2.34M
Категория: ИскусствоИскусство

Цветоведение и значение цвета в изобразительном искусстве

1.

Цветоведение и значение цвета
в изобразительном искусстве
Ассистент департамента методики обучения:
Зарина Викторовна Пархимович

2.

Цветоведение и значение цвета в
изобразительном искусстве
• Цель: раскрыть понятие цвета и его значения в изобразительном
искусстве. Определить основную функцию использования цвета в
рисунке.
• Задачи:
• 1. Проанализировать действие и значение цвета в окружающей
среде.
• 2. Понять общие характеристики цвета и правила цветосмешения.
• 3. Освоить техники смешения цвета и принципы достижения
гармонии в сочетании цветов.

3.

Вопросы темы
«Цветоведение и значение цвета в
изобразительном искусстве»
• 1.
Познание
окружающей
действительности
цветоведение.
• 2. Общие характеристики цвета и цветосмешение.
• 3. Гармония в сочетании цветов.
через

4.

1. Познание окружающей действительности
через цветоведение.
Впервые фундамент науки о цвете был
заложен великим английским физиком
Исааком Ньютоном.
В 1672г. результаты его исследования были
опубликованы под названием «Новая
теория света и цветов». Спектр, увиденный
Ньютоном, включал в себя семь цветов:
красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый.

5.

Цветоведение – средство познания
человеком окружающей
действительности. Используя
выразительность цвета, создаются
художественные образы. С помощью
цвета выражают объем, форму, свет,
материал, пространство.
Цвет-часть светового излучения,
воспринимаемая нашим глазом
непосредственно от источника или при
его отражении от поверхности.

6.

• Флуоресценция - излучение прекращается сразу после
прекращения возбуждения. Если излучение продолжается-это
фосфоресценция.
• Свет определенной длины волны - монохроматический.
Хроматический - свет, состоящий из волн различной длины.
• Состав белил – это мельчайшие частички, отражающие,
практически, весь спектр. Частички «живут» в прозрачном
веществе, пропускающим свет, связывает и собирает краску в
целое.
• Черная краска - это мельчайшие частички, поглощающие,
практически, весь спектр.
• Цветная краска - это мельчайшие частички вещества с
избирательной отражающей способностей.

7.

Задание для группы (устно)
• 1. Дайте определение цветоведению.
• 2. Укажите характеристику белил.
• 3. Дайте характеристику флуоресценции.
• 4. Дайте характеристику цветового спектра Ньютона.

8.

2. Общие характеристики цвета и цветосмешение.
Цветовой
(1917г.)
круг
Оствальда
• Диада- противоположные цвета (к
примеру: красный-зеленый)
• Триада-два
ближайших
цвета
и
противоположный цвет (к примеру:
желтый, фиолетовый, сиреневый)
• Квадриада-два ближайших цвета и два
противоположных цвета (к примеру:
синий, синий, оранжевый, оранжевый)

9.

Цветовая система Матюшина М.В.

10.

Цветовая модель Шугаева М.В.

11.

Цветовой круг В.М. Козлова

12.

Три типа цветов:

13.

Спектральные цвета
• Спектральными
называют
цвета,
видимые
при
расщеплении солнечного света
с помощью призмы: красный,
оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий и фиолетовый

14.

• Цветовой круг - объединенние основных
первичных, дополнительных вторичных и
третичных цветов.
• Первичные цвета: красный, желтый и синий.
• Вторичные цвета: смешивание один цвет с
другим.
• К примеру:
• желтый +красный = оранжевый,
• красный +синий = пурпурный,
• желтый +синий = зеленый.
• Третичные цвета = первичный + соседний
вторичный.

15.

• Дополнительные цвета –
это пары цветов,
противостоящие друг
другу на цветовом круге
(комплиментарные или
контрастные).
• Это два цвета,
смешанные вместе, дают
нейтрально-серый цвет.

16.

Свойство контрастных цветов
• Контрастные цвета усиливают звучание друг друга. В этом легко
убедиться на подобных схемах. Цвета на фоне близкого цвета
смотрятся более блёклыми чем цвета на фоне контрастного
цвета.

17.

Классификация типов цветов
• Собственно цветовые термины: синий, зеленый, желтый (других
значений не имеют)
• Наименования по пигменту: кармин, охра, родамин
(узкоспециальны и применяются только в профессиях,
соприкасающиеся с красками)
• Названия по окраске предметов — сиреневый, лимонный,
малиновый (для разговорной речи)

18.

Пурпурная и красная группы

19.

Оранжевая, желтая и зеленая группы

20.

Голубая и фиолетовая группы

21.

Основные характеристики цвета
Светлота
или
яркость
Цветовой
тон
Насыще
нность
Чистота

22.

Чистота цвета

23.

Хроматический- цветной, ахроматический- бесцветный

24.

Способы смешения цветов
механический
оптический
пространственный

25.

Задание для группы (устно)
• Ответьте на вопросы (устно):
• 1. Какую систему гармонического сочетания цветов предложил
Шугаев?
• 2. Какую триаду цветов Юнг назвал основными?
• 3. Дайте определение хроматических и ахроматических цветов?
• 4. Верно ли утверждение: «Цвет есть там, где есть свет»?
Обоснуйте ваш ответ.

26.

Практическая работа
Это упражнение позволяет практиковаться в смешении красок
и постижении логических взаимосвязей в теории цвета.
Смешение основных или первичных цветов позволяет
получить вторичные цвета.
Смешение первичных и вторичных цветов позволяет получить
третичные цвета.
Поэкспериментируйте с имеющимися у вас красками,
создавая образцы вторичных и третичных цветов.
Помечайте, с помощью каких красок вы создавали
конкретные цвета, чтобы в последствии использовать в своей
работе.
Запишите, какие чувства вызвала та или иная смесь. Держите
эти образцы под рукой, когда нужно подобрать цветовую
схему.
Цветовой круг
Иоганнеса Иттена

27.

3. Гармония в сочетании цветов.
• Ощущение цветовой гармонии
- это единство, рождаемое в
динамичной связи общности
цветовых элементов и их
внутреннего изменения.
• Существует такое понятие, как
«Триадная схема»

28.

Комплементарные (или дополнительные) цвета
• Есть понятие
«Комплементарные» цвета
или дополняющие. Это те
цвета, которые расположены
в цветовом круге напротив
друг друга, как полюса.

29.

Двойной комплемент

30.

Альтернативный комплемент

31.

Схемы гармоничных сочетаний

32.

Схема родственных цветов
• Монохромная (или однотоновая)
схема: цвета основываются на одном
цветовом тоне, присутствующим в
каждом из них и создающим
спокойствие и уравновешенность

33.

Схема родственных цветов
• Сходственная (аналоговая) схема
напротив, применяет цвета,
расположенные по соседству друг с
другом в цветовом круге

34.

Практическая работа
• Найдите самостоятельно сходственную схему цветов.
• Рассмотрите возможности и опытным путем получите результат
работы схемы.

35.

Пример

36.

Литература
• Наука о цвете в живописи https://www.litmir.me/br/?b=171632&p=1
• Медведев В.Ю. Цветоведение колористика: учеб. пособие (курс лекций). — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.
• https://dhsh1-ufa.bash.muzkult.ru/media/2019/10/22/1265918752/Czvetovedenie_i_koloristika._Medvedev_V.Yu._2005g.pdf
• М.В. Матюшин «Справочник по цвету» 1932г. Изд. Д. Аронов, 2007г.
• http://tehne.com/assets/i/upload/library/matiushin-spravochnik-po-tcvetu-2007-text.pdf
• Маслова, Л.А. Построение хроматических сочетаний цветов [Текст]: метод. указания для студентов специальности 270301
«Архитектура» / Л.А. Маслова – Ухта: УГТУ, 2009. – 13 с.
• https://docplayer.ru/28310589-Postroenie-hromaticheskih-sochetaniy-cvetov.html
• Сурашов Н. Т., Вавилов А. В., Елемес Д. Е. Теория цвета и цветовоспроизведения: Учеб. пособие. – Алматы: КазНТУ, 2014. – 241 с.
• http://elibrary.kaznu.kz/sites/default/files/Besplatnie_resursii/surashov_n.t._teoriya_cveta_i_cvetovosproizvedeniya.pdf
• Ильина О.В., Бондарева К.Ю. Цветоведение и колористика: учебное пособие СПб., 2008. -120с.
• http://window.edu.ru/resource/389/76389/files/zwetoicoll1.pdf
• Свойства цвета. Цветовые системы. Цветовые гармонии.
• http://portal.tpu.ru/SHARED/k/KULIKOVAOA/uchebnaya/koloristika/Tab/tema_3.pdf
Михеева М.М. Цвет в дизайне: по курсу «Цветоведение и колористика» М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008 г.- 63 с.
• http://design.bmstu.ru/ru/metodichki/Bakalavriat/TCvetovedenie.pdf
Метод работы цветовыми отношениями и профессиональная постановка глаза художника на цельность восприятия
http://www.videomax.ru/forum/uploads/19898/jura.pdf

37.

СР – творческая работа
Теплая цветовая гамма
Холодная цветовая гамма

38.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила