Похожие презентации:
Изобразительно-выразительные средства русского языка
1.
2.
Изобразительновыразительные средстварусского языка
3.
• Изобразительно-выразительные средстварусского языка - это художественные
приемы, создающие образность
повествования.
• Именно благодаря им русский язык
неповторим, колоритен и поэтически ярок.
4.
Все изобразительно-выразительныесредства подразделяются на:
• лексические (специальные: тропы,
неспециальные: синонимы, антонимы и
др.)
• синтаксические (стилистические фигуры
речи);
• фонетические.
5.
6.
Тропы7.
• Эпитет - это образное определение,указывающее на существенный признак
предмета или явления.
• “Повеселись, мой верный меч,
Повеселись, мой конь ретивый!”
А. С. Пушкин.
В прямом значении меч верным быть не
может. Это просто прилагательное в
переносном значении, что и называют
эпитетом.
8.
• Метафора - это перенесение свойств одногопредмета на другой на основе ассоциативного
субъектного сходства. Если проще, то это скрытое
сравнение:
• “Горит восток зарею новой” (А.С. Пушкин)
• “Прапорщики воткнулись глазами в царя” (А.Н.
Толстой)
Обе эти фразы можно сказать по-другому:
• Небо такого же цвета, как и огонь;
• Прапорщики очень увлеченно смотрят на царя.
Небо не может гореть, как и нельзя воткнуться
глазами в кого-либо. Это и называется метафорой.
9.
• Метонимия - средство выразительности, этоперенос по смежности, разновидность
метафоры:
– Упоминание имени автора вместо его
произведений;
– Указание на признак предмета вместо его
названия;
– Замещение содержимого содержащим.
– “Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал” А.С. Пушкин.
– Серые шлемы / с красной звездой / белой ораве /
крикнули: / Стой!” - В.В. Маяковский.
– “Я три тарелки съел” - И.А. Крылов.
10.
• Синекдоха - вид метонимии, названиечасти вместо целого или наоборот.
• «...и слышно было до рассвета, как
ликовал француз...» (Лермонтов).
• Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)
• Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)
11.
• Гипербола - это преувеличение,подчеркивает основные свойства предмета
или явления.
• “И сосна до звезд достает” –
О.Э.Мандельштам.
• “Редкая птица долетит до середины
Днепра” - Н.В. Гоголь.
12.
• Литота - это преуменьшение. Так же, как спомощью гиперболы можно изобразить
величину, так и литотой можно обозначить
незначительность.
• “Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более
наперстка”.
13.
• Аллегория - иносказание, выражениеабстрактного понятия через конкретный
образ.
• Аллегория образами выражает какое-либо
понятие. Так, например, в баснях Крылова
смерть изображается в виде скелета с
косой, трусость обозначается через зайца,
хитрость через лису.
14.
• Перифраз - это иносказательное описаниепредмета или явления без прямого
называния.
• “Царь зверей” - это про льва.
• “Люблю тебя, Петра творение” - это про
Петербург.
15.
• Сравнение – это сопоставление явлений на основеналичия у них общего признака.
• “На Красной площади, будто сквозь туман веков,
неясно вырисовываются очертания башен.” - А. Н.
Толстой.
• Сравнение выражается с помощью союзов:
– Как - встал, как столб;
– Точно - он пролетел мимо, точно пуля;
– Будто - будто смерч вырвался из под колес;
– Словно - ты, словно командир, рапортуешь;
– Подобно - черной молнии подобно;
– Как бы - он был как бы раненый солдат;
Как будто - как будто обожгло его.
• Но есть еще творительное сравнение, которое
образуется с использованием существительного в
творительном падеже:
• “Пыль стоит столбом”;
• “Дым коромыслом”.
16.
• Олицетворение - это наделениенеодушевленных предметов свойствами
живых.
• “Я слышал, как остров зовет меня”.
17.
• Ирония - явно-притворное изображениеотрицательного явления в положительном
виде (под видом похвалы скрывается
насмешка, за большим и значительным
угадывается умаление).
• Едва ли кто польстится на такую
красавицу. Откуда, умная, бредешь ты,
голова?
Крылов. (слова лисицы ослу)
18.
• Символ - многозначное иносказание,изображающее отвлеченное понятие или
явление через похожий конкретный образ.
• В творчестве Л.Н. Толстого присутствует
множество символов, например, знамя —
символ подвига, небо — символ вечности,
дуб — символ медленно возрождающейся
жизни, комета — символ грозящих
бедствий и жизненных изменений.
(«Война и мир»).
19.
Стилистическиефигуры
20.
• Антитеза - фигура контраста, резкогопротивопоставления предметов, явлений,
свойств.
• Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и
глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)
21.
• Анафора - повторение одинаковыхэлементов в начале каждого параллельного
ряда (стиха, строфы, прозаического
отрывка).
• Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла
гроза. (С. Есенин)
22.
• Эпифора - повторение одних и тех жеэлементов в конце каждого параллельного
ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)
• Мне хотелось бы знать. Отчего я
титулярный советник? Почему именно
титулярный советник?
23.
• Градация - такое расположение слов, прикотором каждое последующее усиливает
значение предыдущего или ослабляет его.
• Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю,
скучаю, молюсь;
• Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер
Корнель).
24.
• Хиазм - перекрестное расположениепараллельных частей в двух смежных
предложениях.
• Не погибла молодость – Молодость жива!
(Багрицкий)
25.
• Инверсия - нарушение обычного порядкаслов.
• Изумительный наш народ;
• Рассказать тебе я хотел бы одну
историю.
26.
• Параллелизм - одинаковое синтаксическоепостроение соседних предложений или
отрезков речи.
• Он над тучами смеется, он от радости
рыдает! (М. Горький)
27.
• Каламбур - игра слов, где в тексте создаеткомический эффект.
• Наш медик в рот больным без счету капли
льет, однако от того ни капли пользы
нет. (М. Херасков)
28.
• Риторический вопрос - не требует ответа, атолько усиливает эмоциональность
высказывания.
• Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
29.
• Риторическое восклицание - в формевосклицания содержится утверждение.
• Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться!
(И.Крылов)
30.
• Риторическое обращение - фигура, вкоторой в форме обращения к
неодушевленным предметам, явлениям,
понятиям и т.п. выражается различное
отношение автора к тому, о чем говорится.
• А вы, надменные потомки….
(М.Ю. Лермонтов)
31.
• Умолчание - намеренное прерывание речи,дающее возможность читателю домыслить
фразу.
• Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,
Что время уж барону умереть.
(А.С. Пушкин).
32.
• Многосоюзие - повтор избыточного союза.Создает эмоциональность речи.
• И снег, и ветер, и звезд ночной полет.
(Ошанин)
33.
• Бессоюзие - построение сложныхпредложений или ряда однородных членов
без союзов.
• Швед, русский, рубит, колет, режет, бой
барабанный, клики, скрежет…
(А.С. Пушкин)
34.
• Эллипсис — это намеренный пропускслова, которое легко восстанавливается из
предыдущего контекста.
• - Ты куда сейчас идешь?
- Я домой!
• «Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор».
35.
• Оксюморон - соединение логическинесовместимых понятий.
• «Живой труп» (название пьесы Л.Н.
Толстого)
• Таинственно шумит лесная тишина.
(И. Бунин)
36.
• Парцелляция- особое членениевысказывания, при котором возникают
неполные предложения, следующие за
основным.
• Я видел солнце. Над головой.