта впервые на
материале творчества поэтов выполнен системный, многоаспектный анализ
поэтического синтаксиса.
Практическая значимость состоит в том, что полученные сведения можно использовать в
рамках более глубокого литературоведческого изучения текста.
Положения, выносимые на защиту: синтаксис поэтических текстов является неотъемлемой
составляющей формирования индивидуального стиля автора, что в полной мере
подтверждается на материале стихотворного творчества поэтов.
Структура работы. Научный проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы, Приложения А, включающего в себя таблицы со
статистическими данными, и Приложения Б, содержащего в себе сведения, связанные с
потенциальным использованием полученных данных при создании синтаксической
разметки сложных предложений.

5.

Изобразительные средства выразительности языка
художественно-речевые явления, которые создают словесную образность
повествования: тропы, различные формы инструментовки и ритмикоинтонационной организации текста, фигуры.
Фигуры речи - термин риторики и стилистики, обозначающий различные
речевые конструкции, которые придают речи стилистическую значимость,
образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

6.

Художественно-изобразительные средства
Фонетические
Лексические
• аллитерация
• ассонанс
эпитет
сравнение
метафора
метанимия
гипербола
литота
аллегория
перифраз
оксюморон
ирония
Синтаксические
анафора
эпифора
сплетение
антитеза
градация
инверсия
эллипсис
многосоюзие
бессоюзие
риторический
вопрос

7.

Анафора – одинаковое начало предложений,
абзацев, стихотворных строк
“Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид …”
—А. С. Пушкин

8.

Эпифора – повторение звуковых сочетаний,
слов, словосочетаний, которое используется в конце
речевых конструкций
“Конечно, цель всего творенья – мы,
Источник знанья и прозренья - мы”
—Омар Хайям

9.

Антитеза - противопоставление двух понятий, игра на
контрасте
“Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно”
—М. Лермонтов

10.

Бессоюзие (асиндетон) — намеренное опущение союзов
между однородными членами предложения или частями
сложносочиненного предложения
“Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон”
—А. С. Пушкин

11.

Поэтический синтаксис
Поэтический синтаксис – словосочетание, которое не имеет
общепринятого терминологического статуса, хотя при этом активно
используется филологами. Как показывает анализ лингвистических
работ, вопросы поэтического синтаксиса рассматриваются в тех
случаях, когда исследователь хочет изучить конкретные особенности
синтаксического строения художественного текста, напрямую
связанные с поэтическим замыслом и языковой личностью автора.
Также синтаксис текста напрямую связан с композиционной
структурой и ритмико-мелодической организацией текста
стихотворения

12.

Поэтический синтаксис как объект лингвистического
исследования
На наш взгляд, исследование поэтического синтаксиса должно представлять
собой анализ не только особых, маркированных элементов, но и типичных для
поэта конструкций (в частности, определенных типов предложений), активно
используемых им в стихотворных произведениях, что позволяет проследить
эволюцию поэтического синтаксиса на протяжении всего творчества писателя, а
также определить доминантные компоненты, которые сохраняет в рамках
синтаксической структуры своих произведений автор на
протяжении всего творческого пути или отдельных его этапов

13.

Из истории изучения языка и стиля лирики поэтов
Анализируя поэтический синтаксис, важно верно выбрать объект
исследовании, ведь именно в поэзии семантика синтаксической
формы приобретает поэтическую функцию, отражающую
мировоззрение поэта. В нашем исследовании мы обращали внимание
на самые разные типы синтаксических структур, рассматривая их на
материале всего стихотворного творчества поэтов, комплексно – с
точки зрения их построения, выражаемых ими грамматических
отношений, эстетических функций.

14.

Сравнительная характеристика предложений в поэтическом творчестве
Тип предложения
Двусоставные
простые
предложения
Односоставные
простые
предложения
Двусоставные
осложненные
предложения
Односоставные
осложненные
предложения
Сложносочиненные
бинарные
предложения
Сложноподчиненные
бинарные
предложения
Бессоюзные
бинарные
предложения
Многокомпонентные
сложные предложения
Кол-во
репрезентаций
в
творчестве
М. В.
Ломоносова
Кол-во
репрезентац
ий в
творчестве
Г. Р.
Державина
Кол-во
репрезентаций
в
творчестве
Н. М. Карамзина
Кол-во
репрезентац
ий в
творчестве
П.
А.
Вяземского
Кол-во
репрезентаций
втворчестве А.
С. Пушкина
Кол-во
репрезентаций
в
творчестве Е.А.
Баратынского
Кол-во
репрезентаций
в
творчестве М.
Ю. Лермонтова
405 (19,45%)
370 (16,75%)
573 (23,70%)
959 (27,8%)
1191 (21,13%)
362 (23,48%)
388 (19,47%)
58 (2,79%)
94 (4,26%)
198 (8,19%)
79 (2,29%)
330 (5,86%)
76 (4,93%)
91 (4,57%)
250 (12,01%)
209 (9,46%)
165 (6,82%)
462
(13,39%)
766 (13,59%)
213 (13,81%)
193 (9,68%)
43 (2,07%)
68 (3,08%)
95 (3,93%)
68 (1,97%)
261 (4,63%)
35 (2,27%)
37 (1,86%)
99 (4,76%)
82 (3,71%)
136 (5,62%)
265 (7,68%)
347 (6,16%)
94 (6,10%)
140 (7,02%)
325 (15,61%)
223 (10,10%)
207 (8,56%)
241 (6,99%)
322 (5,71%)
98 (6,36%)
170 (8,53%)
258 (12,39%)
264 (11,95%)
353 (14,60%)
355
(10,29%)
826 (14,66%)
239 (15,50%)
239 (11,99%)
644 (30,93%)
899 (40,70%)
691 (28,58%)
1020
(29,57%)
1593 (28,26%)
425 (27,56%)
735 (36,88%)

15.

Виды предложений в поэзии
Первый период
Второй период
Всего
841 (44,71%)
591 (37,69%)
1432 (41,52%)
78 (4,15%)
58 (3,70%)
136 (3,94%)
140 (7,44%)
125 (7,97%)
265 (7,68%)
Двучленное сложноподчиненное
предложение
155 (8,24%)
86 (5,48%)
241 (6,99%)
Двучленное бессоюзное предложение
190 (10,10%)
165 (10,52%)
355 (10,29%)
Многокомпонентное
сложное предложение
477 (25,36%)
543 (34,63%)
1020 (29,57%)
Всего предложений
1881 (100,00%)
1568 (100,00%)
3449 (100,00%)
Двусоставное простое и
осложненное предложение
Односоставное простое и
осложненное предложение
Двучленное
сложносочиненное
предложение

16.

Способы выражения подлежащих в поэзии
Способ выражения
подлежащего
Количество случаев
в раннем творчестве
Количество случаев
в позднем
творчестве
Существительное
1661 (58,65%)
1674 (58,88%)
3335 (58,77%)
1077 (38,03%)
1079 (37,95%)
2156 (37,99%)
74 (2,61%)
70 (2,46%)
144 (2,54%)
Субстантивированное
прилагательное
11 (0,39%)
6 (0,21%)
17 (0,30%)
Субстантивированное
наречие
4 (0,14%)
5 (0,18%)
9 (0,16%)
Числительное
3 (0,11%)
5 (0,18%)
8 (0,14%)
Глагол (инфинитив)
2 (0,07%)
0 (0,00%)
2 (0,04%)
Субстантивированное междометие
0 (0,00%)
4 (0,14%)
4 (0,07%)
2832 (100,00%)
2843 (100,00%)
5675 (100,00%)
Местоимение
Синтаксически
неделимое словосочетание
Всего
Суммарная
статистика

17.

Типы сказуемых в поэзии
Способ организации сказуемого
Количество случаев в
раннем творчестве
Количество случаев в
позднем творчестве
Простое глагольное сказуемое
2109 (70,77%)
2141 (70,61%)
4250 (70,69%)
Составное глагольное
сказуемое с фазисным компонентом
22 (0,74%)
7 (0,23%)
29 (0,48%)
125 (4,19%)
119 (3,92%)
244 (4,06%)
Составное именное сказуемоес
отвлеченной связкой
709 (23,79%)
741 (24,44%)
1450 (24,12%)
Составное именное сказуемое
с полуотвлеченной связкой
6 (0,20%)
12 (0,40%)
18 (0,30%)
Составное именное сказуемое
со знаменательной связкой
6 (0,20%)
8 (0,26%)
14 (0,23%)
Сложное трехчленное
сказуемое
3 (0,10%)
4 (0,13%)
7 (0,12%)
2980 (100,00%)
3032 (100,00%)
6012 (100,00%)
Составное глагольное
сказуемое с модальным
компонентом
Суммарная статистика

18.

Заключение
1) В результате анализа поэтического творчества в качестве для поэтического синтаксиса определены такие
синтаксические конструкции, как осложненные предложения, сказуемые с отвлеченной связкой (в силу их большого
количества и специфики эстетического использования), односоставные предложения (процент которых в творчестве поэта
сравнительно невелик для того времени, однако разнообразие типов конструкций обеспечивает разностороннее и
эффективное воздействие текста на читателя) и сложные предложения
2) Осложненное предложение является наиболее распространенным и самым важным типом построений в поэзии.
3) Синтаксис односоставных предложений в лирике разнообразен как с точки зрения видов односоставных предложений,
так и с позиции выражения главных компонентов односоставного предложения, что позволяет, на наш взгляд, несколько
скорректировать и уточнить идею об активизации односоставных конструкций впервые именно в эпоху «серебряного века»
русской поэзии.
4) Полипредикативные построения в лирике разнообразны с точки зрения строения и семантики, и играют важную роль в
формировании логической структуры текста.

19.

Список использованной литературы
1. Баратынский Е. А. «На что вы дни! Юдольный мир явленья...». Полное собрание стихотворений: 1988. Т. 1. — С. 218.
2. Белинский В. Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. / В. Г. Белинский. — Москва: Художественная литература, 1976. — 614 с.
3. Вяземский П. А. Записные книжки. Москва: Русская книга, 1992. — 384 с.
4. Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 томах. Т. 1. Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — 645 с.
5. Пушкин, А. С. Собрание сочинений: в 10 томах. Т.6. Критика и публицистика: Государственное издательство художественной
литературы, 1962. — 583 с.
6. Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 томах. Т. 9. Государственное издательство художественной литературы, 1962. — 494 с.
7. Бондаренко И. В. Функционирование сочинительных союзов на межфразовом уровне// Вестник Российского государственного
университета им. И. Канта. — 2009.
8. Борковский В. И. Историческая грамматика русского языка — Москва: КомКнига, 2007. — 512 с.
9. Бочина Т. Г. Акротеза с повтором тематического компонента в русской паремике / Т— 2011. — №4 (18). — C. 158-162.
10. Брюсов В. Я. Фиалки в тигеле. Собрание сочинений в семи томах. Т. 6. / В. Я. Брюсов. — Москва: Художественная литература, 19731975. — 647 с.
11. Букина Г. Ю. Онтологические мотивы в поздней лирике П. А. Вяземского. — №5. — 2011. — С. 123-126.
12. Булаховский Л. А. Русский литературный язык первой половины XIX века: Т.2. 1954. — 464 с.
English     Русский Правила