926.65K

Социальная философия. Учение об обществе

1.

Социальная философия:
учение об обществе

2.

План лекции
• 1. Предмет социальной философии,
понятия «общество» и «государство».
Философские теории общества.
• 2. Структура общества.
• 3. Человек и общество.
• 4. Проблемы современного общества .

3.

1. Предмет социальной философии, понятие
«общество» и «государство».
Со времен Сократа тема человека и общества,
является центральной в философии. Учения
Платона и Аристотеля об обществе и
государстве заложили основы социальной
философии.
Предметом социальной философии является
общество, взятое во взаимодействии всех его
сторон, т.е. как целостная социальная система,
а также законы функционирования и развития
общества.

4.

Понятия общества:
• В узком смысле общество - конкретный этап
в историческом развитии человечества
(например, античное, средневековое
общество и т.п.) или какого-либо народа,
региона и страны (напр., индийское,
американское и т. п.).
• В широком смысле, общество – это
динамично развивающаяся система,
состоящая из индивидуумов и включающая в
себя способы взаимодействия людей и
формы их объединения.

5.

Близким по смыслу понятием
является понятие «государство»
• Государство – это политическая форма
организации жизни народов и наций,
основанная на праве и законе, возникающая
на определенном историческом этапе
общественного развития.
• Таким образом, понятие государство по
смыслу уже, чем понятие общество.

6.

Философские теории общества.
• Отвечают на вопросы:
• - как возникает общество?
• - что объединяет людей?
• - как развивается общество?
• - каковы его переспективы?

7.

Основные подходы к пониманию
общества в философии
• Натуралистический

человеческое
общество
рассматривается
как
естественное
продолжение
закономерностей природы.
• С этих позиций тип общественного устройства и ход
истории может определяться ритмами солнечной активности и
космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев),
особенностями географической и природно-климатической
среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как
природного существа, его генетическими, расовыми и
половыми особенностями (сторонники социобиологии – Э.
Уилсон, Р. Докинс и др.). Общество предстает как своеобразное
развитие закономерностей природы. В рамках этого
направления предполагается также, что общество может
изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать
новый виток своей эволюции (К.Э. Циолковский и другие
представители русского «космизма»).

8.

• Идеалистический подход - сущность
связей, объединяющих людей в единое
целое, усматривается в комплексе тех или
иных идей (Платон, Гегель и др.), верований
(христианство, ислам, буддизм), а также
выработанных на их основе таких
духовных факторов, как мораль,
образование, правовые институты, обычаи
и т. п., способствующие общественному
единству и обеспечивающие обществу
гармоничное эволюционное развитие.

9.

• Конвенциональный – основанный на
концепции общественного договора,
возникшей в Новое время (XVII–XVIII
в.в.). По мнению идеологов этой теории
Т. Гоббса. Д. Локка, Спинозы, Ж.–Ж.
Руссо и др., общественный договор – это
своеобразный механизм выхода общества
из естественно-природного состояния к
общественно-государственному.

10.

• Организмический
подход
общество
предстает как некий единый организм и
структурированная система.
При этом понимании человек реализует себя в
зависимости от места, занимаемого им в обществе
и участия в общем процессе. Отношения людей
определяются не договором или контрактом, а
согласием членов общества (консенсусом), в
котором
учитываются
объективные
закономерности исторического развития. В этом
смысле справедливо утверждение, что социальные
действия – это результат человеческих действий,
а не человеческих намерений. Подобный подход
мы встречаем в работах позитивистов (Г. Спенсер),
интуитивизма
(Н.О.
Лосский),
русской
религиозной философии (В. Соловьев).

11.

• Формационный подход – рассматривает развитие
общества как смену общественно–экономических
формаций. Он оформился в рамках
материалистического понимания истории К.
Маркса и Ф. Энгельса в 40–50 гг. XIX в.
• Формационный подход в основе социальных
отношений выделяет о материальные отношения,
прежде всего экономические, производственные в
качестве первичных – это базис формации.
• Мораль, религия, право - надстройка, в интересах
господствующего класса.

12.

• Цивилизационный подход (Н. И. Данилевский, О.
Шпенглер и А. Дж. Тойнби), выделяют ряд «цивилизаций»
или «культурно-исторических типов»
проходящих
определенные стадии развития (возникновение, развитие и
гибель), которые возникают, развиваются и гибнут, когда
исчерпываются их жизненные силы и творческий
культурный потенциал.
• Модернизационный подход , предполагает, что общество
развивается в процессе модернизации усовершенствования материально-технического и
социально-политического уровня общества и проходит три
этапа: традиционное, индустриальное и
постиндустриальное. Оформился в XX в., в работах Дж.
Белла, у. Ростоу и др.

13.

2. Структура общества.
• Наиболее простым вариантом построения
структуры общества, является выделение
отдельных сфер в зависимости от видов
общественной деятельности:
• - экономическая,
• - социальная,
• - политическая,
• - духовная.

14.

• Экономическая сфера включает в себя
производство, распределение, обмен и
потребление материальных благ. Она
выступает как экономическое пространство, в
котором организуется хозяйственная жизнь
страны, осуществляется взаимодействие всех
отраслей экономики, а также международное
экономическое сотрудничество.
• Политическая сфера жизни общества – сфера
отношений между нациями и другими
большими социальными группами по поводу
государственной власти и государственного
устройства внутри данного общества, а
также отношений между государствами на
международной арене.

15.

• Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу
разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и
усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются
духовные
(познавательные,
нравственные,
художественные,
религиозные и т. д.) потребности людей.
• Социальная сфера – это сфера общественной жизни, в рамках
которой происходит взаимодействие различных общностей людей, и
удовлетворяются их прямые жизненные потребности членов
(создание
условий
производственной
деятельности
людей,
здравоохранение, образование, социальное обеспечение и соблюдении
социальной справедливости при предоставлении права на труд и
распределении материальных и духовных благ).
Социальная сфера является дифференцированной, и включает в себя:
народности и нации; классы; социальные группы (например –
городское и сельское население или люди умственного и физического
труда); первичные коллективы людей (например, трудовые); семью и
отдельных индивидов. Формируются и другие социальные
образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

16.

• Социальные классы (общественные классы) –
общности, выделяемые по отношению к собственности
и общественному разделению труда. Основоположник
Карл Маркс, предполагавший для каждого этапа
развития общества – общественно-экономической
формации, противостояние двух социальных классов,
обусловленное отношением к средствам производства
(те кто ими владеет и те кто на них работает). Например,
в рабовладельческом обществе – это рабовладельцы и
рабы, в феодальном –
феодалы и крестьяне, в
капиталистическом – буржуазия и пролетариат.
• В современном мире, понятие социальный класс,
используется для экономической характеристики той
или иной группы общества (богатый, бедный и средний
класс). В РФ к среднему классу относят человека с
доходом не ниже 21 тыс. рублей на каждого члена
семьи.

17.

• Теория стратификации (М. Вебер, Э.
Дюркгейм, К. Дэвис, В. Мур и др.), которая
стремиться учитывать распределение
материальных благ, властных функций и
социального престижа между индивидами и
социальными группами (стратами),
формирующими социальную иерархию.
• Страта (лат. stratum – слой, пласт) выделение
социальной группы, не только по
экономическому базису, но и по иным
критериям: профессии, доходу, образованию и
др.
• Страту можно также описать как некую
общность, характеризуемую единым стилем
жизни.

18.

3. Человек и общество
• Человек – это понятие самое общее, родовое.
• Индивид - отдельный, конкретный человек, как
единичный представитель человеческого рода.
• Индивидуальность – это специфические
природные и социальные качества и особенности
человека (например, цвет глаз, способности и
пр.).
• Личность – это человеческий индивид как
субъект социальных отношений и сознательной
деятельности.
• Или, другое определение, личность – это
устойчивая система социально значимых черт,
характеризующих индивида как члена того или
иного общества.

19.

• Социальная среда – это основа, которая
позволяет развить или скорректировать
природные задатки и способности. Важным
элементом формирования личности является
процесс социализации – усвоение индивидом
определенной системы ценностей, норм,
установок, образцов поведения, присущих
данному обществу, социальной общности,
что позволяет ему функционировать как их
члену. Именно в процессе социализации
человек и становиться полноценно развитой
личностью.

20.

В процессе социализации человек приобретает свои социальные
статусы, и учиться выполнять предписываемые ими социальные
роли.
• Социальный статус человека – это социальное положение, которое
он занимает в структуре общества. Проще говоря, это место,
которое индивид занимает среди других индивидов. Каждый человек
одновременно обладает несколькими социальными статусами в
разных социальных группах.
Основные виды социального статуса и примеры:
• - Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус,
полученный при рождении: пол, раса, национальность,
принадлежность к классу или сословию.
• - Приобретенный статус. То, чего человек достигает в процессе
своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков:
профессия, должность, звание.
• - Предписанный статус. Статус, который человек приобретает по
независящим от него факторам; например – возраст (молодой или
пожилой человек). Этот статус в течение жизни меняется и
переходит в другой.
Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный
момент, называют статусным набором.

21.

• Социальная роль — модель поведения
человека, объективно заданная
социальной позицией личности в системе
социальных, общественных и личных
отношений. Другими словами, социальная
роль — поведение, которое ожидается
от человека, занимающего определенный
статус.

22.

• Межличностные роли связаны с межличностными
отношениями, которые регулируются на
эмоциональном уровне (лидер, обиженный,
пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
• В жизни, в межличностных отношениях, каждый
человек выступает в какой-то доминирующей
социальной роли, своеобразном социальном амплуа,
как наиболее типичном индивидуальном образе,
привычном для окружающих. Изменить привычный
образ крайне трудно как для самого человека, так и для
восприятия окружающих его людей.
• Не выполнение социальной роли, предписанной
социальным статусом может привести к его потери
и / или социальным, межличностным конфликтам.

23.

Модели взаимоотношение
общества и личности
• 1. Принятие норм и систем ценностей.
• 2. Достижение компромисса по спорным
вопросам.
• 3. Противостояние:
• - конструктивное
• - деструктивное, включая агрессию и
девиантные формы поведения.
Под девиантным поведением принято
понимать действия, противоречащие
установленным социальным нормам.

24.

5. Проблемы современного общества .
• Причины:
• - рост научно-технического прогресса;
• - бесконтрольное и неограниченное
использование природных ресурсов;
• - потребительское отношение к
окружающему миру.
• - рост военного потенциала и технологий,
создающих угрозу миру.

25.

• Основные проблемы обусловлены, во
многом, процессом глобализации,
начавшимся в 70-80-ые годы 20 века.
• Глобализации – процесс мировой
экономической, политической и
культурной интеграции.

26.

• Одним из последствий глобализации,
является, осознание глобальных проблем
современности - это комплекс
социприродных проблем, касающихся (в
той или иной степени) всех стран и
народов, решение которых возможно лишь
объединенными усилиями всего мирового
сообщества.

27.

Основные группы проблем:
Экологические проблемы: охрана и восстановление окружающей
среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества
необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие,
сырье и источники энергии.
Проблемы общественно–политического характера: предотвращение
термоядерной войны, угроза терроризма, преодоление возрастающего
разрыва в уровне развития между передовыми индустриальными
странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и
Латинской Америки.
Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человечеством и
обществом: ликвидация нищеты, голода и неграмотности, борьба с
болезнями,
демографическая
проблема,
предвидении
и
предотвращении отрицательных последствий научно–технической
революций, включая влияние техники на жизнь человека, и
рациональном использовании ее достижений на благо общества и
личности.

28.

Римский клуб
• Для осознания глобальных проблем и поиска
путей их решения первостепенную роль
сыграл Римский клуб (Club of Rome) –
международная неправительственная
организация, деятельность которой
направлена на стимулирование изучения
глобальных проблем, основана в 1968 г.
итальянским менеджером и общественным
деятелем А. Печчеи.
English     Русский Правила