Похожие презентации:
Русская исполнительская школа
1.
2.
Исполнительская школа – явление, одновременно принадлежащее квысшим достижениям художественной культуры и
свидетельствующее об уровне развития профессионального
музыкального образования, его «верхней планке».
В России вторая половина ХIХ в. была определяющим временем для
становления того, что впоследствии назовут «российская
исполнительская школа».
Это понятие включает в себя более узкие: фортепианная школа,
скрипичная и т.д.; они, в свою очередь делятся на различные ветви, к
примеру московская фортепианная школа, петербургская скрипичная
школа и т.д.
3.
Русский пианизм вышел на мировуюарену во второй половине XIX в. и
сразу же заставил заговорить о себе
как о самобытном ярком явлении.
Начало профессионального пианизма в
России относится к последней
четверти XVIII в., когда выдающийся
русский композитор Дмитрий
Степанович Бортнянский стал
писать не только хоровую музыку,
духовную и светскую, в которой он и
поныне классик, но и сонаты для
фортепиано, самолично им
исполняемые.
4.
С 1802 г. и до конца жизни в России жилизвестный ирландский пианист, композитор и
педагог Джон Фильд, создатель первых
фортепианных ноктюрнов, который давал
уроки игры на фортепиано многим русским
музыкантам, в том числе композитору
А.Верстовскому и национальному классику
русской музыки М.Глинке.
Сочинение и исполнение фортепианной
музыки в России медленно, но неуклонно
развивались. Так что появление выдающихся
пианистов-виртуозов мирового уровня братьев
Антона и Николая Рубинштейнов должно
быть воспринято как закономерный итог
развития русского пианизма.
5.
С открытия консерватории вПетербурге начался новый,
феноменальный по скорости и
успехам этап русского пианизма.
По инициативе Антона
Рубинштейна и под его
руководством были организованы
Певчая академия (1858 г.),
Русское музыкальное общество
(1859 г) и первая в России
консерватория - Петербургская
(1862 г.), в которой до 1867 г. был
профессором и директором.
6.
Антон Рубинштейн вошёл висторию отечественной и мировой
музыкальной культуры как один из
величайших в мире пианистов и
создатель русской пианистической
школы. Но его по праву можно
назвать и основоположником
профессионального музыкального
образования в России и
организатором регулярной
концертной жизни, и
замечательным лирическим
композитором.
7.
С Петербургской консерваторией связанацелая эпоха русской музыки. Здесь работали
и учились многие замечательные люди прекрасные музыканты и настоящие
граждане своей страны, которые составили
гордость и славу России.
Традиции, заложенные основателями
консерватории, сохраняются и сегодня, а
сама Петербургская консерватория остается
одним из самых авторитетных музыкальных
центров мира.
Петр Чайковский был первым русским
композитором, закончившим Петербургскую
консерваторию и начавшим преподавать в
только что открытой Московской.
8.
Трудно переоценить то, что удалось сделать НиколаюРубинштейну. Он, будучи молодым человеком 25 лет,
положил начало системе профессионального
музыкального образования в России. Именно он взял на
себя ответственность перед лицом государства и народа
за подготовку не только специалистов по тому или
другому инструменту, но и музыкантов в обширнейшем
смысле этого слова.
Н.Г. Рубинштейн создал Московскую
консерваторию в 1866 году, соучредителем которой
являлся князь Николай Петрович Трубецкой, на базе
организованных им же Музыкальных классов
Московского отделения Императорского русского
музыкального общества (ИРМО). С самого начала и до
1881 года он оставался директором Консерватории,
профессором фортепианного класса и дирижёром
ученического оркестра.
9.
Первоначально (в 1866-1871 гг.) классы Московской консерваториинаходились в доме на углу Воздвиженки и Арбатского проезда. В 1876 г.
Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в
двухэтажный дом – бывший дворец князя Воронцова.
10.
В 1867 году с Рубинштейном и Чайковскимпознакомился Николай Сергеевич Зверев (
русский пианист и педагог). Вскоре он начал
преподавать, сначала частным образом, а в 1870
открыл музыкальный пансион, получивший
впоследствии большую известность.
В пансионе Зверева жили и учились одарённые
юные пианисты (А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов,
К. Н. Игумнов, Ф. Ф. Кенеман, Л. А. Максимов,
М. Л. Пресман). У Зверева также брал уроки, но не
жил в пансионе А. Н. Скрябин.
С 1870 по приглашению Н. Рубинштейна Зверев
преподавал в Московской консерватории. Зверев
был выдающимся педагогом, продолжателем
традиций московской школы, специалистом в
области подготовительной стадии обучения игре на
фортепиано.
11.
Среди золотой плеядывыпускников Московской
консерватории последних
десятилетий прошлого века особо
выделялись два таких неординарных
и разных ученика Чайковского как
А.Скрябин и С.Рахманинов,
которые были и величайшими
композиторами, выразителями
несломленного русского духа, и
крупнейшими в мире пианистамивиртуозами, тонкими и
вдохновенными интерпретаторами
не только собственных сочинений,
но и мировой классики.
12.
Соединение "рубинштейновской" эпохи пианизма сдостижениями музыкального творчества и исполнительства
начала XX Серебряного века русской культуры привело к
появлению плеяды пианистов, чьи имена вписаны золотыми
буквами в историю отечественной музыки.
13.
Непосредственным наставником Скрябинапианиста был В.И.Сафонов - великиймастер, обладавший даром заставить рояль
звучать необыкновенно, волшебно. Этот дар
он передал Скрябину. Уже в те годы Скрябин
развил у себя умение удивительно тонко
пользоваться педалью: "инструмент у него
дышал" (Сафонов). Сафонов передал
Скрябину и особую требовательность к
звуку, к его красоте и "полетности". "В звуке
должна быть "опьяненность"; звук, взятый
уже раз, может меняться от какого-то
психического сдвига, ощущения",- говорил
Скрябин, - и действительно добивался этого
своей изумительной педализацией.
14.
Значение исполнительского творчестваРахманинова не менее велико: Рахманиновпианист стал эталоном для многих
поколений пианистов разных стран и школ,
он утвердил мировой приоритет русской
фортепианной школы, отличительными
чертами которой являются: 1) глубокая
содержательность исполнения; 2) внимание
к интонационному богатству музыки; 3)
«пение на фортепиано» — имитация
средствами фортепиано вокального звучания
и вокальной интонации. Рахманиновпианист оставил эталонные записи многих
произведений мировой музыки, на которых
учатся многие поколения музыкантов.
15.
Творчество Рахманинова выступило тем синтезирующимзнаменателем, который объединил и сплавил творческие
принципы московской и Петербургской школ в единый и
цельный русский стиль. Тема «Россия и её судьба»,
генеральная для русского искусства всех видов и жанров,
нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное
и законченное воплощение.
16.
В годы учения в консерватории с талантливейшими музыкантами Рахманиновым и Скрябиным общаютсясестры Гнесины.
Старшие сестры (Евгения и Елена) начали свое музыкальное образование в Ростове-на-Дону, а затем
поступили в Московскую консерваторию, которую закончили по классу фортепиано.
Профессиональные интересы сестер (вслед за старшими в консерваторию вскоре поступили и младшие –
Мария и Елизавета) определились еще в консерваторские годы. Ими стали проблемы музыкальной
педагогики и музыкального образования.
Многие современники, такие как К.Игумнов, А.Гольденвейзер, называли училище Гнесиных маленькой
консерваторией, музыкальной семьей.
17.
В конце 1920 года, когда «Вторая московскаягосударственная школа» праздновала свое 25-летие, и
ей было присвоено название Государственной
показательной музыкальной школы, младшее ее
отделение стало детской школой, старшее – «Третьим
показательным государственным музыкальным
техникумом».
18.
Советская пианистическая школа закономерностала наследницей русской исполнительской
школы. Основателями ее по праву могут
считаться два корифея Московской
консерватории: Игумнов Константин
Николаевич и Гольденвейзер Александр
Борисович.
В российской фортепианной педагогике ХХ в.
выделяются ветви, основанные родоначальником
ленинградской фортепианной школы
Л.В.Николаевым и возглавлявшими
московскую фортепианную школу
К.Н.Игумновым, А.Б.Гольденвейзером,
С.Е.Фейнбергом и Г.Г.Нейгаузом.
Несмотря на принятое в искусствоведческой и
фортепианно-методической литературе деление
на ленинградскую и московскую фортепианные
школы, в них прослеживаются общие черты,
позволяющие объединить их как крупнейшие
российские фортепианные школы ХХ в.
Игумнов
Николаев
19.
Игумнов Константин Николаевичвпитал в себя лучшие традиции русской
исполнительской и композиторской школ.
Московскую консерваторию он окончил в
1894 году. С пианистом Игумновым
москвичи познакомились еще в 1895 году,
и вскоре он занял видное место среди
русских концертирующих исполнителей.
Он начал преподавать вскоре после
окончания консерватории, некоторое
время был педагогом музыкального
училища в Тбилиси (1898-1899), а с 1899
года стал профессором Московской
консерватории; в 1924-1929 годах был
также ее ректором.
20.
Невозможно представить себе русскуюпианистическую школу без Александра
Борисовича Гольденвейзера. Его
деятельность составила целую эпоху в
развитии музыкального искусства в России.
Замечательный пианист, принадлежавший к
золотой плеяде русских музыкантов
прошлого столетия, один из крупнейших
педагогов, интересный композитор, - он внес
огромный вклад в музыкальную культуру.
Основанная им школа при Московской
консерватории для одаренных детей - ЦМШ
- стала одним из лучших в мире центров
музыкального образования детей.
21.
Еще одна крупная и, может быть, самая известнаяпианистическая школа в Московской консерватории
была создана Генрихом Густавовичем Нейгаузом
в творчестве которого благодаря рождению,
воспитанию и образованию органически
соединились три исполнительских традиции —
русская, польская и немецкая. Этот сплав,
помноженный на талант, эмоции, разум и чувство
стиля, создал особую манеру исполнения, в которой
ярко ощущалась артистическая бескорыстность,
которая в той или иной мере отличала и учеников
Г.Нейгауза, несмотря на самобытность каждого из
них.
22.
Многие десятилетия складывалисьпедагогические принципы «школы Нейгауза».
Плодом напряженных трудов стала мощная
плеяда учеников. Плодом опыта и
размышлений явилась книга «Об искусстве
фортепианной игры».
в Предисловии к книге дается следующее
положение: «Прежде чем начать учиться на
каком бы то ни было инструменте,
обучающийся... должен уже духовно владеть
какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в
своем уме, носить в своей душе и слышать
своим слухом».
23.
Русская исполнительская школа. Гениальныеисполнители русской музыки:
Святослав Рихтер (ф-но) Советский и российский
пианист.
24.
Леонид Коган (скрипка)Советский скрипач, педагог.
Народный артист СССР.
25.
Мстислав Ростропович (виолончель)Советский и российский виолончелист,
пианист, дирижёр, композитор, педагог,
общественный деятель; народный
артист СССР
26.
Евгений Мравинский (дирижер).Советский дирижёр, пианист,
музыкальный педагог.
Народный артист СССР.