Похожие презентации:
Всевидящее око
1.
2.
Значение всевидящего ока у разных народов и религий.Урывская Виктория 2-гд-21-оКФ
3.
Всевидящее окоВсевидящее о́ко, или лучезарная дельта, —
масонский символ,
символизирующий Великого Архитектора
Вселенной, наблюдающего за трудами
вольных каменщиков. Изображается как глаз,
вписанный в треугольник.
4.
ИсторияПервое официальное упоминание лучезарной дельты
как масонского символа относится к 1772 году и
встречается в работе Уильяма Престона (1742—1818)
«Иллюстрации масонства»
Глаз, как духовно-религиозный символ, будучи
органом зрения, тесно связан со светом,
способностью духовного видения, познания и
открытия истины.
А поскольку зрение, это своего
рода отражение окружающего мира в душе человека,
глаз и сам стали считать зеркалом души, считая что
отражение души можно увидеть в глазах человека извне.
5.
ОписаниеЛучезарная дельта является одним из символов масонского символизма. Она находится на
востоке каждой ложи во время ритуальных работ, где и горит над
председательствующим досточтимым мастером. Лучезарная дельта появляется в степени
ученика в виде Всевидящего ока, вписанного в треугольник. Треугольник — знак огня и
просвещения, и трактуется также как Троица в христианстве. В этом случае треугольник
понимается как отсылка к числу три в масонской нумерологии. Иногда Всевидящее око
изображается с ореолом вокруг глаза, а лучи, исходящие из него, распространяются вниз.
Открытый глаз символизирует сокрытую истину, призывает к мудрости и обращается к совести.
Он символизирует собой первопричину всего сущего, олицетворяет собой совершенное добро
и победу над злом. В масонских ложах, где почти все члены христиане, используют Евангелие от
Иоанна, чтобы привлечь внимание к неоднозначной концепции Логоса, который
отождествляется с Великим Архитектором Вселенной и прежде всего представляет собой
рациональный принцип вселенной. Иногда глаз заменяется на литеру «G», интерпретация
которой может отличаться в разных градусах.
6.
Дурной глазС представлением о глазах, как о зеркале души связано и архаическое
представление о том, что глаза способны излучать некую духовную
энергию. В суевериях многих народов недобрый взгляд злого и/или
обладающего магической силой существа способен нанести вред
наблюдаемому. Так взгляд Медузы Горгоны, героини греческих мифов,
был способен превращать в камень, а злой взгляд Балора,
короля фоморов в ирландской саге действовал, когда четверо мужчин
поднимали веко его глаза. Для защиты от дурного глаза люди
изготавливали различные амулеты, это суеверие живо и поныне.
7.
В Древнем ЕгиптеКак глаз часто ассоциируется с солнцем в микрокосме, который
нередко видят в человеке, так и Солнцу многие народы поклонялись
или поклоняются как всевидящему оку божества (к
примеру, семанги, бушмены, огнеземельцы). Подобный культ был и
в Древнем Египте, и, в частности, был связан с сокологоловым
богом Гором, правый и левый глаза которого ассоциировались с
солнцем и луной. Стилизованное изображение левого соколиного
глаза Гора (луны) известно как Уаджет. Его использовали
для амулетов, символизировавших различные аспекты
божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
8.
В РоссииС конца XVIII века символ, называемый «Всевидящее око» появляется в
оформлении русских храмов. Имеет и другое название — Око
провидения — выражение, пришедшее в русский язык из христианства, и
означающее «промысел Всевышнего, всеведение Божие». Позднее
аналогичные изображения начинают выполнять на иконописной доске,
как иконы. Они получили широкое распространение в середине XIX века.
До середины XVIII века символ использовался в качестве различных
изображений на боевых знамёнах. В XIX веке неоднократно можно
встретить изображения на медалях.
9.
Русский классицизмНачиная с XVIII века в России распространяется западноевропейский вариант
трактовки Всевидящего ока, связанный с влиянием, в частности масонства.
Египетские мотивы классицизма проникали в русское искусство (екатерининский
классицизм), стремящееся не отставать от моды. Главными их
распространителями в период царствования Екатерины Великой — великий
князь Павел Петрович, склонявшийся к масонству, и видный масон Александр
Сергеевич Строганов. Египетско-масонские элементы находятся в воздвигнутых
по их приказам сооружениях. «Распространившееся масонство, в мистике и
сложной символике которого важное место получили египетские божества
Осирис и Исида и другие мотивы, повлияло на садово-парковую и погребальную
архитектуру. Изученные объекты свидетельствуют о преобладании на ранней
стадии проявления стиля „элинизирующей“ тенденции. Причина этого кроется,
скорее всего, в том, что русские архитекторы знакомились с образцами этого
стиля в Европе, прежде всего, в Италии»
10.
Изображение «Всевидящего ока»используется на Большой печати США,
откуда оно попало на
американскую однодолларовую купюру.
11.
Также «Всевидящее око» размещено нааверсе медали «В память
Отечественной войны 1812 года».
12.
Православная иконаС конца XVIII — пер.пол. XIX веков
изображение Всевидящего ока,
вписанного в треугольник, появляется в
росписях православных храмов. Позднее
в русской иконографии, преимущественно
среди старообрядцев, встречается икона
«Всевидящее око Божие», являющаяся
символико-аллегорической композицией
на слова Священного писания о неусыпно
всевидящем и всеведующем Христе. Идея
иконы восходит к словам Библии: «Вот,
око Господне над боящимися Его и
уповающими на милость Его»
13.
Данная икона является символико-аллегорической композициейна слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и
всеведующем Христе. Идея иконы восходит к словам
Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на
милость Его» (Пс. 32: 18).
В основе композиции таких икон лежит повторяющийся мотив круга. В центральном, круге изображается
Иисус Христос в иконографическом образе Спас Эммануил с благословляющим жестом. Из этого круга по
диагонали исходят 4 луча. На их вершинах находятся 4 маленьких круга, внутри которых находятся
аллегорические символы евангелистов (см. тетраморф) либо, реже, — изображения самих евангелистов.
В сегментах следующего круга помещены фрагменты человеческого лица — глаза, нос и губы («уста»). Над
ним по центральной оси изображена Богоматерь с воздетыми руками (Оранта).
Следующий круг зелёный либо красный, может изображать небо (иногда звездное). За ним — темно-синий
либо красный, в нём по бокам и снизу изображаются серафимы либо ангелы со свитками. Над ним по
центральной оси изображается усеченный внизу круг, в котором изображено «Небо небес», в нём написаны
серафимы, окружающие Бога Отца (Саваоф) с жестом благословения. От него исходит Святой Дух,
спускающийся в виде голубя на голову Богоматери[1][2]. На иконе встречаются следующие надписи:
•Вокруг красного лика: «угль Исаия проявляяй, солнце из Девическия утробы возсия вотме заблудшим
благоразумным».
•Вокруг зелёного кольца: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко
призрел на смирение Рабы Своя» (Лк. 1: 46-48).
•Вокруг синего кольца: «Небо подает царствие Очи Твои на верные земли посюждати их соми херувим славя
бога. Небо дает славу богу» (Пс. 49: 6).
•Вокруг Саваофа внешнее кольцо с текстом: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф исполнен небо и земля славы
твоея»
•На внутреннем кольце из Рождественской стихиры: «Слава в Вышних Богу, на земли мир» (Рождественская
стихира).