Похожие презентации:
Образы якутской религии в героическом эпосе олонхо
1.
Образы якутской веры вгероическом эпосе
олонхо
(на примере
Нюрбинских олонхо)
ВЫПОЛНИЛ:
УЧЕНИК 11 ГУМАНИТАРНОГО КЛАССА, ЗАХАРОВ ВЛАДИСЛАВ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЗАХАРОВА ХРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
2.
АктуальностьНа сегодняшний день в Якутии происходит небывалый рост национального
самосознания, начавшегося с начала 90-х. годов.
Культура является неотъемлемой частью каждого народа, которая является
отражением народа, показывает её быт и нравы. В этом, пожалуй, и
заключается актуальность олонхо. Как центральное место в системе
якутского фольклора и одна из важнейших частей якутской культуры, она
безусловно является отражением народа и их быта.
Изучая эпос, можно многое узнать о народе саха: узнать названия
местностей и слова, с помощью которого узнать, из каких же языков они
могут быть заимствованы и строить интересные исторические факты.
Особенно богата она описаниями религиозных обрядов и обычаев,
рассказывает о богах и демонах (айыы и абаасы), о их противостоянии и
стычках, раскрывает имена и предназначения религиозных образов.
3.
Цели, задачи, объект и предметисследования:
Цель. Изучить образы якутской религии на примере сказителей олонхо
Нюрбинского района;
В работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить материалы об олонхосутах Нюрбинского района;
2. Проанализировать тексты олонхо «Хорула Боотур» В. И. Иванова-Чиллэ Баһылай,
«Уол Эр Соготох» Н. Г. Тагрова, «Оҕо Дьуулаах Бухатыыр» С. В. Петрова-Чыычаах;
3. Раскрыть образы якутской религии в олонхо.
Объект исследования. Олонхо Нюрбинского района
Предмет исследования. Следующие олонхо
1. «Хорула Боотур» В.И. Иванова-Чиллэ Баһылай;
2. «Уол Эр Соготох» Н.Г. Тагорва;
3. «О5о Дьулаах Бухатыыр» С.В. Петрова-Чыычаах.
4.
Глава 1. Олонхо вНюрбинском районе
Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из
множества больших сказаний. Средний размер их 10-15 тысяч стихотворных
строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк.
Олонхо, несмотря на то, что она кажется обычной сказкой о борьбе добра со
злом, таит внутри себя многое: историю, быт и нравы, традиции и обряды
народа саха.
5.
Кратко о 1.1.«Якутская религия, традиции и
обычаи»
В первой части первой главы я кратко разобрал данные темы:
1.
Разобрал существующие факты о вере народа саха: изучил божества и их
функции, описал известные традиции и быт, изучил историчность легенд и
преданий;
2.
Описал основную составляющую олонхо;
3.
Описал историю изучения и развития олонхо.
6.
Кратко о 1.2.«Нюрбинские сказители олонхо»
В этой части я кратко описал биографию трёх сказителей олонхо
Нюрбинского улуса. А именно:
1.
Петров Спиридон Васильевич - Чыычаах (1892-1965)
2.
Тагров Николай Григорьевич (1892-1968)
3.
Иванов Василий Иванович – Чиллэ Баһылай (1950-нас.вр.)
7.
Кратко о 1.3.«О пропаганде олонхо в Нюрбинском
районе»
В третьей части, руководитель Ассоциации олонхо Нюрбинского района Захарова Матрёна Прокопьевна кратко рассказала о трудной истории
олонхо;
Также в этой части я рассказал историю юношеской группы школьниковолонхосутов «Кулан уоланнара» (части которой я был) и описал более
значимые для этого коллектива достижения
8.
Глава 2. Связь якутской религии иякутского народного эпоса олонхо
В этой главе я разобрал три олонхо вышеуказанных нюрбинских сказителей
олонхо.
9.
Кратко о 2.1.«Шаманизм в олонхо Нюрбинских
сказителей»
Рассмотрел элементы шаманизма в трёх нюрбинских олонхо, но нашёл её
образы только в одном «Хорула Боотуре». Там трём поколениям богатырям
разные трудности помогают преодолеть удаганки, да и жизнь их связана с
ними. Например, Мюлджю Бёхё взяв в жёны удаганку Сыркыстаана Куо
начинает род богатырей-айыы на своей родной земле Сайылык Эбэ Хотун.
В двух последующих олонхо шаманизм не играет столь огромной роли, я
считаю по причине того, что авторы были ограничены советской властью и
боялись выпускать тексты о богатырях, которые побеждают абаасы
благодаря божьей помощи, что не соответствовала идеям Советов об образе
смекалистого и честного героя.
10.
Кратко о 2.2.«Сопоставление трёх миров в олонхо
Нюрбинских сказителей»
Изучил и сравнил три мира в текстах вышеперечисленных олонхо. По
большей части они похожи, отличаются лишь незначительными мелкими
деталями. Например, в «Хорула Боотур» есть абаасы – обитатель Верхнего
мира.
11.
Кратко о 2.3.«Изучение топонимов из олонхо»
Топонимика – наука, изучающая географические названия, их
происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние,
написание и произношение.
В олонхо разобрал названия местностей, пытался найти реальные места с
описанных текстов.
12.
ЗаключениеПодводим итоги моих исследовательских работ
1. Я считаю, что смог довольно неплохо изучить биографии олонхосутов Нюрбинского
района. За всё время исследования я понял, что в большинстве случаев олонхосутами
становятся выходцы из простых семей, т.е. из народа. Именно эти выходцы из народа
сделали всё, для того, чтобы сохранить культуры и традиции своего народа, чтобы
якутский народ не исчез и продолжал жить;
2. Анализировать олонхо – это дело трудоёмкое и не простое. Но всё же я думаю, что
смог хорошо проанализировать их. Как у почти каждого олонхо, вышеупомянутые
произведения имеют одну схожесть – трое они повествуют о борьбе добра со злом,
меняется лишь место действия и ситуация;
3. Самая трудная задача была именно в поиске этих образов в текстах олонхо. Трудно
это было в-первую очередь из-за обыкновенного отсутствия знаний о обрядах и
некоторых традициях лично. Пришлось потрудиться над выполнением этой задачи и
думаю, что мне всё же удалось хорошо выполнить эту задачу. Действительно, в олонхо
можно найти множество моментов разного рода религиозных обрядов, изображения
удаганок, описания быта и нравов в трёх мирах и многое другое.