Арабо-мусульманская философия.
В философском учении Ибн Сины сложно переплетаются идеи Аристотеля и неоплатоников с некоторыми общими принципами мусульманской теологи
Ибн Рушд
1.71M
Категория: ФилософияФилософия

Арабо-мусульманская философия

1. Арабо-мусульманская философия.

Выполнила: Абаева Аруана

2.

Философия ислама (арабо-мусульманская
философия) возникла в VIII веке в результате
толкования и осмысления в рамках рациональной
теологии, калама (букв. беседа), священной
книги мусульман Корана, считающейся
божественным откровением, сообщенным
пророку Муххамеду (570 — 632 г.).
Раннемусульманские теологи, мутазилиты (букв.
отколовшиеся; кон. 8 — сер. 10 вв.), выступали
против буквального понимания Корана,
предпочитая ему аллегорическое толкование.
Дискутируя с фаталистически настроенными
теологами, мутазилиты утверждали, что человек
может свободно по своему выбору совершать
благие или порочные поступки и полностью
ответственен за них; мера воздаяния строго
соответствует содеяному.

3.

Первым значительным арабским
философом считается ал-Кинди,а
также он первым в исламском мире
обратился к философским
трудам Аристотеля, став
основоположником перипатетизма на
мусульманском Востоке. Ему
принадлежат «Обзор сочинений
Аристотеля», «О пяти сущностях», «О
ближайшей причине возникновения и
уничтожения.
Следуя Аристотелю, аль-Кинди
утверждал, что «извечное — это то,
что вообще никогда не могло быть
несуществующим». Существование
извечного не обусловлено чем-то
иным; не имеющее причины извечное
не уничтожается и не изменяется,
поскольку не является телом. В
качестве такого не имеющего
определения начала аль-Кинди
называл материю, которая выступает
как первичное по отношению к форме,
порождающей видовые различия,
творящей вещи, являющейся их
потенцией. Не имеющее ни субстрата,
ни атрибута, ни причины, ни рода,
неизменное вневременное начало не
постигается человеческим умом, не
может стать предметом исследования,
а значит и предметом философии,
изучающей лишь такие вещи, природу
которых она может познать.

4.

Абу Али Хусейн Ибн-Сина
16 августа 980 года — Хамадан, 18
июня 1037) —
средневековый персидский учёны
й, философ и врач,
представитель восточного
аристотелизма. Был придворным
врачом саманидских эмиров и
дайлемитских султанов, некоторое
время был визирем в Хамадане.
Всего написал более 450 трудов в
29 областях науки, из которых до
нас дошли только 274. Самый
известный и влиятельный
философ-учёный средневекового
исламского мира.
через еврейское прочтение, как Авен
Сена и получилось современное
Авиценна.

5. В философском учении Ибн Сины сложно переплетаются идеи Аристотеля и неоплатоников с некоторыми общими принципами мусульманской теологи

6.

В учении о душе Ибн-Сина
выступал против учения о
переселении душ, ибо это учение
тесно связывает душу с телом.
Согласно Ибн-Сине, цель
существования человеческой души
состоит в том, чтобы максимально
освободиться от чувств, ибо чувства
мешают познанию Бога. Ибн-Сина
считал, что душа бессмертна и
постоянно будет существовать
только лишь в своей духовной
сущности.

7.

На Страшном Суде не будет воскресения
человека в его телесном виде; душа будет
существовать как душа. Отрешившись от
чувств и от тела после смерти, душа
праведника уподобляется ангелам. В этом
состоянии душа человека, лишенная
чувств, т.е. того, что мешает познанию
истины, становится подобной ангелам и
знает всю истину без учителей и без
грамоты.

8.

Ибн-Сина считал, что существует четыре вида бытия:
чисто духовные существа, в том числе и Бог,
далее следуют духовные предметы, связанные с
материей - это небесные сферы;
далее - предметы, связанные с телесностью, а иногда
и не связанные. Как правило здесь находятся все
философские категории, такие как субстанция,
свойство, необходимость, свобода и т.д., и именно эти
предметы третьего уровня составляют основу
метафизики.
И четвертый род бытия - это понятия, связанные с
материей, существование и сущность
индивидуальной конкретной вещи.

9. Ибн Рушд

Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—
1198) — араб. философ, ученый, медик.

10.

В противоположность учению
ортодоксального ислама Ибн Рушд
считал возможным по-новому
интерпретировать мусульманские
священные тексты и понимать их
метафорически. Однако подобную
свободу интерпретации он допускал
лишь для избранных, ибо
непосвященные способны
реагировать лишь на образную
риторику, в то время как философы во
всем должны искать логику и
убедительные доказательства.

11.

Строгое научное доказательство может
считаться наиболее достоверным лишь в
вопросах, доступных человеческому разуму,
но оно бессильно в высших метафизических
вопросах. Философия бессильна проникнуть
в тайну творения и загробной жизни и
постичь атрибуты божества, она способна
лишь порождать различные сомнения, в то
время как познание «откровением», само по
себе более примитивное, дает необходимую
«уверенность» в достоверности высших
истин.

12.

Учение о душе Ибн Рушды
Ибн Рушда считал, что душа тесно
связана с телом, бессмертие души и
загробная жизнь - сказка. Бессмертен
не отдельный человек, а
человеческий род в целом.
Бессмертен всеобщий разум как
воплощение преемственной связи
духовной жизни человеческих
поколений, но индивидуальный разум
смертен.
English     Русский Правила