1.09M
Категория: ЛитератураЛитература

«Евгений Онегин». Художественные особенности романа

1.

«Евгений Онегин».
Художественные
особенности романа

2.

Произведение Пушкина «Евгений Онегин» называют
«первым реалистическим романом в русской
литературе».
Поэт правдиво изображает общественно-политическую,
экономическую и культурную обстановку России того
времени. Действие романа развёртывается в Петербурге, в
Москве, в помещичьих усадьбах России.
Онегин – типичный представитель молодого человека
дворянского общества.

3.

Реализм – направление в литературе XIX и XX вв.
Признаки:
правдивое воспроизведение действительности;
типические характеры при несомненной индивидуальности героев (читатель мог
узнать в литературном герое себя, родственника, знакомого);
типические конфликты (конфликт лишнего человека, проблема «маленького человека» и др.);
типические обстоятельства (например, обстоятельства воспитания Евгения Онегина);
внимание к точности и достоверности детали (по деталям в «Евгении Онегине» можно
изучить эпоху);
изображение характеров в развитии;
влияние социальной среды на человека, формирование его характера;
неоднозначность авторского отношения к героям (нет деления на положительных и
отрицательных персонажей);
активное освоение социально-психологической, философской и моральной
проблематики.

4.

Роман «Евгений Онегин» – роман сложный в жанровом
отношении.
Особенности жанра:
1) социально-бытовой роман (по охвату быта и нравов);
2) социально-психологический роман (по глубине и
разнообразию в персонажах идей, мыслей, чувств);
3) лиро-эпический роман (по наличию двух сюжетов:
лирического и эпического).
4) роман в стихах (единственный в русской литературе
стихотворный роман).

5.

В романе две сюжетные линии:
1-я линия – Онегин и Татьяна,
2-я линия – Онегин и Ленский.

6.

Композиция романа:
глава 1– развёрнутая экспозиция;
глава 2 – завязка 2-й сюжетной линии (знакомство Онегина с
Ленским);
глава 3 – завязка 1-й сюжетной линии (знакомство Онегина с
Татьяной);
глава 4 – кульминация 2-й линии («отповедь» Онегина);
глава 5 – дальнейшее развитие событий;
глава 6 – кульминация и развязка 2-й линии (дуэль);
глава 7 – дальнейшее развитие событий;
глава 8 – развязка 1-й линии (объяснение Онегина с Татьяной).

7.

Финал романа остаётся открытым (автор дает читателю
возможность самому додумать конец).
Роман имеет чёткую структуру: делится на главы, а
главы – на строфы.
Композиция романа замкнута: действие началось в
весеннем Петербурге и закончилось там же пятью годами
позже.
Композиционную роль играют лирические отступления
(их в романе 27), лирические вставки (50), вставные
элементы (два письма, сон Татьяны).

8.

О чём размышляет автор в лирических отступлениях:
о поэзии и замысле романа (гл. I, стр. LVII -LX);
о смерти и бессмертии (гл. II, стр. XXXVIII -XL);
о вечном движении времени и быстротечности
человеческой жизни (гл. VI, стр. XLIII -XLVI);
о Родине и Москве (гл. VII, стр. XXXIII-XXXVIII);
о музе и судьбе поэта (гл. VIII, стр. I -VI);
о смысле жизни (гл. VIII, стр. IX -XI);
о читателях и финале романа (гл. VIII, стр. XLIX -LI).

9.

Сюжетно-композиционные особенности:
наличие двух сюжетов (лирический и эпический);
наличие двух фабульных линий (Онегин и
Татьяна, Ленский и Ольга);
роль автора-повествователя;
принцип противопоставления (контраста);
приём зеркального отражения основных
сюжетных ситуаций.
English     Русский Правила