846.42K
Категория: ЛитератураЛитература

Как общество влияет на формирование целей? Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1.

«Как общество влияет на формирование
целей?
Сочинение по комедии А.С.Грибоедова
«Горе от ума»

2.

Внимательно прочитайте тему сочинения
Выделите в ней ключевые слова, в которых видите
главный смысл
Сформулируйте тему в виде вопроса (вопросов)
Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы
Вспомните литературные произведения, которыми
можно проиллюстрировать ответы
Составьте план сочинения

3.

Определите проблему или вопрос, которые содержатся в теме сочинения
Сформулируйте свою точку зрения (тезис) по данному вопросу
Подберите произведение(-ия), на материале которых сможете доказать свою точку
зрения
Продумайте композицию (построение) работы.
Напишите план сочинения
Напишите черной вариант работы
Перечитайте написанное. Внесите нобходимую правку в постороение, а также в
речевое оформление текста
Напишите окончательный вариант работы
Перечитайте написанное, исправьте замеченные ошибки

4.

Композиционная и логическая структура
сочинения
Композиционная структура
Логическая структура
Вступление
Зачин. Подготовка к восприятию основных
мыслей работы
Основная часть
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Заключение
Вывод. Обобщение по всей теме

5.

Как общество влияет на формирование целей?
Личность и общество (в согласии или в противостоянии). В рамках данного cочинения
можно ответить на следующие вопросы:
• Возможно ли существование человека вне социума?
• Независимость суждения отдельно взятого индивидума. Возможно ли это?
• Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы
человека, его жизненную позицию. Так ли это?
• Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности.
• Желание человека стать особенным, оригинальным.
• Отношение человека к обществу, себе подобным.
• . Цель как основополагающая часть жизни человека. О роли и важности наличия
цели в жизни человека, о ее отсутствии, о стремлении человека к вершинам, о
достижениях и о цели как двигателе прогресса, о самореализации, великих
открытиях, возможных только благодаря цели, о преградах на пути к поставленной
цели, о цели как беспрерывном процессе, а также о том, что и кто помогает
человеку на пути к его целям.

6.

Эпиграф
• Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество; и
поэтому самая высшая сфера прекрасного – человеческое
общество. (Н. Г. Чернышевский)
• Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен
быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим
вперед других людей. (К. Маркс)
• Характеры людей определяются и формируются их
взаимоотношениями. (А. Моруа)
• Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
(В. Г. Белинский)

7.

Эпиграф
• Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто
потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его
развитию. (В. Г. Кротов)
• Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала
недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн)

8.

Вступление
• Мы
часто
слышим
фразу
флорентийского
политического деятеля Николо Макиавелли: «Цель
оправдывает средства». Неужели для достижения цели
все средства хороши? Или все-таки нужно уметь
правильно соотносить цель и средства ее достижения,
думать о нравственной стороне? Влияет ли общество
на формирование целей? Именно об этом заставляет
меня задуматься комедия А.С.Грибоедова «Горе от
ума».

9.

Вступление
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», слова В. И. Ленина отражают суть взаимоотношений
человека и общества… Каждый из нас может как
гармонично взаимодействовать с другими, так и находится с
ними в сложном противостоянии или даже вступать в
непримиримый конфликт. Об этом и многом другом
заставляет меня задуматься комедия А.С.Грибоедова «Горе от
ума».

10.

Универсально
• (ключевое слово, слова) Что мы понимаем под этим(и)
словом(ами) ? Какой смысл оно(и) несет(ут)?

11.

Основная часть. Материалы к сочинению.
• Фамусовское общество. Цели Фамусова, Молчалина,
Скалозуба(см. таблицу «век нынешний» и «век мнувший»)
• Кто такие Кузьма Петрович и Максим Петрович? Зачем о них
вспоминает Фамусов?
• Цели «века нынешнего»: саморазвитие, самовоспитание,
истинная любовь, честное служение Отечеству.
• Цели «века минувшего»: чин, состояние, количество душ – вот
основные цели фамусовской Москвы.
• Мнение общества – вот что руководит поступками всех.

12.

Софья
• Фамусов предлагает Софье во всём брать пример с него. И это
очень важно для понимания её характера, ведь в ней
действительно есть черты фамусовского общества. Тут нужно
вспомнить Софью из «Недоросля», для которой образцом для
подражания и человеком, целенаправленно занимающимся её
развитием и воспитанием, становится Стародум. Когда мы будем
осуждать Софью за поведение, которое не соответствует высоким
образцам, нужно вспомнить, что у неё не было идеала, на
который она могла бы ориентироваться.

13.

Молчалин
• Вот что говорит Фамусов о Молчалине. Как ты думаешь, это обычная
карьера для того времени?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
Какие цели у Молчалина ? Почему?
Как и сейчас, в 19 веке переехать в Москву и занять положение в
обществе было очень трудно. Так что Фамусов очень помог Молчалину,
когда взял его себе в дом. Аcессор — это хорошо или не очень? Чин
коллежского асессора (VIII класс Табели о рангах) давал право на
потомственное дворянство, то есть как минимум уравнивал Молчалина
с Чацким, и соответствовал воинскому званию майора. Сам Грибоедов,
когда писал «Горе от ума», был титулярным советником (IX класс).

14.

• В чем секрет успеха Молчалина? Можно предположить, что отчасти
именно в том, что он родился в Твери, а, например, не в Туле или
Калуге. Тверь находится на дороге, соединяющей Москву и Петербург;
управляющий в казенном месте Фамусов, вероятно, не раз проезжал
через Тверь, и, возможно, какой-то расторопный местный малый (не
сын ли станционного смотрителя?) смог удачно оказать ему какую-то
услугу. А дальше уже, пользуясь покровительством Фамусова и
Татьяны Юрьевны, Молчалин быстро и весьма успешно стал
продвигаться по карьерной лестнице. В социальном плане Молчалин
начинает свой путь именно как «маленький человек», который не
примиряется со своим положением, а всеми силами стремится
выбиться в люди.

15.

Характеристика Молчалина в комедии
"Горе от ума"
• «Молчалин просто тип штатского служащего, который делает
карьеру благодаря точному выполнению требований среды: чем
он пустее и ничтожнее, тем более пустой и ничтожной
представляется эта среда»- Цимбаева Е.Н.
• Молчалин лицемерен. Он говорит, что любит Софью «по
должности», по обязанности. Скорее всего, ему даже не нужны
эти отношения для продвижения по службе, у него уже есть связи
с московскими дамами

16.

Загорецкий
• Загорецкий — «мастер услужить», без него придётся решать
деликатные вопросы самим, не получится так быстро доставать
то, что хочется, поэтому, несмотря на то что он «лгунишка ,
картёжник, вор», его принимают во всех домах. Своей жизненной
философией он очень похож на Молчалина, но тот действует
осторожнее и деликатнее. У него нет права на ошибку, ведь
можно лишиться всего.

17.

Скалозуб, Чацкий и Горич
• Скалозуб, Чацкий и Горич — три сценария жизни в фамусовском
обществе. Все они ровесники, поэтому становится совершенно
очевидно, что выбор линии поведения не зависит от возраста.
Скалозуб принял правила игры и нашёл удобное для себя
положение. Он достаточно богат и знатен, но он служит и не
спорит с существующим порядком вещей. Горич раньше был
совсем другим человеком, но женитьба изменила его. Мы видим,
как фамусовское общество вынуждает людей жить по своим
законам, ломает их. Чацкий отказывается служить, потому что
видит в этом только погоню за чинами и богатством, пытается
изменить общество, произнося страстные обличительные
монологи

18.

Фамусов
• Фамусов, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», видит
множество достоинств в московском дворянстве. Так, например, он
искренне восхищен «традиционным укладом», царящим среди
дворян, ведь «по отцу и сыну честь» (человека судят не за его личные
качества, а оценивают только знатность фамилии и количество
крепостных; кто богат и знатен, «тот и жених»). Фамусовское общество
очень «гостеприимно», двери домов всегда открыты иностранцам,
даже если человек нечестный; это показывает слепое подражание
всему зарубежному, а также отсутствие нравственных ценностей.
Фамусов с гордостью говорит о московских юношах, на которых лежит
«особый отпечаток». Совсем еще молодые и неопытные, они дадут
отпор всем старшим и учителям, что подчеркивает невоспитанность и
необразованность.

19.

Фамусов
• Взрослое поколение выносит всему приговор, все осуждает на том
лишь основании, что они «ведь столбовые» дворяне — это показывает
глупость и пустоту дворянского общества. Яркой чертой фамусовского
общества является панический страх перед любыми нововведениями,
что подчеркивается риторическим восклицанием «новизны вводили,
— никогда, / Спаси нас Боже!» Но особое восхищение Фамусова
вызывают дамы, «судья всему», и дочери, благонравие которых
заслоняет их внешность; дочери эти «умеют себя принарядить»,
говорят «с ужимкой», больше всего на свете они ценят мундир. Через
авторскую иронию читателю становится понятно, что девушки эти
лицемерны и пошлы. Таким образом, все «достоинства» московского
дворянства (следование традициям, консерватизм, ум, благонравие,
патриотизм) на самом деле оборачиваются глупостью, лживостью,
лицемерием, жаждой денег и знатности, тщеславием и душевной
пустотой.

20.

Чацкий
• «Вдруг милый человек ... И вкрадчив, и умен, / Но робок... Знаете,
кто в бедности рожден...» (Софья) «Но есть ли в нём та страсть? то
чувство? пылкость та?/ Чтоб, кроме вас, ему мир целый/Казался
прах и суета?» (Чацкий) Для века нынешнего самое главное – это
искренние чувства и настоящая любовь
• «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (Чацкий) «Чины
людьми даются, а люди могут обмануться» (Чацкий) «Кто служит
делу, а не лицам» (Чацкий) Служить нужно искренне, радеть о
деле, которым занимаешься, не гнаться за чинами.

21.

Чацкий
• «Теперь пускай из нас один, / Из молодых людей, найдется – враг
исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, / В науки он вперит
ум, алчущий познаний; / Или в душе его сам Бог возбудит жар / К
искусствам творческим, высоким и прекрасным…» ( Чацкий) Для
Чацкого и его единомышленников (племянник княгини Тугоуховской
и двоюродный брат Скалозуба) науки и искусство — это то, чему
стоит себя посвящать.
• «Чтоб умный, бодрый наш народ / Хотя по языку нас не считал за
немцев. / «Как европейское поставить в параллель / С национальным странно что-то! / Ну как перевести мадам и мадмуазель? / Ужли
сударыня!!…» - забормотал мне кто-то» (Чацкий) Чацкий верит в
национальную самобытность, считает, чтонеобходимо сокращать
пропасть между дворянами (которые даже порусски толком не
говорят) и народом. Чацкий против слепого подражания Европе

22.

Чацкий
• «На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов
отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!»(Чацкий) Чацкий
страстно клеймит произвол крепостного права, его возмущает
бесчеловечное отношение к людям.

23.

Заключение
• Мое мнение и ответ на вопрос : «Как общество влияет на
формирование целей?
• Тема позволяет задуматься о жизненных устремлениях человека,
важности осмысленного целеполагания, умении правильно
соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической
оценке действий человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи,
намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для
реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель
служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким
персонажам противопоставлены герои, для которых средства
достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
English     Русский Правила