Похожие презентации:
Живопись в первой половине XIX века
1.
МБОУ СОШ №75История России
Живопись в первой половине XIX века
Автор: В.Ю. Бородина
Руководитель: О.М.
Елякина
2022
2.
Почему живопись XIX века нужно изучать сегодня?“Без идеи нет искусства, но в то же время и еще больше
того, — без живописи живой и разительной нет картин,
а есть благие намерения и только…” – Иван Николаевич
Крамской, русский живописец.
История русской живописи 19 века – это история
становления русского самосознания, поиск собственных
истоков и своего "особого пути".
Русская живопись имеет мировое значение, став
почитаемой классикой в живописи всего мира, из-за чего
она не теряет свою актуальность и по сей день.
Русская живопись XIX века оставила неизгладимый
культурный облик на всю мировую живопись,
устанавливает нормы общемировых этических и
эстетических ценностей.
Поэтому изучение живописи XIX века является
очень важной частью изучения Истории России.
Иван
Крамской
(1837 - 1887)
Пример
русской
живопис
и XIX в.
“Неизвес
тная”, И.
Крамско
й, 1883 г.
3.
Цели и задачи работыГлавная цель – изучить Русскую
живопись XIX в.
Главные задачи:
● Проанализировать найденную в
Интернете информацию;
● Исследовать историю и развитие
Русской живописи XIX в.;
● Выявить причины подъёма и
развития Русской живописи в XIX в..
Иван Айвазовский. “Закат над Великой Лаврой на Горе Афон”.
1846 г.
4.
Золотой век русской живописиНачало XIX столетия по праву называют
золотым веком русской живописи.
Именно тогда русские художники достигли
того уровня мастерства, который поставил их
произведения в один ряд с лучшими
образцами европейского искусства.
Прославление подвига народа, идея его
духовного пробуждения, обличение язв
крепостнической России — таковы главные
темы изобразительного искусства XIX века.
Картины Андрея Ивановича Иванова –
яркий тому пример. Являясь представителем
классицизма, живописец писал картины о
библейских и исторических сюжетах.
А. Иванов, “Подвиг молодого киевлянина при
осаде Киева печенегами в 968 году”, 1810 год.
5.
Другие картины А. Иванова“Адам и Ева с детьми под деревом”, 1803 г.
“Смерть Пелопида”, около 1800-х годов.
6.
Классицизм и Академия художествРусская живопись начала 19 века
отразила стремительное и уверенное
становление и укрепление жанрового
разнообразия. В первую очередь это
связано с деятельностью Академии
художеств, которая выпускает
сильнейших мастеров, воспитанных в
духе академического классицизма.
Но, несмотря на это, Академия
художеств стала консервативным и
косным учреждением,
препятствующим любым попыткам
свободы творчества. Она требовала
строго следовать канонам классицизма.
В. Шебуев, “Смерть Камиллы,
сестры Горация”, 1821 г.
7.
Примеры картин в стиле классицизмаК.П. Брюллов, “Девушка, собирающая виноград”, 1827 г.
А.А. Иванов, “Явление Христа народу”, 1837-1857 гг.
8.
Рождение и популярность бытового жанраМногих молодых талантливых русских
художников не удовлетворяли рамки
академизма. Она требовала строго следовать
канонам классицизма, поощряла написание
картин на библейские и мифологические
сюжеты.
Круг быстро расширяется и в ряд с
поощряемыми академизмом исторических,
мифологических и религиозных сюжетов встают
бытовые сценки из жизни простого народа.
Алексей Венецианов – один из первых
художников XIX века исследующий мир русского
крестьянства.
Русский народ, крестьяне, становятся
объектом внимания мыслителей,
писателей, художников, именно в нем они
видят истоки русской души и культуры.
А. Г. Венецианов, “Сенокос”, середина
1820-х.
9.
Другие примеры картин А.Г. Венецианова“Жнецы”, 1825 г.
“Девушка в платке”, 1820 г.
“Девушка с телёнком”, 1829 г.
10.
Зарождение романтизмаВ классицизме первенство всё же оставалось за
историческим жанром. Однако и здесь за формально
классицистическим «фасадом» скрывались
романтические идеи и темы.
Романтизм – идейное и художественное
направление. Романтизм противопоставил
утилитаризму и нивелированию личности
устремленность к безграничной свободе и
«бесконечному», жажду совершенства и обновления,
пафос личной и гражданской независимости.
Большинство национальных школ Романтизма в
изобразительном искусстве сложилось в борьбе с
официальным академическим классицизмом.
Кипренский Орест Адамович – выдающийся мастер
русского изобразительного искусства романтизма,
известен как замечательный портретист.
“Портрет А.С. Пушкина”, О.А.
Кипренский, 1827 г.
11.
Другие примеры портретов О.А. Кипренского“Девочка в маковом венке с
гвоздикой в руке”, 1819 г.
“Портрет Е.С. Авдулиной”,
1822 г.
“Автопортрет”, 1828 г.
12.
Появление критического реализмаК середине 19 века в живописи зарождается
тенденция, которую по аналогии с литературой
можно охарактеризовать как критический
реализм. Проявившаяся изначально в творчестве
Павла Федотова, она найдет продолжение в
живописи Василия Перова, Василия Пукирева,
Николая Неврева, а затем станет явлением куда
более серьезного масштаба.
Камерные сатирические зарисовки порочного нрава
и уклада жизни различных слоев общества
перерастут в масштабные полотна с мощным
обличительным пафосом, провозгласят
главенство бытового жанра и реализма.
В. Перов, “Проводы покойника”, 1865 г.
13.
Примеры живописи в жанре критического реализма“Прием приданого в купеческой семье по
росписи”, В.В. Пукирёв, 1873 г.
Н. Неврев, “Увещевание”, 1893 г.
14.
ЗаключениеРазвитие культуры непрерывно. Из века в век
тянется «связующая нить», и каждое новое
поколение творцов осмысливает и
переосмысливает достижения своих
предшественников, опирается на уже достигнутое
и, отталкиваясь, идет дальше. Это и есть прогресс.
Таким образом, отличительными чертами
русского живописного искусства первой трети XIX
века можно считать сочетание принципов
классицизма и романтизма (К.П. Брюллов и др.),
формирование бытового жанра (А.Г. Венецианов
и др.), развитие романтизма (О.А. Кипренский и
др.), зарождение реализма (В. Перов, Н. Неврев и
др.).
П. Соколов, “Портрет С.А.
Урусовой”, 1827-1828 гг.
15.
Источники1. Русская живопись первой половины XIX века – URL: https://istoriyaiskusstva.ru/russkaya-zhivopis-pervoy-polovinyi-xix-veka/
2. Русская живопись 19 века: история, развитие, жанры и мастера – URL:
https://collectart.ru/posts/14-russkaya-zhivopis-19-veka-istoriya-razvitiezhanry-i-mastera
3. Особенности русской живописи 19 века – URL:
https://www.inpearls.ru/1032223
4. История России, 9 класс, Учебник для общеобразовательных
организаций под редакцией академика РАН А.В. Торкунова/ Часть 1//
Москва “Просвещение” 2016.