125.97K
Категория: ИсторияИстория

История развития юридической риторики

1.

История развития
юридической риторики

2.

5 век до нашей юры
Древняя Греция
• Этимология rhetorike – искусство создания и произнесения речи
• В русском – протопоп Авакум – рЕторика. Ближе к оригиналу по сути
• Появление связывают с 2-мя политическими событиями:
• 1. 6 век до нашей юры- передача Солоном власти от ареопага
(высший судебный и контролирующий орган, оплот аристократии)
народному собрания (от аристократии к рабовладельческой
демократии). Агора – аналог нынешнего парламента
• 2. 5 век до н.э. – Перикл ввел в Афинах всеобщее избирательное
право
• Таким образом, риторика сформировалась из необходимости
убедительно говорить на общественно значимые темы
• Исторически доказано, что расцветы развития этой науки связаны с
расцветом демократии

3.

Предпосылки возникновения
риторики как искусства и науки
• 1. активная политическая жизнь полисов, главную роль в
которой играло народное собрание (состоявшее из
представителей народа)
• 2.
развитое
правосознание,
отсутствие
специальных
должностей адвоката и прокурора. Стороны сами представляли
себя в многочисленных судебных тяжбах, как следствие,
«владение словом» было необходимостью
• 3. приоритет устной речи (отсутствие возможностей копировать
документы). Все заседания (как народного собрания, так и
тяжбы) были устными. Письменная речь считалась
бесполезной.
• 4. во всех сферах к успеху приходил только тот, кто хорошо
владел «красноречивой речью» (политики, полководцы и т.д.)
• 5. южный народ – греки –исконно считаются лучшими, по
сравнению с северными, ораторами и склонны к общению

4.


Первые теоретики риторики софисты
«учителя мудрости» – Горгий, Протагор.
Софистика – направление философии, центром которого является аксиома
«человек – мера всего сущего»
Горгий – автор особого типа красноречия, эпидейктического (речи,
восхваляющие достойнейших граждан)
Особенность судебного процесса – очень длинные речи. Гелиэя – народный
суд, 6000 судей. Риторические навыки были первичными для их убеждения.
Горгий: «Слово есть великий властелин, который, обладая малым и
совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо может
оно и страх вселить, и сострадание пробудить»
Успехи в красноречии, по мнению софистов=огромной работе над техникой и
культурой речи
Речь ВСЕГДА индивидуальна. Отражает внутреннюю гармонию человека и его
духовный мир.

5.

Главная идея софистики:
• ЛЮБУЮ проблему можно рассмотреть двояко, причем
во взаимоисключающих смыслах.
• «Человеческое знание есть условное мнение, а значит,
оно имеет не объективный, а субъективный характер, то
есть может выступать объектом ораторского
воздействия. А значит, доказать и опровергнуть можно
все, что угодно» (Горгий)
• Горгий, утверждал, что ничего не существует, а если чтолибо и существует, то оно непознаваемо, и даже если
существует и познаваемо для кого-либо одного, то он не
может передать свое знание другим.

6.

Софисты –первые учителя риторики
• Логографы – написание обвинительных и
оправдательных речей за плату. Лисий – защита
Эратосфен.
• От себя выступать не могли, только готовили речи
для других. Поэтому должен был постараться в речи
наделить того, под кого она писалась,
необходимыми для слушателя свойствами.
• Речь ВСЕГДА составлялась как импровизация, при
этом должна была содержать грамотное
толкование афинских законов в выгодном
направлении.

7.

Софистика – зло или благо?
• Платон: «основанное на мнение лицемерное подражание искусству,
запутывающему другого в противоречиях»
• Аристотель: «искусство наживы с помощью мнимой мудрости».
• Гюго: «фальсификации, к которой прибегают при отсутствии реальных
аргументов»
• Софизм – детище демократии, когда любой гражданин имеет право
высказываться о деятельности любого другого и государства.
• Герцен: «молодость науки»… «бескровные турниры, на которых
столько же грации, сколько силы»..
• Категориальный аппарат риторики – продукт софизмы
• «горгианские фигуры» – тропы, метафоры, аллегории, антитезы,
смена ритма и т.д.
• Софистика – «родовая тропа риторики». Они ее создали, они же и
дискредитировали

8.

• В судах никому решительно нет никакого дела до
истины, важна только убедительность. А она
состоит в убедительности, на чем и должен
сосредоточить свое внимание тот, кто хочет
произнести искусную речь. Иной раз в
защитительной и обвинительной речи даже следует
умолчать о том, что было в действительности, если
это неправдоподобно, и говорить только о
правдоподобном: оратор изо всех сил должен
гнаться
за
правдоподобием,
зачастую
распрощавшись с истиной. Провести это через всю
речь – вот в это и будет состоять все искусство».

9.

Известные «софизмы»
• Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не
потерял рога. Значит, у тебя есть рога»
• Сидящий встал; кто встал, тот стоит;
следовательно, сидящий стоит»
• Для того, чтобы видеть, нет необходимости
иметь глаза, так как без правового глаза мы
видим, без левого тоже видим; кроме правого
и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно,
что глаза не являются необходимыми для
зрения»

10.

Античная риторика
• Связана с категорией истины.
• Основные представители – Сократ, Платон,
Аристотель.
• Риторика рассматривается не как средство
убеждения кого угодно в чем угодно, а как
средство познания истины.
• Реабилитация риторики, освобождение ее от
софизма.
• «у того, кто не знает истины или намеренно
скрывает ее, не может быть убедительной
речи»

11.

Сократ
• Автор теории красноречия, основанной на поиске истины
• Если оратор сам не разобрался в существе дела, никакие ухищрения
не помогут ему добиться успеха своей речью
• Подлинное красноречие доступно только философам, ибо они
способны понять истину как меру вещей
• Овладеть искусством красноречия, по мнению Платона, может только
тот, кто учитывает «природные свойства будущих слушателей»
• Модель сократического диалога, то есть диалога, в котором
участники при помощи умело поставленных вопросов ищут истину.
• Для того, чтобы речь была хорошей по Сократу, надо:
• - постичь истину о предмете своей речи
• - правильно построить речь: вступление-изложение-свидетельствадоказательства-правдоподобные выводы (в которых слушателю
кратко напоминается, что было главным в речи)

12.

Платон
• Разграничил
типы
речи,
в
частности,
обвинительную и защитительную
• Res publica –общее благо – главная цель риторики
• негативное отношение к софистам и софистической
риторике, противопоставил ей диалектику —
особое средство поиска истины.
• Именно Платон поставил под сомнение моральные
основы, на которых базировалась риторика
софистов. Крайне распространенное в наши дни
мнение о том, что наследие софистов недопустимо
использовать, — это во многом результат стараний
Платона.

13.

• диалоги Платона — это, в конечном счете, инсценировки
поиска истины, а не поиск истины. Платон не был стенографом,
а потому он придумывает спор, выставляя тем самым
вымышленный образ Сократа как идеального диалектика.
Истина, к которой Сократ якобы приходит в процессе беседы с
другими людьми, на самом деле была известна Платону
заранее. Фактически форма беседы, спора — это и есть уловка,
мало чем отличающаяся от софизмов, а возможно, даже более
изощренная. Конечно, заблуждения участников этих диалогов
вполне правдоподобны, однако это не реальные убеждения,
которые могут стать препятствием, а всего лишь основания для
того, чтобы ввести мысль, которая Платону кажется правильной.
Убежденность в существовании конечной истины — это всегда
субъективная
убежденность.
Платон
отверг
вполне
продуктивное представление софистов о том, что убеждений
может быть столько же, сколько существует людей, —
представление, которое очень важно дли риторической
практики.
• Верно???

14.

Аристотель
• Открытие собственных риторических
доказательств, которые он сделал предметом
исследования, а риторику – наукой.
• трактаты «Риторика», «Топика» и «О
софистических опровержениях».
• опровержение софистических выводов поновому – через логику
• «логическая система дает честным
гражданам оружие против софистов»

15.

Оратор может применять доводы к
• 1. Логосу – установка на рассуждение; в этом случае
дается определение анализируемого понятия,
используются логические аргументы – силлогизмы.
• 2. аргументы к этносу – сопереживание или
отверждение. Источник сопереживания – общая
система ценностей.
• 3. доводы к пафосу (к страстям) – по сути угрозы
или обещания. Отводил решающую роль в
аргументах такого типа политикам.
• В зависимости от типа речи оратор выбирает
аргументы и варьирует-комбинирует их.

16.

• Именно он указал качества хорошей речи:
ясность, правильность, уместность и красоту.
• Установил, какими способами достигаются эти
качества
• Разграничил приемы, пригодные для
письменной и устной речи
• Проанализировал средства украшения речи,
выделил метафору как «троп, дающий
знание»
• Идея убеждения через ясность – классическая
именно со времен Аристотеля.

17.

Риторика, по аристотелю,
уникальная наука
• Может, в отличие от всех других наук, которые
компетентны только в своем предмете, убеждать в чем
угодно
• Речь слагается из трех элементов: сам 1. оратор, 2.
предмет, о котором он говорит и 3. лицо, кому он
говорит (он же – конечная цель всего)
• Три вида речей:
• 1. совещательные (слушатель – член народного
собрания) – или склоняют, или отклоняют.
Ориентированы на будущее, произносились в ситуации,
когда нужно что-то решать. По сути, современные
парламентские (политические) речи.

18.

• 2. судебные (слушатель – член судилища).
Ориентированы на прошлое, восстанавливают
события прошлого. Специфика такого типа
красноречия – что те, кому оно адресовано, должны
принять решение на основании рассмотрения уже
свершившегося события. Отсюда особое внимание
оратора к фактологии
• 3. эпидейктическая (слушатель – простой зритель) =
хвалит или порицает. Ориентированы на
настоящее. Торжественные речи на пирах, могилах
героев, разного рода хвалебные речи. Требует
особого мастерства - умения эффектно построить
речь, чтобы она смогла увлечь, настроить на
нужный (патетический) лад.

19.

По типу речи определяется
стратегия убеждения
Особые правила создания эпидейктических речей.
Хвалить то, что более всего ценится в конкретной аудитории.
Хвалить следует добродетель в любом ее проявлении
Законы этого типа речи требуют постоянного усиления и
преувеличения
Особая структура похвальной речи:
1. Вступление
2. Происхождение (народ и племя, отечество, предки, родители)
3. Полученное воспитание
4. Деятельность, проявляющаяся в достоинствах души
(рассудительность, благоразумие, справедливость)
5. В достоинствах тела (статность, красота, сила, быстрота,
здоровье)
6. И в случайных обстоятельствах (власть, богатство, дружба)

20.

Эпоха расцвета судебного
красноречия
• Почти полное отсутствие позитивного права
• В основе афинского суда лежали
соображения общественной полезности
• Убеждение – единственный способ
достижения справедливости
• Каждое частное дело – дело общественное,
дело общего интереса
• Судьи исходят из идеи высшей
справедливости, общественного блага

21.

• В основе убеждения, по Аристотелю, лежит принцип
силлогизма – подведение частного случая под общий
• Логический силлогизм отличается от риторического силлогизма
• Логический – обоснование истинного суждения, риторический
- обоснование суждения правдоподобного
• Правдоподобие, основанное на вероятностной оценке
(энтимема), апеллирует к рациональному мышлению и
поведению, а речевое воздействие происходит на основе
принятия наиболее правдоподобной версии событий
• Отличие и от софистов, и от Платона: воздействие на
слушателей не только нерациональными (как у софистов), но и
рациональными средствами.

22.

Эпоха эллинизма
• С 336 г по 30-е гг до н.э.
• Центры культуры – города эллинистических
государств – Македония, Египет, Пергама
• Античная Греция утрачивает свое
господство.
• На первом плане – Древний Рим,
усвоивший все достижения античной
цивилизации

23.

Основной этап развития эллинистической риторики
– первый этап существования Рима – демократия.
• Родоначальник латинского красноречия – Марк Порций Катон
Старший – историк, гос деятель, полководец
• В Древнем Риме возрастает значение именно судебного
красноречия, теория судебного красноречия опирается на
греческое наследие.
• Композиция судебной речи
• 1. Вступление
• 2. изложение обстоятельств дела
• 3. приведение доводов в пользу своей теории
• 4. опровержение доводов противника
• 5. заключение
• Для каждой части – вои приемы для убеждения, свои средства
украшения речи

24.

Наиболее известный оратор Цицерон
• «Небо послало на землю Цицерона для того, чтобы дать
пример, до каких пределов может дойти слово» (Квинтилиан)
• «Об ораторе», «Брут», «Оратор»
• На все должности избирался в минимальном возрасте
• Все свои речи обрабатывал сам
• «красноречие – результат многих знаний и умений»
• Поэтому, на его взгляд, хороших ораторов мало.
• Хорошая речь состоит из: отбор слов + расположение слов +
умение возбуждать или успокаивать слушателя при
необходимости + юмор + образование + быстрота и краткость
как в отражении, так и в нападении + воспитанность в каждом
действии.
• Основа ораторского искусства – глубокое знание ПРЕДМЕТА.

25.

Три вида речей по Цицерону
• 1. выступление на форуме
• 2. выступление в суде на гражданских делах
• 3. хвалебные речи

26.

Требования к оратору
• Оратор должен соединять в себе тонкость
диалектика, мысль философа, язык поэта, память
юрисконсульта, голос трагика, грацию и жесты
великих актеров
• САМЫЕ важные доводы - эмоциональные!!!!
• Так как «люди судят, чаще всего, под влиянием
душевного движения»
• Наша речь должна не столько вразумить судью,
сколько взволновать.

27.

Судебная защита – почетная, даже
священная деятельность
• Продолжительность речи – два-три часа.
• Стороны редко ограничивались одним
обвинителем (защитником), как правило,
выступали вместе со сторонниками.

28.

Пять частей классической риторики
по Цицерону и соответственно пять
частей подготовки речи:
• 1. инвенция (изобретение идей)
• 2. расположение
• 3. элокуция (украшения речи, то есть выбор
наиболее оптимальных средств словесного
выражения)
• 4. мемория (запоминание речи)
• 5. акция (произнесение речи)
Все части одинаково важны.

29.

Пять основных задач оратора
• 1. должен приискать содержание для своей речи
• 2. расположить найденное по порядку, взвесив и
оценив каждый довод
• 3. облечь все это словами
• 4. укрепить речь в памяти
• 5. произнести ее с достоинством и приятностью
• Если какую либо из задач оратор не может
реализовать («хромает в реализации»), он не может
считаться оратором.

30.

Основные шесть частей судебной
речи
• 1. вступление, которое должно вызвать симпатию к
оратору, сосредоточить внимание слушателей
• 2. основные положения защиты и главный тезис
речи
• 3. рассказ о том, как произошло преступление
• 4. доказательства, которые могут быть двоякого
рода: воздействующие на разум и на чувства
• 5. повторение решающих доводов
• 6. заключение

31.

риторика в системе образования
• Начальная школа – школа литератора –
читать и писать
• Средняя школа – школа грамматики –
понимать и ценить древних авторов
• Высшая школа – кола риторики – владеть
речью

32.

Императорский Рим – закат
риторики
• Нет возможности публичных политических
дискуссий, как следствие, нет возможности и
необходимости в навыках убеждающей речи
• Утрата риторикой своей прежней роли,
используется теперь как искусство пышно
говорить, а не убеждать
• Пример – деятельность адвоката и первого в
истории человечества профессора – марка
Фабия Квинтилиана: «риторика – не искусство
убеждать, а искусство красиво говорить»

33.

Цели оратора по Квинтилиану
• поучать
• Возбуждать
• Услаждать
• Не каждая речь преследует все три цели

34.

• Цицерон:
1. основная цель – убедить слушателя.
2. Чтобы быть убедительным, оратор должен быть человеком высокой
культуры, обладать разносторонними знаниями.
3. Оратор должен досконально знать предмет речи.
4. Критерий успеха – одобрение народа.
• Квинтилиан:
1. основная цель – понравиться избранной публике.
2. Чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим стилистом.
3. Оратор должен обладать в совершенстве риторическими навыками.
4. Критерий успеха – мнение специалистов-риторов.
5.

35.

Риторика в Средние века
• В средние века и в эпоху возрождения риторика
становится компонентом обязательной части
учебных дисциплин
• В содержание риторики входит знание о стилях,
фигурах и жанрах речи
• В Средние века на первый план выходит гомилетика
– искусство церковной проповеди.
• Средневековая риторика не убеждает и не
переубеждает, она несет знания и предписания.
• Предмет средневековой риторики –
информирующая речь.

36.

Эпоха Возрождения
• Формирование риторик на национальных
языках
• Риторика сближается с изучением
поэтической (художественной) речи
• Появление новых областей риторики,
например, риторика светской беседы,
эпистолярная риторика, риторика портрета,
риторика загадки и т.д.

37.

Новое время
• Уже в эпоху Возрождения (14 – 16 вв.) возрождается
судебное и политическое красноречие.
• Движение Реформации привело к тому, что в
значительной части европейских стран общение даже
внутри самой церкви начинает осуществляться не на
латыни, а на национальных языках, и, как следствие,
появляются первые риторики, написанные на
национальных языках.
• Сокращается риторический канон: проблема
запоминания и произнесения речей отодвигается на
второй план.

38.

• Риторический канон чаще включает теперь
только три раздела (изобретение,
расположение и украшение).
• Риторика всё больше становится наукой о
составлении текстов, причём, не только устных
публичных выступлений, но и писем,
письменной публицистики, научных трактатов
и даже стихотворных текстов, тем самым
размывается грань между риторикой и
поэтикой.

39.

• В 60-70 гг. XVII в. складывается новая
рационалистическая система учения о
слове — картезианский тривиум в виде
«Всеобщей рациональной грамматики» К.
Арно и А. Лансло (1660), «Логики, или
Искусства мыслить» А. Арно и П. Николя
(1662), и несколько позже, в 1775 г.,
вышедшего первого издания «Риторики,
или Искусства говорить» Бернара Лами.

40.

• Вслед за схоластической наукой картезианская теория языка
принимает принцип, согласно которому внутренняя, глубинная
структура языка как системы именований мысли и ее
элементов универсальна в виде частей речи, но проявляется в
языках по-разному, как различные акциденции единой
субстанции: они «различны по числу, но тождественны по
виду». Это же можно сказать о строении доказательной мысли
и о приемах убедительного выражения мысли, основанного на
тех же «благородных положениях» — топах, способах переноса
значений (тропах — метафоре, метонимии, синекдохе) и
словесных конструкциях мысли (фигурах речи), а также на
принципах построения отдельных высказываний (периодов).

41.

• Если для средневековой науки о языке предметом
исследования было универсальное в языках, то для
рационалистической теории языка таким предметом
изучения было отношение общих, субстанциональных
форм языка к акцидентальным, частным способам
выражения общего в конкретных языках. Решительным
отличием картезианского подхода к риторике от
схоластического было отвержение топики как
эмпирически сложившейся в культурной традиции
совокупности общепринятых положений, из которых
исходит аргументация. Такие положения мыслились
психологически ясными, достоверными и поэтому
универсальными

42.

Русская риторика
• Первая русская риторика, так называемая
«риторика архиепископа Макария»,
появилась в Москве не позже первой
четверти XVII в.
• Она представляет собой свободный
перевод риторики Филиппа Меланхтона.
• Представления о риторики на Руси –
источник греко-латино-византийская
культура

43.

• Начиная с 11 века используются термины
ритор, ритория, ветий (оратор), ветийство,
глаголание.
• Но до 17 века проследить что-либо очень
тяжело. Нет официальных учебников,
данных об обучении риторики и т.д
• «отец» русского красноречия – М. В.
Ломоносов

44.

• Главная особенность филологических работ М.
В. Ломоносова в том, что он сознательно и
целенаправленно создавал норму русского
литературного языка, ориентируя ее на речь
науки, деловой прозы, исторических
сочинений, академической и политической
оратории, проповеди.
• Филологические труды М. В. Ломоносова
оказали значительное влияние на русскую
словесность.

45.

Из филологических трудов М. В. Ломоносова
риторические — «Краткое руководство к риторике в
пользу любителей сладкоречив» и «Краткое
руководство к красноречию» — были созданы
первыми, соответственно в 1743 и 1747 гг.
Они предшествуют «Российской грамматике» (1755),
«Предисловию о пользе книг церковных и
славянских» (1758), а также публикации «Письма о
правилах российского стихотворства» (1778),
написанного, правда, еще в 1739 г.

46.

• последовательность этих трудов отражает замысел Ломоносова
создать
на
русском
языке
и
применительно
к
формировавшейся системе национального образования
комплекс наук тривиума.
Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) дает полную,
основанную
на
единых
методологических
принципах
систематическую
картину
норм
литературного
языка,
оформляющих основные виды речевой деятельности:
1. представленные грамматикой общие нормы литературной
речи, высшим образцом которых в эстетическом плане
является художественная речь;
2. нормы научной речи и аргументации, задаваемые
диалектикой;
3. нормы деловой речи, связанные с решением общественных
задач и управлением, задаваемые риторикой.

47.

Конец 18-начало 19 века – первые
учебники по риторике
• Общая риторика и частная риторика
Кошанского Н.Ф. (Царкосельский лицей
учился по этому учебнику)
• Пушкин «урок учёности сухой» (Моему
Аристарху)
• Весь 19 век риторика считалась
«пустозвонством», плутовством, обманом.

48.

• Авторитет риторики повышается после
судебной реформы 1864 года, с введением
суда присяжных и с учреждением присяжной
адвокатуры.
• Публичное состязание обвинения и защиты
дало толчок развитию риторики
• Русские прокуроры – «говорящие публично
судьи»
• А.Ф.Кони, К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский.

49.

Величайшие ораторы
• Ф.Н. Плевако
• В.Д. Спасович
• А.И. Урусов
• С.А, Андреевский
• И т.ж

50.

КЛАССИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
• 1. Главное в человеке – разум.
• 2. Отношения оратор/аудитория
антагонистические.
• 3. Коммуникация однонаправленная.
• 4. Цель речи – убеждение.

51.

СОВРЕМЕННАЯ РИТОРИКА
• 1. Главное в человеке – эмоции.
• 2. Отношения кооперативные.
• 3. Коммуникация двусторонняя.
• 4. Цель речи – информация.
English     Русский Правила