20.11M

Сочинение отзыв по картине B.А. Тропинина «Кружевница»

1.

2.

3.

4.

Жизнь известного художника Василия Андреевича
Тропинина была несладкой. Родился он в 1776 г. в семье
крепостного и был преподнесен в качестве приданого
генералу Ираклию Моркову.
Граф сам решал судьбу своих крепостных. Решил он и
судьбу будущего художника. Зная о страсти мальчика к
рисованию, граф отправил его
на учение к …кондитеру.
Маленькому Тропинину часто
доставалось от надзирательницы,
так как он имел отвращение к
кондитерским наукам, но
беспрестанно рисовал то на
бумаге из-под торта , то на
стенах кухни.

5.

Тем не менее, вернувшись в
деревню, Тропинин занимается тем,
что нужно хозяину. Нужен обед – он
спешит на кухню и готовит обед.
Нужен маляр – красит графские
кареты, колодцы, заборы. Нужен
кондитер – печет великолепные
торты. Да еще прислуживает
хозяевам во время обедов. А в
свободную минуту он
совершенствует свое мастерство –
пишет картины.

6.

Известна история, когда графа Моркова посетил гость – француз. Этот
человек хорошо знал работы Тропинина и был счастлив
познакомиться с ним, а потому, когда Тропинин вышел к обеду,
галантный француз бросился усаживать его за стол, чем сильно
сконфузил хозяина и ранил самого художника, потому что известный в
это время Тропинин продолжал оставаться подневольным человеком,
исполняющим все прихоти хозяина, а во время обеда он должен был
стоять за стулом графа и следить за сменой блюд на столе.
Долгожданную свободу Тропинин получил в 48 лет. Да и вольная была
дана только ему одному, а его жена и сын продолжали оставаться
крепостными.
Художник В. А. Тропинин.
Детский портрет

7.

«Портрет Пушкина»
С портретом произошла
странная история – он
исчез, и о нем ничего не
было известно 29 лет.
Когда старый мастер
увидел его снова, он был
очень взволнован. Его
просили подновить
портрет, но он отказался,
говоря, что рука не
поднимается
поправляется поправлять
то, что написано было с
самого Пушкина.

8.

«Портрет сына» Мир детской души, прелесть детства,
горячее чувство любви в сыну – все это воплотил художник в
портрете сына.

9.

Эта картина так и
называется
«Кружевница».
«Кружевница» была
новым явлением в
искусстве того
времени. Тропинин
создал новый тип
жанровой картины,
который сочетал в
себе и портрет, и
рабочий натюрморт, и
скрытую динамику.
Впервые в русской
живописи появилось
произведение,
воспевающее человека
труда.

10.

В.А. Тропинин работал в основном в жанре портрета.
Художника, рисующего портреты называют портретистом.
Портрет – изображение человека на
картине.
Гитарист
Портрет К. Брюллова
Портрет Ершовой
с дочерью
Синонимы:
Портрет – работа, картина, холст, полотно,
произведение; портретист – художник, автор,
мастер, живописец.

11.

«Кружевоплетение» – один из видов женского рукоделия, в России
бытует с 17 века.
Плели кружева чаще всего крепостные мастерицы, днями
просиживавшие за работой в своих мастерских. Труд этот был очень
тяжел. Часто девушки теряли здоровье, слепли за работой.
Мастерицы передавали тонкости своего дела по наследству.
Техника кружевоплетения сложна, требовала немалой сноровки, опыта
и терпения. Кружевницы использовали для работы специальные
подушечки в виде валика, обтянутые
материалом. На валике
закреплялся плотный лист
бумаги с рисунком будущего
кружева. В ходу были
деревянные подставки
различной формы, на
которые укладывалась
подушка, а также пяльцы.

12.

Выплетают кружевные изделия с помощью коклюшек – деревянных
палочек с углублениями на концах, для наматывания ниток. Чем
сложнее узор, тем больше коклюшек требуется. Иногда их
использовали несколько сотен.
Коклюшки, изготовляемые из тяжелых пород деревьев, при работе
издавали мелодичный перестук, для усиления которого коклюшки
специально кипятили в соленой воде.
Все эти предметы мы видим на картине В.А. Тропинина «Кружевница».

13.

14.

Но главное на картине не эти предметы, а девушка, занимающаяся
плетением кружев. Художник изобразил ее так, чтобы показать
зрителям красоту человека, занятого каждодневным трудом.

15.

16.

Изящество - тонкое и строгое соответствие,
соразмерность, отвечающая требованиям
художественного вкуса.
Кокетливость- наличие кокетства, желание
понравиться.
Грациозность- изящество, красота в движениях.

17.

1. Вспомните, с помощью каких
изобразительных средств создается
картина?
2. А что мы будем описывать дальше?
3. На какие детали мы обратим
внимание при ее описании?
4. Какими синонимами можно
заменить слово девушка?

18.

1.Творчество портретиста
В. А. Тропинина.
2. Цветовое решение картины.
3. Образ девушки: лицо девушки,
взгляд, её волосы.
4. Руки труженицы.
5. Одежда кружевницы.
6. Труд мастерицы.

19.

Выберите тот вариант цветовой гаммы, который наиболее
подходит к данной картине.
Краски тёплые
Краски холодные
Тона спокойные,
Тона кричащие,
гармоничные
привлекающие
Нет резких контрастов внимание
Используются мягкие, Используется приём
золотистоконтраста
коричневые тона
Яркие тона
Золотистые, коричневые, оливковые тона придают
задушевность этому полотну. От нее веет каким-то
теплом, спокойствием.

20.

Опишите образ девушки: лицо, взгляд, волосы.
Удивительно женственное, миловидное
лицо, с легкой таинственной полулукавой
улыбкой, освещающая лицо девушки и
сразу привлекающее взгляд. У этой девушки настолько
естественные глаза, что блики отражаясь на полотне, делают
кружевницу очень настоящей. Взгляд быстрый доверчивый,
на мгновенье оторвавшейся от работы девушки. Кажется,
что она лишь на минутку, нет, даже на секунду остановилась,
прикалывая узор маленькой ручкой… Темные, непокорные
пряди, гладко причесанные волосы убраны в пучок, чтобы
не мешали работе.

21.

Опишите руки девушки.
У девушки на картине маленькая изящная рука, тонкие пальцы.
Движения рук девушки, плетущей кружева, грациозны .
Изящные линии руки, кокетливо приподнявшей коклюшки.

22.

Во что одета кружевница?
На ней одето (надето) платье. На плечи (накинута,
наброшена) косынка.

23.

Как трудится над кружевами
молодая девушка?
Особенность этого портрета заключается в том, что
он очень динамичен. Девушка изображена за работой
– плетением кружев. Труд кружевницы в реальной
жизни был каторжным, но художник изображает
свою героиню так, что мы понимаем : ей нравиться
то, что она делает.

24.

Объясните лексическое значение данных слов:
изящество, кокетливость, грациозность.
Изящество – тонкое и строгое
соответствие, соразмерность,
отвечающая требованиям
художественного вкуса.
Кокетливость - наличие кокетства,
желания понравиться.
Грациозность – изящество, красота в
движениях.

25.

26.

Вы рассмотрели картину В.А. Тропинина «Кружевница» и, я думаю, получили
истинное наслаждение. Действительно, трудно оторвать взгляд от этого
портрета: такой притягательной силой обладает лицо этой девушки, хотя нельзя
его назвать безукоризненно красивым. Чем же оно покоряет нас, зрителей?
Вглядитесь в него! Сколько обаяния во всём облике девушки: тёмные, гладко
зачёсанные волосы, густые брови, непокорные завитки волос, нежный румянец
щёк, чуть вздернутый нос, глубокий взгляд выразительных карих глаз – от всего
этого веет прелестью и таинственностью.
Она плела кружево, но что-то отвлекло её внимание от работы, очевидно чтото приятное. Правда? Обратите внимание: лёгкая улыбка чуть тронула её
пухлые губы, весёлый взгляд, в котором поблёскивают лукавые искорки,
обратился туда, где находится что-то, что привлекло её внимание, пальцы,
сжимавшие коклюшки, замерли…
Если мы отойдём немного подальше от картины и посмотрим на весь портрет
девушки, то невольно задержим взгляд на белой ткани и кружевах. Они
воздушной волной покрывают стол и высвечивают, оттеняют необыкновенное
обаяние девушки, переливчатую гамму сиренево-серых тонов косынки и
скромного платья, подчёркивают искусную работу кружевницы.
А теперь подойдём ближе, чтобы рассмотреть руки кружевницы и
полюбоваться мастерством художника в изображении тонких и грациозных
пальцев девушки. Тропинин заставляет нас также любоваться скульптурной
чёткостью её обнажённой руки, изяществом линий.

27.

Картиной «Кружевница» художник показал, что и
крестьянка может быть красива, изящна и кокетлива
не менее, чем знатная дворянка. Он открывает нам
красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит
в тяжком труде. В журнальных статьях критики
торопились выразить свое восхищение тропининским
пониманием образа крестьянки, и его современник
П.Свиньин отмечал: «...и знатоки, и не знатоки
приходят в восхищение при взгляде на сию картину,
соединяющую поистине все красоты живописного
искусства: приятность кисти, правильное, счастливое
освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того,
в самом портрете обнаруживается душа красавицы и
тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею
на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за
локоть руки ее остановились вместе со взором,
работа прекратилась, вырвался вздох из девственной
груди, прикрытой кисейным платком, – и все это
изображено с такой правдой и простотой».
А мы будем восхищаться здоровьем крестьянской
девушки, изображенной на этой картине: чистой кожей,
блестящими волосами, изящными аккуратными
ногтями.
English     Русский Правила