Современные проблемы гуманистической, музыкальной психологии в контексте обучения студентов консерватории
Цель настоящего сообщения - обозначить основные положения музыкальной психологии и рассмотреть их в контексте современных
Методология музыкальной психологии
Гуманистическая психология. Личность и творчество «Человек заслуживает того, чтобы к нему отнеслись как к вселенной… » А.
Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – выдающийся мыслитель ХХ столетия, ученый, психолог, общественный деятель.
Личность, импровизация, творчество . «Нам надо вырастить племя импровизаторов, способных творить “здесь-и-теперь”»
Личность, «самоактуализация», творчество Самоактуализация это «полное использование талантов, способностей, потенциальных
«Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это
Творчество и талант музыканта. О «способности управлять своим талантом» Альфред Шнитке
О природе таланта
О двух сторонах управлением таланта
Талант и самоактуализация музыканта
Спасибо за внимание!
61.00K
Категория: ПсихологияПсихология

Современные проблемы гуманистической, музыкальной психологии в контексте обучения студентов консерватории

1. Современные проблемы гуманистической, музыкальной психологии в контексте обучения студентов консерватории

Кладова Ирина Петровна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального
образования и просвещения Новосибирской государственной
консерватории имени М.И. Глинки

2. Цель настоящего сообщения - обозначить основные положения музыкальной психологии и рассмотреть их в контексте современных

проблем гуманистической психологии,
педагогической, творческой деятельности музыканта.
Курс лекций по музыкальной психологии предназначен для студентов
консерватории различных специальностей, прежде всего для будущих
преподавателей музыки, музыковедов, композиторов, музыкантовисполнителей, музыкантов-исследователей.
Содержание и организация материала курса определяется :
во-первых, взаимодействием с будущей профессией студентов-музыкантов;
во-вторых, ориентацией на основные категории теории личности, когнитивной,
общей, возрастной, музыкальной психологии;
в-третьих, интеграцией с курсами педагогики, методики, педагогической
практике и научно-исследовательской, исполнительской деятельности студента.
Основные темы: личность и профессиональной деятельности музыканта,
психология индивидуальных различий, проблемам музыкальных способностей,
музыкального восприятия, мышления, психологии творческого процесса
композитора, музыкального исполнительства, музыкального воспитания и
образования.

3. Методология музыкальной психологии

Ученые предполагают, что в XXI веке педагогика и психология будут ведущими науками.
Современная деятельность подтверждает эту гипотезу. Человеку важно изучать мир,
напряженно работать над совершенствованием своей природы, развитием личности.
Музыкальная психология соприкасается со многими областями гуманитарного знания, с
искусством, но в первую очередь - с психологией личности и с творчеством.
В отечественной психологии
особенности художественного,
музыкального творчества
рассматриваются в контексте традиций
культурно-исторической школы
Л.С. Выготского, в работах
Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова,
Э. Голубевой, Л. ЕрмолаевойТоминой,М.А. Крафт,
Д. Кирнарской, Л. Л. Бочкарева, М. С.
Старчеус, А.А. Леонтьева,
Г.П.Овсянкиной, Петрушина.
В зарубежной психологии эта проблема
изучается в контексте различных
исследовательских школ и направлений
таких, как психоанализ З. Фрейда, глубинная
психология К. Юнга, гештальтпсихология Р.
Арнхейма, гуманистическая психология А.
Маслоу, онтопсихология А. Менегетти.
Творчество для современного ученого, как
отмечает А. Маслоу, становится «алтарем», к
которому устремлены духовные силы
личности и общества.

4. Гуманистическая психология. Личность и творчество «Человек заслуживает того, чтобы к нему отнеслись как к вселенной… » А.

Маслоу
Гуманистическая психология
– направление современной
западной психологии,
предметом изучения которой служит
целостный человек в его высших,
специфических проявлениях, это:
развитие и самоактуализация,
высшие ценности и смыслы,
любовь, ответственность, свобода,
автономия, переживание мира,
трансценденции, глубинное
межличностное общение,
феномен творчества.
Основные принципы
гуманистической психологии:
человек целостен и должен изучаться в
его целостности;
каждый человек уникален, поэтому анализ
отдельных личностей значим, как и
статистические обобщения;
человек открыт миру, переживание
человеком мира и себя является главной
психологической реальностью;
человеческая жизнь должна
рассматриваться как единый процесс
становления и бытия человека;
человек есть активное, интенциональное,
творческое существо.

5. Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – выдающийся мыслитель ХХ столетия, ученый, психолог, общественный деятель.

В настоящем докладе представим взгляды на природу личности и
музыкального творчества с позиции гуманистической психологии
А. Маслоу, изложенные в его трудах
«Мотивация и личность»,
«Дальние пределы человеческой психики» ,
«На подступах к психологии бытия».
А.Маслоу изучал проблемы личности и мотивации, самоактуализации,
ценности и образования, трансценденции и метамотивации, творчества
и импровизации.
А. Маслоу известен как основатель гуманистической
психологии, получившей название «третьей силы», наряду с
психоанализом и бихевиоризмом.

6. Личность, импровизация, творчество . «Нам надо вырастить племя импровизаторов, способных творить “здесь-и-теперь”»

Актуальность темы и «истоки
интереса к креативности», по мнению
ученого, кроются в потребности
современного общества в творческих
личностях в разных сферах
жизнедеятельности.
Проблема личности, творчества,
импровизации изучается А. Маслоу
системно и многопланово
в разных аспектах социокультурной,
экзистенциальной деятельности
человека в мире: искусстве,
образовании, культуре и обществе в
целом.
А. Маслоу выделяет несколько
направлений в изучении
творчества:
личность творца и
самоактуализация;
креативные способности и
«самоактуализирующееся
творчество»;
природа и стадии творческого
процесса;
творчество и импровизация;
«образование через
творчество».

7. Личность, «самоактуализация», творчество Самоактуализация это «полное использование талантов, способностей, потенциальных

возможностей человека…».
Феномен самоактуализации
А. Маслоу исследовал на
основе изучения личностей,
которые в процессе
профессиональной
жизнедеятельности наилучшим
образом реализовали свою
природу, таланты, способности.
Это были как современники
ученого, так и исторические
фигуры: Томас Джефферсон,
Авраам Линкольн, Уильям
Джеймс, Альберт Эйнштейн,
Элеонора Рузвельт, Олдос
Хаксли, Барух Спиноза и другие.
Эти личности «…все без
единого исключения вовлечены
в какое-то дело <…> они
преданны этому делу, оно
является чем-то очень ценным
для них – это своего рода
призвание».
Самоактуализирующиеся
личности схожи, несмотря на
свою индивидуальность,
«некоторым уровнем личного
свершения как в
профессиональной, так и в
личной жизни».

8. «Самоактуализация – это не только конечная станция нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это

ежеминутная актуализация всех наших чувствуемых и даже
лишь предощущаемых возможностей.»
Истинное, глубинное, самоактуализирующееся творчество личности
должно (по А. Маслоу) включать в себя высшие ценности, или
«ценности Бытия»:
• «сущностная совесть»,
• «сущностная красота»,
• «сущностная вина»,
• «сущностная ответственность» и т. п.
В процессе жизнедеятельности самоактуализирующиеся
личности стремились к реализации высших ценностей, метапотребностей и метамотивации

9. Творчество и талант музыканта. О «способности управлять своим талантом» Альфред Шнитке

Современная музыкальная психология активно изучает проблемы
одаренности, таланта, природу творческой личности, воспитания и
социального самоактуализации музыканта.
Феномен музыкального таланта рассматривается А. Шнитке:
«Когда говорят о таланте, чаще всего имеют в виду талант, так сказать,
в исходном виде (то есть физиологическую одаренность человека).
Но нужен еще талант управления своим талантом (интеллектуальная
одаренность). Обычно предполагают, что это-то и есть техника – умение
управлять своим талантом. Но умение управлять и талант управлять –
разные вещи. Вряд ли техника подскажет человеку: что писать и как
писать. Техника лишь поможет осуществить принятое решение – но
само решение прежде всего определяется талантом
(не контролируемой человеком способностью бессознательно делать
правильный выбор)».

10. О природе таланта

1. Психологическая и
физиологическая одаренность
2. Интеллектуальная
одаренность
-
генетическая обусловленность;
природные способности;
-
социокультурные компоненты;
способности социальной адаптации;
-
психофизиологическая
обусловленность;
задатки;
-
познавательная деятельность;
воспитание и образование;
способности к обучению;
творческие способности;
бессознательная способность «делать
правильный выбор».
- «талант управления своим талантом»;
- способности к самообразованию.
-
-
Бессознательная сфера
Сознательная сфера
Интеграция усилий личности творца

11. О двух сторонах управлением таланта

1. Бессознательная сфера
2. Сознательная сфера
- решение (идея, концепция);
- техника и технология;
- способности «правильного выбора»
(иррациональные);
- способности осуществления
(рациональные);
- интуиция;
- эмоции, чувственное постижение;
- интеллект;
- воля, мотивация;
- концентрация усилий;
- идеи, рефлексии, сфера идеального;
- эскизы, замысел, сфера реальности;
- сфера воображения, «огромный
(иррациональный) незримый
сопровождающий слой, о котором я не
могу сказать …, кроме того, что он
есть…» [15, с. 101];
- сфера мышления, памяти «сфера грубой
схематической реальности»
(рациональная);
труд, талант самовоспитания,
самообразования в направлении сферы
«идеального предстояния»;
- природные способности,
- социокультурные способности;
- идеальный образ «Я».
- реальный образ «Я».
Интеграция усилий творческой личности.

12. Талант и самоактуализация музыканта

«…Вероятно, так же обстоит дело и с
музыкальным талантом – и здесь
дело решается не только
способностью слышать фальшивую
ноту четвертого пульта альтов в
громкости тутти или
восстанавливать давно
услышанные симфонии по
слуховой памяти, но прежде всего
готовностью к крайнему
напряжению, приводящему к
умножению сил, к «превышению
самого себя». Конечно, самого себя
не обгонишь, природные
способности ставят
непреодолимую преграду. Но как
много значит догнать самого себя!»
«В каждом человеке таятся огромные силы,
но многие умирают, так и не узнав об этом.
Лишь немногим дано трудом и талантом
самовоспитаться, стать достойными себя.
Конечно, что Моцарт гениален, было ясно с
первого взгляда. Но подозревал ли ктонибудь о великом даровании молодого
Вагнера – неизвестно.
Молодому Чайковскому никто не мог
гарантировать его будущее, а Стравинского
(по воспоминаниям М.Ф. Гнесина) РимскийКорсаков подозревал в том, что у того
плохой слух. По-видимому, талант зреет по
своим законам, которых никто не знает.
Поэтому так поразителен бывает его
восход, как будто внезапный – создается
иллюзия полного преображения человека
такого, казалось бы, знакомого и
изученного»

13. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила