Похожие презентации:
Календарь, история возникновения
1.
КАЛЕНДАРЬ2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕКаленда́рь — система счисления больших
промежутков времени, основанная на периодичности
движения небесных тел: Солнца — в солнечных
календарях, Луны — в лунных календарях и
одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных
календарях. Также календарём называется список
дней года с разделением на недели и месяцы и
обозначением праздников и периодическое
справочное издание с последовательным перечнем
дней, недель, месяцев данного года, а также другими
сведениями различного характера.
3.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯПервый календарь возник в Древнем Египте. Причиной его появления
были разливы Нила, происходящие через один и тот же промежуток
времени, приблизительно равный году. Они губили урожай, если его
вовремя не собирали, и приносили плодородную почву. В силу этих
причин для успешного ведения хозяйства необходимо было
предсказывать разливы Нила с приемлемой точностью.
Каждый народ использовал свои способы датировки исторических
событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи
датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология
считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт
от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне,
вифиняне и селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого
царя, египтяне — с начала правления каждой следующей династии.
Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно
византийскому календарю, идёт 7523 год от Сотворения Мира (c 14
сентября 2014 года), в исламе — 1436 год Хиджры (c 25 октября 2014
года), по буддийскому календарю идёт 2558 год эры Нирвана, по
календарю бахаи — 171 год.
Разница между старым и новым стилями составляла в XVI—XVII веках
10 суток, XVIII веке — 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX—XXI веках
составляет 13 суток. С 15 марта 2100 года она составит 14 суток.
4.
КАЛЕНДАРИВ настоящее время известны такие виды календарей:
ассирийский, армянский, армелина, ацтекский,
бенгльский, багхи, буддийский, византийский,
вавилонский, вьетнамский, голоценский, грузинский,
гильбурда, григорианский, древнеегипетский,
древнегреческий, древнеперсидский,
древнеславянский, древнекитайский, еврейский,
зороастрийский, инки, индийский, иранский,
исламский, ирландский, китайский, копский, конта,
майя, малайский, новоюлианский, непальский,
православный римский, советский, симметричный,
тайские лунный и солнечный, тамильский,
туркменский, трехсезонный, французский, чучхе,
эфиопский, японский, яванский.
5.
ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬПродолжительность синодического месяца в среднем
составляет 29,53059 суток. Поэтому календарный месяц
содержит 29 или 30 дней. В лунных календарях
продолжительность года принимается равной 12 месяцам. В
соответствии с этим, продолжительность лунного года
получается равной 12 × 29,53059 = 354,36708 суток. В
календарном году может быть 354 дня — простой год, или 355
дней — високосный год.
Лунный календарь не привязан к годичному движению Солнца,
поэтому ежегодно лунный календарь смещается относительно
солнечного на 365,24222-354,36708 = 10,87514 дней. Примерно за
34 солнечных года набегает один лишний лунный год.
Начало месяца в лунных календарях приходится на неомению —
первое появление молодой Луны в лучах заходящего Солнца.
Это событие легко наблюдаемо, в отличие от новолуния.
Неомения отстаёт от новолуния на 2—3 дня. Причем это время
меняется в зависимости от времени года, широты наблюдателя
и текущей продолжительности синодического месяца. Из-за
этого невозможно как вести один и тот же календарь в разных
странах.
6.
7.
ЮЛИАНСКИЙ ИГРИГОРИАНСКИЙ
Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 году до н. э. (юлианский
календарь). В 325 году юлианский календарь был принят Византией. На Руси с 1492 года
началом года стало считаться не 1 марта, а 1 сентября.
Юлианский календарь установил среднюю продолжительность года в 365,25 суток:
обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) — 366 дней.
Современный календарь назван григорианским (новый стиль). Он введён при папе
римском Григории XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого
стиля). Реформа, которую провёл Григорий XIII и признали в большинстве католических
стран, состояла из двух частей:
1) Была устранена ошибка в 10 дней, накопившаяся со времен I Вселенского собора
(325 год), на котором были установлены правила вычисления христианской Пасхи.
Бытует неверное мнение, что папа Григорий XIII исправил ошибку, накопившуюся с
момента введения юлианского календаря. Но тогда это было бы 12 дней. Цель у
реформы была иная: «вернуть» дату реального весеннего равноденствия (пасхальную
границу) на 21 марта, как это было во времена Никейского собора, установившего
пасхалию.
2) На будущее же была введена поправка, обеспечивающая более точное
соответствие с солнечным исчислением, которая заключается в том, что из каждых 400
лет должны были быть исключены три високосных года. Таким образом, ошибка в один
день накапливается лишь через 3333 года. Исключение трёх високосных лет за четыре
века достигалось следующим правилом. Если номер года заканчивается не на два
нуля, то он считается високосным тогда, когда номер года кратен четырём (например,
1996, 2004, 2008 годы). Если год заканчивается на два нуля, то он високосный только
тогда, когда число сотен в нём также кратно четырём (например, 1600, 2000, 2400 годы).
Во всех остальных случаях год считается невисокосным (например, 1900 и 2100 годы).
Правило определения «високосности» года, заканчивающегося на два нуля, является
одной из отличительных особенностей григорианского календаря по сравнению с
юлианским.
8.
9.
КИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬКитайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечно-лунный и солнечный.
Солнечно-лунный циклический календарь был составлен в середине третьего тысячелетия до нашей
эры. Календарь использует шестидесятилетний цикл. Начало года в календаре зависит от
астрономического явления (новолуния), а не от даты в григорианском календаре.
Из-за протяжённости территории, на которой использовался календарь, в разных местах Новый год
могли отмечать в разные дни григорианского календаря. Календарь используется несколько тысяч
лет в Вьетнаме , Камбодже, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии.
Традиционный Китайский новый год празднуется на второе новолуние после зимнего
солнцестояния, что обычно выпадает на период с 21 января по 21 февраля по григорианскому
календарю. Каждый новый год соответствует одному из двенадцати животных имеющих один из пяти
цветов и одну из пяти стихий.
Например, сейчас, 12 Мая 2015 года, идет год Синей Деревянной Козы, а c 8 Февраля 2016 года
начнется год Красной Огненной Обезьяны.
12 лет чередования знаков животных и 5 цветных стихий дают шестидесятилетний цикл Китайского
восточного календаря, начинающийся годом Белой Металлической Крысы. Последний раз цикл
стартовал 28 января 1960 года.
Согласно древней китайской традиции, в мире существуют пять основных элементов - это вода,
дерево, огонь, земля и металл. Буквальный перевод слова «элемент» - это нечто стабильное,
неподвижное, но китайское слово «синь» - это движение и перемены, поэтому более точный
перевод - «пять стихий», «пять движущих сил». Каждый год находится под управлением одной из
пяти стихи, оказывая влияние на характер и судьбы людей.
Сила влияния каждого из элементов сказывается в разные времена года по разному, за
исключением Земли, влияние которой сохраняется в течение всего года. Самое сильное влияние
Дерева проявляется весной, Огня - в течение лета. Металла - осенью и Воды - зимой.
10.
11.
ЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬВ долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с
Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение
этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического
небосвода. Солнечный календарь древних египтян лежащий в основе
летоисчисления всего Старого Света, доныне. Промежуток времени
между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса (Сотис),
совпадающих в Древнем Египте с летним солнцестоянием и
предшествовали разлива Нила, составляет 365,25 суток. Однако в
длину своего года египтянами было положено целое число дней —
365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали
календарь на 1 сутки. При отсутствии високосных лет Новый год
проходил за 1460 (365 × 4) лет всеми сезонами и возвращался на
начальное число. Период в 1460 назывался сотичним периодом,
циклом, или Великим годом Сотиса.
В 25 году до н. э. был установлен Александрийский календарь,
синхронизированный с юлианским календарем, но сохранивший
прежние названия месяцев, в котором каждый четвёртый год в конце
года добавлялся один день. К древнеегипетскому календарю
восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор
применяемые местными церквями. Структура египетского
календаря была заимствована французским революционным
календарём.
12.
13.
КАЛЕНДАРЬ В РОССИИВ Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Была
семидневная неделя, которая называлась седмицей.
После установления христианства в 988 году счёт лет стали вести по
византийскому календарю от «сотворения мира», точнее — от «сотворения
Адама» — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508
год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. На Руси, по древней
традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.
Во времена Ивана III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года
было перенесено на 1 сентября.
Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581
года Иваном Фёдоровым.
Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на
летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу
императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года.
28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.
Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года.
С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.
14.
15.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫДо октября 1917 года Россия жила по юлианскому календарю, «отставая» от
европейских стран на 13 дней. Большевики с приходом к власти провели реформу
календаря. 1 февраля 1918 года вышел декрет, объявивший этот день 14-м числом. Этот
год оказался самым коротким, состоящим из 352 дней, так как согласно реформе
календаря за 31 января предыдущего года следовало сразу... 14 февраля.
Была опасность продолжения реформирования русского календаря в духе
революционной идеологии. Так, в 1930-е годы предлагали ввести вместо недель
«пятидневки». А в 1939 году «Союз воинствующих безбожников» выступил с инициативой
присвоить общепринятым названиям месяцев иные имена. Предлагалось называть их
так (приводим соответственно с января по декабрь): Ленина, Маркса, Революции,
Свердлова, Май (согласились оставить), Советской конституции, Жатвы, Мира,
Коминтерна, Энгельса, Великой революции, Сталина. Однако нашлись
здравомыслящие головы, и реформу отклонили.
Предложения с поправками в действующую систему летосчисления продолжают
появляться. Последняя попытка реформировать календарь была предпринята в 1954
году. На рассмотрение ООН был предложен проект, одобренный многими странами, в
том числе и Советским Союзом. Суть предлагаемых изменений заключалась в том,
чтобы все первые числа кварталов начинались с воскресенья, причем первый месяц
квартала содержал бы 31 день, а остальные два месяца — по 30. Этот вариант
изменения календаря был рассмотрен и предварительно одобрен советом ООН как
удобный в «сервисном обслуживании» и рекомендован на утверждение Генеральной
Ассамблеи ООН, однако под давлением США и других стран был отклонен. О новых
проектах изменения календаря сведений пока нет.