966.22K
Категория: БиографииБиографии

Сергей Есенин (1895-1925)

1.

Один из крупнейших представителей русского символизма
Презентацию подготовила: студентка 2 курса СПО «Фортепиано» Орлова Виталина

2.

Сергей Есенин пришел в русскую поэзию на излете яркой поэтической эпохи, получившей название
«Серебряный век». В процессе своего творческого развития поэт соприкасался со многими
крупнейшими художниками, представлявшими основные поэтические течения в русской литературе
начала XX столетия: символизм, акмеизм, футуризм.

3.

Наиболее плодотворным было для него, как доказано исследователями, влияние
символизма. Очевидность этого факта даже вынуждала некоторых критиков
отнести Есенина и других поэтов-новокрестьян к третьему поколению русских
символистов. (Символизм — это художественное течение в литературе, живописи
и других видах искусства. Для произведений символизма характерно
формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и
предметы, а также приемы недосказанности и загадочности.)

4.

Уже в 20-е гг. критик В. Львов-Рогачевский назвал Есенина в одной из своих статей
крестьянским поэтом-символистом. И сегодня отзвуки этой концепции живы: Есенина относят
то к поэтам-символистам, то к неосимволистам.
Влияние символизма, и прежде всего его крупнейших художников, прослеживается в структуре
картины мира, приемах создания лирического подтекста, в поэтизации таинственных
бытийных начал, их невыразимости и «несказанности», в мотивах лирического предчувствия
грядущих духовных перемен, в ожидании преображения мира как свершения евангельских
пророчеств, в романтическом двоемирии.
Взаимодействие символистской и новокрестьянской эстетических программ было вполне
закономерным.
Как известно, многих символистов привлекал так называемый новорусский стиль,
неославянский классицизм, проявившийся в разных сферах искусства начала XX в.
Если говорить о стиле, большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения,
повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие
оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха
душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно
желтый ворон . вьется над землей").

5.

Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы.
Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания
ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:
С моей душой стряслась беда,
С душой моей стряслась беда.

6.

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

7.

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины
народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни,
грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в
творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью
— любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне
России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин
просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию.
Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи, ,
Колыбель колдовная счастье мне пророчила.
И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами
отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

8.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные
песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый
девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к
России. Он восклицает:
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла.
Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:
Свет луны, таинственный и длинный.
Плачут, вербы, плачут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

9.

Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза — “девушка”,
“невеста”, она олицетворение всего чистого и красивого:
Я навек за туманы и росы
Полюбил и березки стан,
И ее золотые косы,
И холщовый ее сарафан.

10.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают
боль эпохи. В стихотворении “Русь” Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за
жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны.
Машет саваном пена с озер.
Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с
народом.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая.
Лишь к тебе я любовь берегу.
Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к
Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины,
народа в бурную революционную эпоху — вот что теперь волнует его:
О, Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь,

11.

Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось
преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской
цивилизации как приход враждебного “железного гостя”.
Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 19221923 годах. После нее Есенин “разлюбил нищую Родину”. Поэт с радостью описывает
перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем
принимает и готов воспеть красоту рождающейся “стальной” Руси, потому что за ней
будущее:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Я не знаю, что будет со мною...
Может, в новую жизнь не гожусь.
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

12.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,— голос новой России, ее
мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края,
исторические судьбы Родины и народа — эти важнейшие темы Есенин решает в
высшей степени своеобразно, художественно, ярко.
Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории
русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли,
проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и
всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие
чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в
будущее. “Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам”,— справедливо
сказал о Есенине поэт Луговской.
English     Русский Правила