8.64M
Категория: ПравоПраво

Родительское поведение и его эволюционное значение

1.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И
ЕГО ЭВОЛЮЦИОННОЕ
ЗНАЧЕНИЕ
Куприянова Анастасия Андреевна
СДП-ПСИХ-221

2.

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Задачи:
показать социальную сущность родительского
поведения;
выделить типы и разновидности родительского
поведения;
рассмотреть
проблемы
родительского
поведения.

3.

Родительское поведение
система действий и отношений по содержанию
и воспитанию детей, по формированию
социально компетентной личности.
(А.И. Антонов)

4.

Социализирующее воздействие родителей на
детей:
процесс приобщения ребенка к принятым в
обществе и в семье ценностям и нормам
посредством
нормативного
и
информационного влияния.

5.

НОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - усвоение
детьми семейных и социальных норм
Эффективность определяется:
единством родителей и детей;
руководством родителями общепринятыми в
данной социокультурной среде нормами.

6.

Эффективность определяется:
пониманием
родителями
места семьи в
иерархии ценностей общества и индивида;
опытом подчинения интересов отдельных
индивидов семейным интересам и др.

7.

ИНФОРМАЦИОННОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ
формирование семейной картины мира, и
восприятие ее как истинной.
специфический механизм социализации семьи

8.

Мотив и установка родительского поведения
Мотив
стремление
быть для детей главными
советчиками и наставниками.
родители- образец для подражания

9.

Родительские установки
Э. Берн
Э. Эриксон
Е.Г. Эйдемиллер

10.

установка:
«мы – родители»,
«мы -
родители нашего ребенка» и
«это наш ребенок».

11.

ФАКТОРЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ:
а) Социальная среда

12.

б) Ролевое взаимодействие
группы ролей:
мужа – жены; роли дочери – сына, брата –
сестры, свекрови - невестки, тещи – зятя.

13.

в) Формирование «ego»:
«Я-партнер» - демократическая семья
«Я-центр Вселенной» - детоцентристская ,
«Я-ничто» - патриархальная.

14.

ТИПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
авторитетный,
авторитарный,
либеральный,
индифферентный.

15.

16.

МАТЕРИНСКОЕ И ОТЦОВСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
основа
материнского
поведения
материнский инстинкт
существенную
роль
играет
его
биологическая составляющая,
т.е. сам
факт рождения ребенка женщиной.

17.

1.
М. Мид «Отцовство – биологическая
необходимость, но социальная случайность».
2. А. Коллантай, общественная роль матери

18.

Отцовское поведение

19.

1. Э Фромм, отцовская любовь
2. Дж. Плек, этапы в развитии американского
отцовства

20.

ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ

21.

ЭВОЛЮЦИЯ СЕМЬИ

22.

1. ПОНЯТИЕ «СЕМЬЯ»
Семья - это основанная на единой общесемейной
деятельности общности людей, связанных узами
супружества - родительства - родства, и тем самым
осуществляющая
воспроизводство
населения
и
преемственность семейных поколений, а также
воспитание детей и поддержание существования членов
семьи.

23.

2. ИСТОРИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Многие формы семьи были унаследованы от
животного мира. Одна из таких форм –
гаремная семья. Но на заре человечества она
была не такой как средневековые или
современные семьи “гаремного типа”.
Другой формой человеческой семьи, тоже
наблюдаемой в стадах высших обезьян, была
материнско-родовая,
когда
главой
становилась женщина. К концу эпохи раннеродовой общины постепенно сложился
парный брак. Однако его “парность” была
относительной,
и
обычно
супруги,
вступившие в парный брак, продолжали
иметь “дополнительных” жён и мужей.

24.

БРАК В ДРЕВНОСТИ
Возникновение городской цивилизации, развитие
навыков письма и чтения привели к первым
письменным законам о браке, появившимся в
Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и
экономической сделкой: будущий муж должен был
выкупить девушку у ее отца. Во всех древних
культурах брак-соглашение и брак-сделка были
обычным явлением.

25.

В
период
рабовладения
в
Древней Греции было известно 4
типа женщин:
1) матроны — респектабельные,
замужние женщины, матери
детей (мужа называла на
«вы»,
за
измену
могла
поплатиться жизнью
или
продавалась в рабство);
2)
гетеры — образованные и
одаренные женщины;
3)
рабыни,
являвшиеся
наложницами плебеев;
4)
жрицы — служительницы
различных
культов,
«мистические» женщины.

26.

ЕВРОПЕЙСКИЙ БРАК В
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В соответствии с традициями германских племен брак
был моногамным, а супружеская неверность, как мужа,
так и жены строго каралась моралью и законом.
Французские племена, напротив, одобряли полигамию
и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у
всех варварских племен считалось, что брак существует
ради семьи, ради сексуального и экономического
удобства.

27.

Рыцари должны были жениться на
дамах своего круга. По существу брак
был
социально-экономической
сделкой: с одной стороны девушка
«продавала»
свою
девственность,
целомудрие, с другой — мужчина брал
на себя обязательства содержать и
обеспечивать ее и будущих детей.
Представления о серенадах требуют
уточнения в том плане, что их, как
правило, распевали под окном чужих
жен. Но в то время как женатый
рыцарь пел под окном чужой жены,
под окном его собственной жены мог
находиться другой. Представление о
трубадурах средневековья неплохо
совмещается с образом рогоносца.

28.

СЕМЬЯ В БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА
Фратриархат- главой семьи является старший брат.
Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она
рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над
потомством.
Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные
родственники, а также слуги, рабы, приживалки,
вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они
находились под защитой семьи.

29.

В большинстве случаев жених не видел невесты до
тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе
происходил обмен дарами.
И мужчины и женщины вступали в брак молодыми.
Инцестуозные браки были запрещены законом.
Смешанные браки имели место, но не поощрялись.
Целью
брака
являлось
укрепление
семьи,
предпочтительно состоящей из особ мужского пола.
Внебрачный секс был запрещен, и за измену или
блуд полагалось наказание.
Мужчина обладал большей свободой и ценностью в
глазах общества. Предназначением женщины было
вынашивать и рожать детей для своего мужа и
помогать ему во всех его делах. Социального статуса
у женщины фактически не было, и все решения
принимались мужчинами.

30.

ХРИСТИАНСКАЯ МОДЕЛЬ
СЕМЬИ
В
период раннего христианства были радикально
изменены многие законы о браке. Например, под
запретом оказались полигамные браки и левират —
обычай, обязывающий брата умершего жениться на
его вдове.
Во времена первых христиан концепция семьи мало
отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной
фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему
подчиняться.

31.

«Идеальная» христианская семья включает: Отца,
Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе
принципа власти — совмещения ответственности и
доминирования. Иерархия по шкале «доминированияподчинения» такова: отец — сын — мать. По шкале
ответственности иерархия иная: отец — мать — сын.
Жена находится в подчиненном положении, вместе с
тем это подчиненное положение предполагает
включение жены в сферу психологической близости.

32.

ДЕТИ В СЕМЬЕ
Рассматривая патриархальные семьи в
различных странах и полушариях,
исследователи отмечают, что отцы в этих
семьях относятся к детям по-разному.
Например, роль наказания, особенно
физического,
значительно
выше
в
западных патриархальных семьях, чем в
восточных.
Отец
находится
на
недосягаемой высоте для ребенка,
отношения строго вертикальны: отец —
прежде всего авторитет, прообраз и
олицетворение той власти, которой
ребенок
беспрекословно
будет
подчиняться, когда вырастет и сам
станет отцом.

33.

6 ТРАНСФОРМАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ
К ДЕТСТВУ:
1) Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.),
характеризуется
массивными
детоубийствами,
насилием. (Инфантицид — детоубийство — стал
считаться человекоубийством лишь в 374 г.)
2) Бросающий стиль (IV — XIII вв.), ребенок остается
объектом агрессии, его часто сбывают с рук в
монастырь, кормилице, в чужую семью.
3) Амбивалентный стиль (XIV — XVII вв.), ребенок
еще не стал отдельной духовной личностью и
полноправным членом семьи; ему отказывают в
самостоятельности и индивидуальности, в воспитании
преобладает «лепка» характера, при сопротивлении
неподдающийся
такой
«лепке»
подвергается
избиениям.

34.

4) Навязчивый стиль (XVIII в.), ребенок становится
ближе родителям, но поведение и внутренний мир
ребенка контролируются.
5)
Социализирующий стиль (XIX — первая
половина XX вв.), ребенок — объект воспитания и
научения, основные усилия родителей направлены
на тренировку воли и подготовку ребенка к
самостоятельной жизни.
6) Помогающий стиль (с середины XX в. по
настоящее время), родители стремятся обеспечить
индивидуальное развитие ребенка, преобладает
эмоциональный контакт и сочувствие.

35.

3.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЬИ
К настоящему времени появились такие семьи,
описание которых в историческом контексте не
соответствует традиционным представлениям.

36.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Традиционные
семейные отношения
бранно-
1.законные(юридически
оформленные, фиксированные)
2.обязательно с желанием и
наличием детей
Альтернативные формы брачносемейных отношений
1.1. одиночество
1.2.незарегистрированное
сожительство
2.0. сознательно бездетный брак
3.0. разводы, повторные
брачно-семейные отношения
3. стабильные
4. мужская идеология (установка
на главенство мужчины)
.
4.0. открытый брак
5.1. внебрачный секс
5.
сексуальная
партнеров
6. гетеросексуальность
7. диадичность
верность
5.2. свингерство
5.3. интимная дружба
6.0. гомосексуальность
7.0.групповой брак, жилые
сообщества и коллективные семьи
English     Русский Правила