24.01M
Категория: ФилософияФилософия

Философия Древней Греции и Рима. Лекция 3

1.

Лектор Веремчук А.С.

2.

1. Космоцентризм раннегреческих философов.
2. Софисты и нравственная революция
Сократа.
3 Философия Платона и Аристотеля.
4. Философия эпохи эллинизма.

3.

Древнегреческая философия формируется в период (6-6 века до н.э.),
когда традиционно-мифологические представления античного общества
обнаруживают свою недостаточность.
ГЛАВНУЮ РОЛЬ ЗДЕСЬ СЫГРАЛИ:
- экономический подъем, вызванный использованием железа;
- развитие торговли, мореходства, колонизация новых земель и, как следствие,
расширение географического горизонта греков, что позволило обнаружить
некоторое несоответствие в мифологическом представлении о вселенной;
- расширение связей и контактов с другими народами, открытие ранее
незнакомых грекам обычаев, нравов и верований не могло не наводить на
мысль об относительности их собственных социальных и политических
установлений;
- дух свободной политической дискуссии в сочетании с уважением к закону, к
порядку, к личности, царивший в большинстве полисов,
способствовал открытости древнегреческого общества для всего нового,
создавал все условия для развития рационалистической направленности
философской мысли;
- религия не играет в жизни древнегреческого общества такой
исключительной роли как на Востоке.

4.

Ранняя греческая философия
Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)
Философия эллинизма
(до V в. до н. э.)
Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв.
до н. э.)
Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-
VI в.)

5.

Понятие космоса в древнегреческой традиции
Источник космоцентризма натурфилософии
Принцип тождества макрокосмоса и микрокосмоса
Поиск «архэ» или первоэлемента
Фалес
Анаксимен
Анаксимандр

6.

7.

Основополагающим началом считал воду, жидкость.
"Бог древнее всего, ибо он не
сотворен"
"Всё полно богов»
"Что есть всё?"
"Начало всего есть вода"
"Душа присуща даже
неодушевленным телам"
Вселенная, по представлению Фалеса,
представляет жидкую массу, посередине
которой
находится
воздушное
тело,
имеющее
форму
чаши,
повёрнутой
открытой
стороной
вниз.
Вогнутая
поверхность этой чаши – небо; на нижней
поверхности, в центре её, плавает диск,
обтекаемый водой. Звёзды – боги,
плавающие по небесному своду.

8.

Субстанциальное начало космоса - апейрон.
К
наибольшим
обобщениям
«прорывается»
Анаксимандр.
Апейрон не похож ни на воду, ни
на воздух. Пытаясь отойти от
чувственно-конкретных
образов,
он полагал апейрон (греч. –
безграничное) общим основанием,
единым
безграничным
вместилищем,
откуда
обособляются
имеющие
свои
границы Космос, Солнце, Земля,
вещи.

9.

Первоначалом всего сущего Анаксимен считал воздух,
путём сгущения или разрежения которого возникают все
вещи:
«Подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет
нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю».
Сама человеческая душа есть только воздух
и
дыхание,
потому
что
жизнь
обнаруживается
только
посредством
вдыхания и выдыхания. Первоначало
Анаксимен признавал бесконечным и вслед
за Анаксимандром учил о бесчисленных
мирах.
Анаксимен часто прибегал к образным
сравнениям.
Сгущение
воздуха,
«порождающее» плоскую землю, он
уподобляет «валянию шерсти»; Солнце,
Луну – плавающим посреди воздуха
огненным листьям. Беспредельный воздух у
Анаксимена объемлет собой весь мир,
является источником жизни и дыхания
живых существ.

10.

11.

"Всё на свете, решительно всё на свете гармонично
"
"Космос - небесное живое существо, негибнущее,
начало и причина устроения всего миропорядка "
"Бог един... он всецело пребывает во всем небесном
круге, обозревая все порождения "
"Бог - это число чисел "
"Число - начало всего".
"Начало всего - единица"

12.

Благодаря Пармениду, происходит переориентация
космологической направленности философии в онтологию.
Он первый, кто четко формулирует главную
философскую проблему, проблему Бытия.
«Есть – это то, что не может не быть,
т.е. это Бытие, Сущее.
Не есть – это то, что необходимо не
может быть, т.е. не-бытие, не-сущее»
«Мыслить можно только бытие, т.е. то,
что есть, ибо то, чего нет, никоим
образом не может быть мыслимым».
«Одно и то же – мышление и то, о чем мысль.
Ибо без сущего, в котором она
высказана, Тебе не застать мышления»
БЫТИЕ
СУЩЕЕ
ВЕЧНОЕ,
НЕИЗМЕННОЕ,
ТОЖДЕСТВЕННОЕ
САМОМУ СЕБЕ
ЕДИНОЕ,
НЕДЕЛИМОЕ
ПОСТИГАЕТСЯ
МЫСЛЬЮ

13.

Основополагающим началом считал атом.
Бытие мыслится как совокупность мельчайших частиц, которые
взаимодействуют между собой, вступают в различные отношения,
передвигаются в пустоте. Атомы представляют собой мельчайшие, неделимые,
неизменяемые и непроницаемые, абсолютно плотные, бесконечные по числу
первотельца, которые, отличаясь друг от друга размерами, формой и
положением, сталкиваясь и сплетаясь, образуют тела
Демокрит допускает небытие, которое «существует нисколько не менее, чем
бытие». Под ним он подразумевает пустоту.

14.

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой
философии —Сократу, Платону и Аристотелю — Афины
примерно на 1000 лет стали центром греческой философии.
Сократ
Платон
Аристотель

15.

16.

17.

18.

«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ!»
Если человек самодовольно полагает, что он на все знает готовые
ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем
ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем
двигаться дальше в поисках новых решений той или иной проблемы.
Знание истины и нравственность – понятия совпадающие.
Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.
Нравственность – это следствие знания.
Чтобы быть добродетельным, надо знать добродетель.

19.

20.

Сократ
(ок.470-399 до н.э.)
Сократ первым вводит в оборот
термин «диалектика». Диалектикой он
называл искусство вести беседу.
Суть этого искусства заключалась в
такой постановке вопросов, благодаря
которой вскрывались противоречия в
суждениях оппонентов, в понятиях,
воспринимаемых как истинные, с
целью достижения подлинной истины.
Вплоть до Нового времени термин
«диалектика» использовался в
исключительно риторическом аспекте.
Термином, как правило, обозначали
раздел риторики или прием риторики.

21.

22.

Основополагающим началом считал «идею».
Он считает, что реально существуют не только, к примеру, прекрасные вещи,
мужественные люди, но и прекрасное само по себе, мужество, как таковое. При этом первое он
называет эйдосом (идеей), что обозначает внешний вид, образ, и полагает его важнее второго.
«Идея» становится главной категорией платоновского анализа. Она мыслится как модель,
образец вещи, ее суть, а поэтому предшествует ей, как замысел мастера предшествует его
творению. Вещи же, делает вывод философ, существуют постольку, поскольку они подражают
той или иной идее, поскольку она в них присутствует.
Бытие у Платона оказывается разделенным на мир вещей, он называет его неистинным
бытием, и мир идей – истинное бытие, мир сущего. Первые возникают, изменяются и исчезают,
вторые – бессмертны, вечны, неизменны, и их Платон помещает в особый, занебесный мир.
Нетрудно заметить, что идеи как сущность вещей отрываются от них самих (от существования)
и им придается статус первичности

23.

24.

25.

1. Идея вещи есть смысл вещи.
2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений
вещи.
3. Идея вещи есть закон для возникновения единичных проявлений вещи.
4. Идея вещи невещественна.
5. Идея вещи обладает самостоятельным существованием.
Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы)
- Идеи истинны, вечны и постоянны.
- Идеи – это эталон (образец) для вещи.
- Вещи являются несовершенными копиями идей.

26.

Идеальное государство – это общество трех социальных сословий:
- ПРАВИТЕЛИ – ФИЛОСОФЫ
- СТРАТЕГИ – ВОИНЫ
- ПРОИЗВОДИТЕЛИ – ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ
Эти сословия соответствуют трем иерархически упорядоченным
частям
души (разуму, воле и благородным желаниям, влечениям и
чувственности), а также трем из четырех добродетелей, в них
преобладающих (мудрость, храбрость, умеренность).
Философы, созерцающие нечто стройное и вечно тождественное, не
творящее несправедливости и от нее не страдающее, полное порядка и
смысла, сами подражая этому, внесут то, что они находят в мире
идеального бытия в общественный быт людей.

27.

Предполагает, что перводвигателем выступает Бог – «вечная, неподвижная и
обособленная от чувственно воспринимаемого мира сущность». Бог, стало быть, и
становится тем последним условием, без которого ничто не существует и от которого
все зависит. Бог – безличное универсальное начало и цель, куда все стремится, чтобы
осуществить свое бытие.
Аристотель выдвигает свое представление о бытии как единстве формы и
материи. При этом материю он понимает как то, из чего состоят вещи, и что
обладает еще двумя свойствами: пассивностью и одновременно способностью
принять любую форму, как глина под руками гончара. Чтобы как-то определить
составляющие материи, философ прибегает к уже известным четырем элементам:
огонь, вода, земля, воздух и добавляет еще один – эфир, считая, что различные их
сочетания и задают качественное многообразие мира.

28.

29.

30.

ВЫДВИГАЕТ 4 ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЙ В МИРЕ:
материальная (из чего?),
формальная (что это есть?),
действующая (откуда источник изменений?),
целевая (ради чего идет изменение?).
Единичное бытие вещи есть сочетание формы и
материи.
Материя – возможность формы.
Форма – действительность материи.
Каждая форма может рассматриваться как
материя для иной, более сложной формы.
Вечно движущийся мир имеет и вечную
первопричину движения – перводвигатель.
Он есть чистая форма, Ум созерцающий самого
себя.

31.

32.

33.

Не все в одинаковой мере истинное. Есть более и менее истинное.
Истинное познание трудно, ибо сущность как предмет познания скрыта.
Чувственное восприятие хотя и является основой познания, но только
разум способен постигать общее и необходимое.
Ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью.
Мудрость занимается первыми причинами и началами. И наиболее
достойны познания первоначала и причины, ибо через них и на их
основе познается все остальное, а не они через то, что им подчинено.
Разум человека пассивен, но потенциален, в нем заложено знание общего
в возможности. Для того, чтобы эта возможность стала
действительностью, необходим активный разум, а также воздействие на
душу объективного мира через чувства.
Законы мышления есть законы бытия.
Основным законом бытия является закон запрещения противоречия.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

Греческая античная философия своим характером и направленностью
содержания отличается от древневосточных философских систем и
является первой в истории попыткой рационального постижения мира.
Основными принципами древнегреческой философии являются
- космоцентризм, представляющий мир как тождество макрокосма
и микрокосма;
- стихийная диалектика, усматривающая в мире единство и борьбу
противоположных сил и тенденций как источник изменчивости и
многообразия существующего;
- онтологизм, утвердивший идею первоначал и причин Сущего как
главный предмет познания;
- этический рационализм, поставивший на одну ступень знание,
мудрость и благодетель, нравственность.
Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю
историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до
сегодняшнего дня.
English     Русский Правила