Похожие презентации:
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции (лекция 1)
1. Лекция 1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции науки как область знания и учебная дисциплина
1.Наука в доисторическом обществе и древнем мире
2.
Основные идеи абстактно-теоретического мышления в
древнегреческой философии
3.
Эволюция научной мысли в средние века и новое время
4.
Формирование технических наук на основе синтеза
естествознания, математики и техники
5.
Становление социальных и гуманитарных наук
2. Наука в доисторическом обществе и древнем мире
Наука как любое специализированноезнание, предназначенное для
коллективного использования и
являющееся результатом разделения труда;
Наука как итог развития технологий,
включающих в себя элементы абстрактного
мышления
Наука как вид знания, для хранения и
передачи которого необходимы
специальные средства
Знания неотделимы от умений и
существуют в рецептурном виде
3. Производство орудий труда
Переломным моментом в процессеэволюции человека был момент,
когда человек начал производить
орудия труда. Собирательство,
строительство жилищ — все эти
начальные формы производственной
деятельности имеют место и в
животном мире. Животные могут и
использовать орудия, но только
человек начал изготовлять орудия.
4. От камня к металлу
В Египте золотые изделиядатируются 6-м тысячелетием до н.
э. Самородная медь в Азии
используется в 6—5-м тысячелетии
до н. э. Выплавка меди в Передней
Азии относится к 5-му тысячелетию
до н. э. Давно знали и выплавку
меди в Средней Азии, Китае и
Индии. В Европе выплавка меди
датируется серединой 3-го
тысячелетия до н. э. (на Кипре).
5. Совершенствование обработки металла
В 4-м тысячелетии до н. э. появилась бронза(Месопотамия). За бронзой появилось
железо. Первые свидетельства об
изготовлении железа за 2000 лет до н. э.
относятся к неграм Африки. В Египте и
странах Азии употребление железа
датируется 1300 г. до н. э., в Европе — 1000
лет до н. э.
6. Астрономия древнего Востока
На Тигре и Евфрате в Месопотамии,Ниле в Египте, Инде и Ганге в
Индии, Хуанхэ в Китае возводились
плотины, рылись каналы,
устраивались водохранилища.
Потребности управления страной и
торговли привели к развитию
письменности. В древнем Вавилоне,
Египте, Индии и Китае велись
систематические астрономические
наблюдения.
7. Математика и медицина древнего Востока
Вместе, с астрономией развивалась иматематика, в особенности геометрия,
имеющая важное значение для
определения площадей земельных
участков. Археологи обнаружили много
хирургических инструментов древности
(ланцеты, пинцеты, ножницы и т. п.). В
лечении жрецы широко применяли
таинственные формы молений,
жертвоприношений, сопровождавшиеся
магическими действиями, гаданиями,
толкованием снов, различного рода
«чудесами», «откровениями»
8. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки
Античное понимание соотношения науки итехники, «технэ» и «эпистеме».
ЭПИСТЕМА (фр. episteme) — понятие современной философии,
близкое к понятию «парадигма». Но последнее используется при
изучении развития научного знания; «Э.» характеризует культурные
образцы конкретной эпохи, определяющие все виды познавательной
активности человека в данное время, Э. — это «историческое
априори».
Технэ — термин достаточно широкий, для Аристотеля это и
архитектура, и врачебное искусство, и математика, и обычные
искусства, как скульптура, музыка, поэзия. Для античного
направления технэ мироздание было организовано как цельное,
гармоничное и одушевленное тело космоса.
Первые исследовательские программы античной
философии и науки: атомизм, идеализм,
перипатетизм.
9. Основные идеи абстактно-теоретического мышления в древнегреческой философии
Основные идеи абстактнотеоретического мышления вдревнегреческой философии
Идея истины: истинные знания как и истинные
вещи вечны, неизменны, совершенны (как
математические сущности)
Идея дедуктивно-аксиоматической системы
построения знания с ее законами и правилами
Идея законосообразного и умопостигаемого
космоса, тождественного мышлению
Идея теории – особого знания, получаемого
умозрительно, и из которого выводится остальное
Идея различения формы и содержания, сущности
и явления, идеального и реального
10. Эволюция научной мысли в средние века
Величайшие географические открытия, завоевания,новое «открытие» Востока
Концептуальная пара «естественное –
сверхъестественное»;
Бог как личность (разум + воля);
Обладать знанием может только творец, только ему
доступно знать, и только это знание - универсальное
Искусственный язык, соединение греческой
философии и римского права в теологическом
рассуждении;
Интерес к символическому, развитие теории знака.
11. Специфика средневековой науки
Предпосылки нового научно-техническогомышления в средние века: мир и человек, как
и все остальные вещи – «творения». Развитие
логических норм научного мышления и
организаций науки в средневековых
университетах. Роль христианской теологии в
изменении созерцательной позиции ученого:
человек творец с маленькой буквы;
манипуляция с природными объектами –
алхимия, астрология, магия.
12. Западная и ближневосточная средневековая наука
В «Беседах на Шестоднев»Василием Великим (ок. 330–379)
излагается христианский взгляд
на вопрос о том, как возник
мир, кем и каким образом он
был создан, на чем держится
мироздание, как возникают
важнейшие природные
явления.
Естествознание получает свое
дальнейшее развитие в трудах
выдающегося врача
средневековья Ибн Сины
(Авиценны) (X - XI вв.).
Ал-Хорезми (780—850) была
написана «Книга об алджебр и ал-мукабала»,
целью которой было обучить
искусству решения
уравнений. На Западе, на
территории арабских
государств, в Испании и
Северной Африке
философия развивается в
трудах выдающегося
мыслителя Ибн Рушда
(Аверроэса) (XII в.).
13. Развитие Западной Европы в средние века
IX – X вв. – период расцветаВизантии, создан ряд крупных
университетов – крупнейший
константино-польский
университет в Византии,
успешно развивается
добывающая промышленность,
корабле-строение, архитектура.
Одно из достижений –
«греческий огонь» (смесь
нефти и серы) – использовался
в качестве оружия – вещество,
которое могло гореть даже на
воде.
Первые университеты в
Западной Европе появились
именно в классическое
Средне-вековье. Так, в
конце XII – начале XIII вв.
были открыты университеты
в Парижский (Франция,
1253), Оксфордский (Англия,
1117), Кембриджский
(Англия, 1209), Болонский
(Италия, 1088),
Саламанкский (Испания,
1218), Прага (Чехия, 1348).
14. Семь свободных искусств (septem artes liberales)
1) тривиум (trivium-перекресток трехпутей знаний: грамматика, риторика,
диалектика);
2) квадривиум
(quadrivium-перекресток четырех
путей знания:
музыка,
арифметика,
геометрия,
астрономия).
Только после философского поступали на
старшие факультеты:
юридический, медицинский, богословский. Логика преподавалась по Аристотелю,
риторика по Цицерону.
Основой изучения
арифметики и геометрии были сочинения
Пифагора и Эвклида,
астрономии –Птоломея.
15. Достижения средневековой науки
Появились понятия пустоты, бесконечногопространства, движения по прямой линии,
средней скорости, равноускоренного
движения и проч. Также было заложено
новое понимание механики, которая в
античности была прикладной наукой и не
имела никакого отношения к познанию
мира. В Средние века появилась
возможность использования
экспериментального метода познания, так
как созданные человеком инструменты
стали считаться частью природы,
пригодной для познания мира.
16. Научная революция Нового времени
Галилей и Коперникпредложили однородную
(гомогенную) структуру
мироздания, в отличие от
иерархизированной
средневековой.
Характерно, что в
новоевропейской физике
применяется метод отвлечения
от несущественного. Галилей
требовал абстрагироваться от
конкретного чувственновоспринимаемого контекста;
вместо действительного движения
описывается логически возможное
движение, тела -- идеально
гладкие, пространство -- евклидово
(концептуализация
действительности). Эта черта -абстрагирование, исключение
субъекта и ненужных деталей из
описания -- одна из важнейших в
научной рациональности Нового
Времени.
«Дайте мне протяженность и
движение, и я построю вселенную»
-- утверждал Декарт.
17. Ф. Бэкон: знание – сила
Метод «опроса-допроса» природы, имеет корниеще в средневековье, в частности, в дознании
инквизиции. Именно такой путь получения
знаний принимался в науке Нового Времени.
Наука эта автономна, обличена в форму
эксперимента, развивается на математической
основе, имеет механистический характер,
работает на языке измерений, ориентирована
на практику.
18. У истоков научного журнала
Первым научнымжурналом считается
французский «Журналь де
саван» (фр. Journal des
savants), который начал
издаваться в Париже в
1665 году. Научные
журналы обычно
публикуются в бумажном
виде, однако в последнее
время наметилась
устойчивая тенденция по
переносу их на
электронные носители, в
частности в Интернет.
19. Knowledge is power
Philosophical Transactions of theRoyal Society — научный
журнал, издаваемый
Лондонским королевским
обществом. Является
старейшим научным журналом
англоязычного мира. Развивая
идеи эмпиризма Ф. Бэкона,
провозгласившего лозунг
«Знание — сила» (лат. Scientia
potentia est), члены этого
неформального кружка
проповедовали достижение
знания эмпирическим путём (в
частности, с помощью
экспериментальных
исследований)
20. О камнях с неба и необходимости научного рецензирования
В свое время ФранцузскаяАкадемия наук, изучив
свидетельства о падении
камней с неба и сами
камни, постановила: камни
с неба падать не могут,
потому что им там неоткуда
взяться и многие музеи, не
желая быть осмеянными за
суеверия, поспешили
избавиться от коллекций
небесных камней. Но факты
— вещь упрямая, камни с
неба не послушались
ученых и продолжали
падать, и вскоре ученые
изменили свое мнение о
метеоритах
21. Информационное ожирение
Информационноеожирение — ситуация в
организации, когда
излишнее накопление
информации оказывает
отрицательное влияние на
эффективность ее работы,
приводя к существенному
сокращению бюджета,
замедлению реакции на
изменения и проблемам с
законом.
Пассивное потребление
новостей ведет к утрате
критического мышления,
оглуплению нации — и
становится серьезным
тормозом экономического
роста.
22. Производство знания и производство публикаций
Научный результат – этоновое знание, полученное в
результате исследования и
прошедшее внешнюю
оценку со стороны
профессионального
сообщества. Это могут быть
публикации, прошедшие
оценку в результате
рецензирования, РИД,
прошедшие экспертизу, и
прикладные работы,
получившие оценку от
заказчика при приемке
результата и
подтвержденные
финансированием со
стороны заказчика.
Для оценки деятельности:
- ученого, преподавателя (в
т.ч. для получения ученой
степени, ученого звания);
- организации (вуза,
научной организации), в
сравнении с другими
организациями;
- организации в части
выполнения обязательств по
грантам, соглашениям,
договорам.
23. Становление технических наук
Термин «техника» (от греч. techne –искусство, ремесло, мастерство)
объединяет в себе два основных
аспекта: 1) орудия труда,
инструменты, созданные человеком; 2)
совокупность навыков, умений,
приемов, методов, операций и т.п.,
необходимых для приведения в
действие орудий труда (иногда их
определяют термином «технология»).
24. СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
Появление технических наук былообусловлено развитием машинного
производства и требовавшимся для него
формированием специалистов — носителей
научно-технического образования, то есть
инженеров, а также необходимостью
усиления их теоретической подготовки. И
именно технические науки становятся важным
связующим звеном между теоретическим
естественнонаучным знанием, инженерной
деятельностью и производством.
25. Между открытием и внедрением
Вплоть до конца ХIХ века разрыв междутеоретическими исследованиями и их воплощением в
жизнь составлял не менее 150 лет, хотя история
развития техники свидетельствует о нарастающей
скорости технического освоения мира. В этом
отношении показательна ситуация, сложившаяся в ХХ
в. В этот период открытия следовали лавинообразно:
полет первого самолета, изобретение холодильника,
танка, открытие пенициллина, создание
радиотелескопа, возникновение первой ЭВМ, открытие
ДНК, выход человека в космос, клонирование и др.
26. Онтологическая специфика техно-научного знания
С.А. Лебедев и Н.М. Твердынин подчеркивают, что«технические науки исследуют и проектируют особый
мир вещей и «артефактов», особую реальность,
созданную человеком для адаптации, расширения
собственных возможностей и удовлетворения
собственных потребностей». Технические науки —
это часть науки и, хотя они не должны далеко
отрываться от технической практики и обслуживают
технику, но являются прежде всего наукой, то есть
направлены на объективное и поддающееся передаче
знание. Именно появление технических наук
характеризуют этап развитой инженерной
деятельности
27. Эпистемологическая специфика техно-научного знания
Синтез естественнонаучного,социогуманитарного и
операционально-технологического
знания.
Различение проектноконструкторского и
эксплуатационного знания.
28. Аксиологическая и праксеологическая специфика техно-научного знания
Отличие от фундаментальных наук: пользапревращается в цель, а истина оказывается
средством к ее достижению.
Создание искусственных систем в подражании
природным и вопреки им.
Технические науки нуждаются в собственном
теоретическом фундаменте, который составляет
«научно-техническая теория», которая не является
лишь конкретизацией какой-либо естественнонаучной
теории, хотя между ними и существуют
определённые связи. Технические науки являются
науками о создании и функционировании техники.
29. Цели технонауки
Создание машин, механизмов, устройств инструкций,регламентов и правил, меняющих природу, общество и
человека.
1)
Облегчение физического труда (замена человека
машиной)
2)
Облегчение умственного труда (рационализация,
оптимизация, специализация)
3)
Обеспечение возможности реализации личности
4)
Обеспечение безопасности и справедливости
5)
Снижение риска ошибки или заблуждения
30. Становление социально-гуманитарных наук
Становление социальногуманитарных наук1-й этап связан с развитем представлений о сакральном как о
сокрытом (толкование знамений, сновидений, видений, сакральных
текстов);
2-й этап характеризуется распространением методов теоретического и
систематического мышления на сферу художественного творчества;
3-й этап обобщает опыт перевода текстов с еврейского на греческий, с
греческого на арабский, латынь, славянский, а затем всего этого на
современные языки, породивший жанр комментирования и
интерпретации;
4-й этап связан с формированием собственного взгляда на мир и
человека, а также на общество и его историю, породившего
собственную систему ценностей (историзм, критицизм, уникальность
личности, культуроцентризм);
5-й этап определен ситуацией, когда «в культуре техногенной
цивилизации отчетливо оформилось отношение к различным
человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам
управления и преобразования»
31. Становление социально-гуманитарных наук посылки возникновения социально-гуманитарного знания
Становление социальногуманитарных наук посылкивозникновения социальногуманитарного знания
Предпосылками возникновения социальногуманитарного знания было формирование
практик и типов дискурса, в которых
человек, его качества, его деятельность и
социальные связи предстают как особые
объекты целерационального действия.
Именно в эпоху индустриализма объектнопредметное отношение к человеку и
человеческим общностям становится
доминирующим в техногенной культуре.
32. Две культуры знания
– особенности онтологии: универсальное vs уникальное;– стратегии концептуализации: мир как природа vs мир как история;
– типы рациональности: инструментальный разум vs коммуникативный
разум;
– идеалы объяснения: каузальное vs телеологическое;
– единичное подводится под закон, норму vs единичное наделяется
смыслом;
– критерии приемлемости: обоснованность, выводимость vs вкус, такт,
здравый смысл;
– образцы для подражания: техника (конструирование) vs искусство
(комментарий);
– генеральная метафора познания: открытие vs сотворение;
– условие включения в систему знания: когерентность vs релевантность;
–
способ
организации
качественно-описательный.
знания:
количественно-формульный
vs
33. Диалог – разговор двоих
Диалог – это «разговор двоих» или коммуникации собратной связью. Чтобы раскрыть смысл этого
определения, различим три этапа движения информации:
1) из предмета в сознание исследователя, 2) из сознания
исследователя – в сознание оппонента и 3) из сознания
оппонента – обратно в предмет.
Первый этап называют исследованием, второй –
коммуникацией, третий – практикой.
Метод Сократа – приведение к противоречию тезиса
оппонента, выражающего, как правило, общепринятое
мнение (опровержение); основной предмет рассмотрения –
отдельные философские (чаще всего – этические)
категории.
Гегелевская диалектика: тезис – антитезис – синтез.
34. Диалог и межкультурная коммуникация
М.М. Бахтин полагал, что высказывание протекает невнутри коммуникативных сетей, культуры и общества, а
существует на границе между «Я» и «Другим», включая в
себя и интенции «Я», и интенции «Другого», в которых (для
«Я») и представлено «общество». Каждый раз в процессе
диалогического общения мы имеем дело с человеком, но
воспринимается он нами как представитель некой
структуры, как социальный агент. «Строя высказывание, мы
стараемся рефлексивно предвосхитить возможный ответ.
Этот предвосхищаемый ответ, в свою очередь, оказывает
воздействие на наше высказывание - мы парируем
возражения, которые предвидим, прибегаем к оговоркам и
т.п. Иными словами, в процессе речевой коммуникации
человек всегда учитывает интеллектуальный и
эмоциональный фон восприятия нашей речи собеседником то, насколько он осведомлён в ситуации, его знания и
убеждения, его предубеждения, интересы, симпатии и
антипатии.
35. Обычай – царь всего
Дарий «велел призвать эллинов, бывшихпри нем, и спросил, за какую цену
согласны они съесть своих покойных
родителей. А те отвечали, что они
ни за что не сделают этого. Тогда
Дарий призвал индийцев, так
называемых каллатиев, которые
едят тела покойных родителей, и
спросил их через толмача, за какую
цену они согласятся сжечь на
костре своих покойных родителей.
А те громко вскричали и просили
царя не кощунствовать Таковы
обычаи народов, и мне кажется,
прав Пиндар, когда говорит, что
обычай — царь всего».
Геродот. История, кн. III, абз. 38, с. 150.
36. ГЕРМЕНЕВТИКА
(греч. ἑρμηνευτική, от ἑρμηνεύω – разъясняю,истолковываю) – искусство толкования текстов
классической древности, Библии, учение о принципах
интерпретации. Герменевтика изначально возникла в
рамках экзегезы, цель которой состоит в понимании
текста, исходя из его собственной интенции, в
выяснении того, с какой целью он написан.
Герменевтический круг выражает особенность процесса
понимания, связанную с его циклическим характером.
Различные модификации герменевтического круга
связаны с осознанием взаимообусловленности
объяснения и интерпретации, с одной стороны, и
понимания – с другой; для того чтобы нечто понять, его
необходимо объяснить, и наоборот. В отчетливой форме
– как круг «целого и части»
37. Юридическая герменевтика: каноны и правила
Юридический текст является функционально и ценностнонедостаточным (дефицитным) в отношении к ожиданиям и
потребностям действующего в нормативном поле субъекта. Кроме
того, сам юридический текст — это только повод для действий, он
не перераспределяет блага автоматически. Значит, толкуемый
текст должен быть дополнен интерпретатором. Вместе с тем
реальная жизненная ситуация (пусть даже она сложилась в рамках
нормативного поля) гораздо избыточнее с функциональной и
семантической точек зрения, поскольку в число возможных
вариантов решения любого значимого для субъекта вопроса могут
входить варианты, с которыми он не может по каким-либо причинам
согласиться (например, адвокат всегда предполагает, что его
подзащитный может быть осужден, однако действия адвоката
направлены на достижение прямо противоположного результата).
То есть любая реальная ситуация, прежде чем стать
«отекстуализированной», должна быть ограничена, и происходит
это ограничение всегда в чьих-то интересах: либо речь идет об
интересах конкретного интерпретатора, либо налицо консенсус
интересов.
38. Смысл и концептуализация
— смысл являет собой органическое единство объективного исубъективного;
— смыслом могут обладать отдельная юридическая норма,
совокупность норм, тот или иной закон в целом, обычай
нормативного характера, договор, вся правовая система,
религиозно-правовые воззрения и т.д;
— смыслом — опять-таки с точки зрения юридической
интерпретации — не может обладать то, что не может затрагивать
сферу социального бытия человека в ее юридическом ракурсе (по
мере усложнения правовой действительности смыслом наделяется
все большее число феноменов);
— социальное бытие человека протекает в пространстве множества
смыслов, в том числе юридических;
— полиинтерпретируемость юридических текстов создает
множественность смыслов для одной и той же юридически
значимой ситуации пребывания субъекта внутри некоего
правопорядка.
39. Категория смысла
СМЫСЛ – внеположенная сущность феномена,оправдывающая его существование, связывая его с более
широким пластом реальности. Определяя место феномена в
некоторой целостности, смысл превращает его
осуществление в необходимость, соответствующую
онтологическому порядку вещей. Бессмысленный набор
знаков может случайно возникнуть, но он не остается как
факт культуры. Существование такого набора эфемерно.
Осмысленный текст хранится и воспроизводится в культуре
и стимулирует порождение новых текстов,
комментирующих, развивающих и даже опровергающих
исходный. Категория смысла неявно появляется у
Аристотеля как господствующая во всей его метафизике
«мысль о целесообразности природы и всего мирового
процесса».
40. «Смысл» в герменевтике и семиотике
В герменевтике понимание текста – это реконструкциянамерений создателя этого текста. С точки зрения
герменевтики, смысл существует не в самом знаке, но
составляет интенцию автора, внеположенную самому
тексту, но воплотившуюся в нем и давшую этому тексту
онтологические основания существовать как факт
культуры. Логико-семиотические исследования
помогают понять, почему знак, обладающий смыслом,
можно использовать в акте обозначения не как
случайную «наклейку», но как «этикетку»,
целесообразно соотносящую обозначаемое с общим
порядком вещей. Подобно этому, смысл феномена
связывает последний с целесообразной организацией
мира, предусматривая для него естественное (т.е.
необходимое) место в мироздании.
41. Смысл и значение
В семиотике принято различать смысл и значениезнакового выражения или знака. Значение – это тот
предмет или то положение дел, на которые указывает
этот знак в конкретной знаковой ситуации. Один и тот
же знак может указывать на самые разные вещи в
зависимости от ситуации. Но знак не только указывает
на нечто, он еще и высказывает кое-что об этом нечто.
Вот это высказывание и есть смысл знака, который
вводит указываемые предмет или обстоятельства в
общий порядок вещей и событий. Тем самым
обозначение чего-то данным знаком из окказионального
превращается в необходимое как вытекающее из смысла
этого знака.
42. Ж. Делез: логика смысла
С точки зрения сигнификации элементы предложения мывсегда рассматриваем как «означающее» понятийных
содержаний, способных отсылать к другим предложениям,
которые в свою очередь выступают в качестве предпосылок
данного предложения. Сигнификация определяется этим
порядком понятийных импликаций, где рассматриваемое
предложение вводится только как элемент
«доказательства» в самом общем смысле слова — либо как
посылка, либо как заключение. Таким образом, «заключает
в себе» и «следовательно» — это, по существу,
лингвистические означающие. Импликация — знак,
определяющий отношение между посылками и
заключением; «следовательно» — знак утверждения,
задающий возможность утверждать вывод из того, что
заключено в понятии.
43. Ж. Делез: логика смысла 2
Когда мы говорим о доказательстве в самом общем смысле,то хотим сказать, что значение предложения всегда
обнаруживается посредством соответствующей ему
косвенной процедуры, то есть через его связи с другими
предложениями, из которых оно выводится или, наоборот,
которые можно вывести из него. Напротив, дессигнация
отсылает к прямой процедуре. Доказательство не следует
понимать ни в узко-силлогистическом, ни в
математическом, ни в физическом вероятностном смыслах,
ни в моральном смысле обещаний и обязательств. В
последнем случае вынесение суждения заключения и есть
реальное исполнение обещанного. Логической оценкой
понятой таким образом сигнификации и доказательства
является теперь не истина (о чем свидетельствует
гипотетический вид импликации), а условие истины —
совокупность условий, при которых предложение «было бы»
истинным.
44. Значение категории смысла для юридической герменевтики
Одно и то же отношение к поведению индивида можно описатьразными средствами и даже среди норм допустимы разнообразные
варианты и сочетания, дающие сходный социальный эффект; кроме
того, эксплицировать какую-либо позицию социального
большинства из одной-единственной нормы практически
невозможно. К тому же, сама норма права никогда не существует
без «окружения» (правовых средств, опосредующих ее применение,
например норм процессуального права). Следовательно, в
отражении нормами права той или иной ценностноориентированной позиции социума (равно как и иных факторов, в
том числе тех, которые интерпретатор не рассматривает)
выполняется не только принцип опосредованности, но и принцип
системности. Если формообразование правовой нормы следует
логике перехода от смысла к тексту, то интерпретативные
стратегии субъекта направлены в противоположную сторону — от
текста к смыслу.
45. Исследование контекста нормы
— темпоральный фактор (данная норма может бытьустаревшей, не действующей, не могущей более
регулировать высокоразвитые социальные отношения);
— локальный фактор (рассматриваемая норма может не
действовать на данной территории или ее действие может
быть отменено на ином уровне, например посредством
международного договора, устанавливающего
экстерриториальность того или иного закона);
— персональный фактор (необходимо выяснить,
распространяется ли данная норма на конкретного субъекта
юридического спора, ведь далеко не все правила тотально
всеобщи, некоторые связаны только с лицом, обладающим
специфическим статусом, например ответственность за
получение взятки может нести только должностное лицо);
— фактор системы законодательства.