Похожие презентации:
Крещение Руси
1.
2.
Более тысячи лет назад восточныеславяне приняли православие. Перед
Русской землей с принятием крещения
открылся новый прекрасный путь, и жизнь
русского человека стала устраиваться на
новых, христианских началах. С событиями,
происходившими
на
Руси
перед
крещением, о том, как крестили киевлян и
новгородцев, о переменах в жизни князя
Владимира и первых плодах христианства
на Руси познакомит вас этот урок.
3.
Владимир держит совет с боярамиСовет Владимира Святославича с боярами и дружиной. Миниатюра Радзивилловской летописи
Князь Владимир щедро одарил философа-миссионера и
отпустил с великой честью.
4.
А на следующий год, как пишет Нестор-летописец, Владимирсозвал бояр и старых мудрых людей городских и рассказал,
как к нему приходили проповедники из разных стран.
Пир у князя Владимира. Карзин Н.
5.
Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру».Сказал также о том, как удивил его грек своей проповедью
о другом свете, о воскресении людей и о жизни вечной.
6.
Сказал, как каждый изпроповедников
хвалил
свою веру и говорил:
«Прими закон наш!».
Законом
называлось
вероучение и все обычаи.
7.
Бояре и старцы сказалисвоему великому князю, что
это неудивительно. «Знай,
князь, что своего никто не
бранит, но хвалит. Если
хочешь в самом деле
разузнать, то ведь имеешь у
себя мужей: послав их,
разузнай, какая у них служба
и кто как служит Богу».
Парсуна «Князь Владимир»
8.
Владимир посылает пословПонравилось князю предложение советников. Тогда выбрали
десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к
магометанам, потом к немцам, а потом к грекам.
9.
В современном католическом храмеУ магометан и западных христиан послы Владимира
не почувствовали никакой духовной красоты.
10.
Храм Святой Софии, КонстантинопольА церковная служба у греков в главном храме
Константинополя, древнем Софийском соборе,
произвела на них неизгладимое впечатление.
11.
Незабываемая красота«И пришли мы в Греческую
землю, и ввели нас туда,
где служат они Богу
своему, и не знали — на
небе или на земле мы…
Карпущенко В.Н.
Византийский прием.
12.
…ибо нет на земле такогозрелища и красоты такой,
и не знаем, как и
рассказать об этом…
Интерьер Софии Константинопольской
13.
Интерьер Софии Константинопольской…знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми,
и служба их лучше, чем во всех других странах.
14.
Не можем мы забытькрасоты той, ибо каждый
человек,
если
вкусит
сладкого,
не
возьмет
потом горького; так и мы
не можем уже здесь
пребывать в язычестве».
Интерьер Софии
Константинопольской,
1849 г.
15.
Выбор князя Владимира и боярВспомнили бояре и о княгине
Ольге: «Если бы плох был
закон греческий, то не
приняла бы его бабка твоя
Ольга, а была она мудрейшей
из всех людей».
Крещение кн. Ольги.
С.Кириллов
16.
Святая равноапостольнаякнягиня Ольга вступает в
храм Святой Софии
(Константинополь)
И.Машков.
Ольга умерла 18 лет назад, но память о ней свято хранилась
на Руси. Ее пример подтверждал свидетельство послов.
17.
Многое передумал и пережил за последние годывеликий князь. Сам он, вероятно, и раньше склонялся
принять крещение, а сейчас и боярский совет был
настроен единодушно к принятию веры греков.
18.
И спросил Владимир: «Гдепримем
крещение?».
Бояре и старцы отвечали:
«Где тебе любо!».
Так духовная красота православия стала
решающим свидетельством для Руси, уже
приготовившейся ко крещению.
19.
Конечно, можно сказать, чтохристианство
необходимо
было князю Владимиру и в
политических целях, и для
проведения самых различных
реформ в государстве, и для
культурного развития Руси. Но
разве все это противоречит
свидетельству древнерусских
летописцев, которые говорят,
что христианство сделалось
для
князя
Владимира
источником духовного света,
озарившего не только его
сердце, но и ум.
20.
Леонтьев О.В.Князь
Владимир.
Просвещенным умом великий
князь понимал, что язычество
никогда не сможет дать Руси того,
что даст христианство. Перед
Русской землей с принятием
крещения открывался новый
прекрасный путь.
Крещение Руси. Иконописец игумен Зинон
21.
И Русь не ошиблась в своем выборе.Карпущенко В.Н.Судьбоносный крест России (князь Владимир).
22.
События перед крещениемКрещение Руси началось с крещения киевлян.
К.В. Лебедев Крещение Киян.
23.
О событиях, которые предшествоваликрещению киевлян, сообщают не только
древнерусские письменные источники,
но и византийские, и арабские.
Елена Доведова. Князь Владимир.
24.
Византийские императоры Василий и Константин обратилиськ князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал
просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в
качестве условия поставили крещение Владимира, который
уже и сам был расположен к принятию христианства.
Н.К.Рерих. Поход Владимира на Корсунь
25.
Осада города Херсонеса. Миниатюра Радзивилловской летописиНо когда князь Владимир помог византийским императорам, то
они не стали выполнять свое обещание. Тогда князь Владимир,
«помня свое и предков в военном мужестве преимущество перед
греками», — как писал М. В. Ломоносов, — решил показать свою
силу. Он осадил греческий город Херсонес.
26.
Развалины Херсонеса иВладимирский собор
Археологи предполагают, что местонахождение этого
города — окраины нынешнего Севастополя. После
длительной осады русские овладели городом.
27.
Царица Анна переправляется через мореСестра византийских императоров вынуждена
была прибыть в Херсонес.
28.
Там состоялось торжественное крещение князя Владимира,а затем бракосочетание Владимира с Анной.
Бронников Ф. Крещение князя Владимира
29.
В этой чаше крестили князя Владимира.София Константинопольская
30.
Наконециз
Херсонеса
Владимир
и
Анна
с
духовенством, крестами и
иконами в сопровождении
дружины отправились в
стольный град Руси — Киев.
Ефошкин С.Н. Князь Владимир.
Встреча Византийской
принцессы Анны.
31.
Крещение князя ВладимираРазвалины Корсуни,
Херсонес
Рассматривая различные источники, историки по-разному
говорят о времени, месте и порядке всех этих событий. Не
исключается возможность и новых предположений и
открытий. Это неудивительно, потому что с того времени
прошло уже более тысячи лет.
32.
Святой князь Владимир. Миниатюра. Месяцеслов с Пасхалией. Лекса, 1820Но вот что интересно: уже Нестор-летописец, живший всего сто
лет спустя после крещения князя Владимира, разбирает
различные мнения о месте его крещения. «Не знающие же
истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные
говорят — в Васильеве, а другие и по-иному скажут».
33.
Остатки христианскогохрама в Херсонесе
Сам же летописец указывает,
что князь Владимир крестился
в церкви Святого Василия в
Корсуне (то есть Херсонесе).
При святом крещении он
получил имя Василия.
Отсюда начиналось
крещение Руси.
34.
Утро крещения РусиВозвратившись в Киев, великий князь Владимир
прежде всего крестил двенадцать своих сыновей.
35.
Крещатик - центральная улица Киева.Крещение совершалось в источнике, который
получил название Крещатик. Крестились тогда и
те бояре, которые не были в Херсонесе.
36.
ЗатемВладимир
велел «опрокинуть
идолы — одних
изрубить, а других
— сжечь».
Ефошкин С.Н. Прощание
с язычеством.
37.
Перуна с серебрянойголовой и золотыми
усами было приказано,
привязав к хвосту коня,
стащить в Днепр.
Елена Доведова.
Свержение Перуна.
38.
Затем Владимир послалглашатаев по всему городу
сказать: «Если не придет
кто завтра на реку — будь
то богатый, или бедный,
или нищий, или раб —
противен мне да будет!».
39.
И летопись, и древнеежизнеописание
князя
Владимира единогласно
свидетельствуют, что люди
с радостью шли на реку.
40.
На берегу стоял сам великий князь. Священники,прибывшие с царицей Анной из Византии и из
Корсуня, совершали Таинство Крещения.
Крещение Руси. Коваленко И.А.
41.
Вот как описывает этособытие
«Повесть
временных лет»:
Фреска
«Крещение
Руси»
«Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли
там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега
по грудь, некоторые держали младенцев, а уже
взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на
месте. И была видна радость на небе и на земле по
поводу стольких спасаемых душ».
42.
Крещение в водах ДнепраВ Киеве, во Владимирском
соборе, на одной из стен
есть удивительная икона —
«Крещение
Руси»,
написанная
художником
Виктором Михайловичем
Васнецовым.
Владимирский собор в Киеве
43.
КнязьВладимир,
как
восприемник своего народа,
в молитве поднимает руки к
Богу. Епископ благословляет
новокрещеных. Священники
читают молитвы и погружают
людей в воды Днепра. С неба
сияют божественные лучи.
Васнецов В.М.
Крещение Руси
44.
45.
Радуясь обращению вхристианство
своего
народа, князь Владимир
восклицает:
«Христе Боже, сотворивший
небо и землю! Взгляни на
новых людей этих и дай им,
Господи,
познать
Тебя,
истинного Бога, как познали
Тебя христианские страны!».
Такое свидетельство
сохранил нам Несторлетописец.
46.
Послекрещения
киевлян
князь
Владимир приказал
тотчас воздвигать по
всему городу церкви.
Причем храмы ставили
на тех местах, где
раньше были кумиры.
План Древнего Киева
47.
Сразу же начали открываться школы, потомучто христианской стране нельзя было без
учения книжного.
48.
После Киева крещениестало совершаться и в
других русских городах.
Мартынов Н.У. Крещение Руси.
49.
Как крестили киевлянРусь языческая.
Жертвоприношение
Перуну
Коваленко И.А.
Доверяя сказаниям древнерусских писателей в целом,
некоторые историки в отдельных подробностях этих сказаний
сомневались. Все ли киевляне крестились по призыву своего
князя? Действительно ли с радостью люди шли ко крещению?
Не было ли насилия при крещении киевлян? Понимали ли
люди, что над ними совершается? Эти и другие подобные
вопросы уже не первое столетие беспокоят историков.
50.
На некоторые из них ясно отвечают сами летописныесказания. Крестились не все киевляне, потому что призыв
князя не был приказом. А слова «противен мне да будет»
не обязательно следует переводить «будет мне врагом».
К.В. Лебедев. Крещение Киян
51.
Летописец не утаивает, что приверженцы старой верыдаже плакали, когда Перуна палками отталкивали от
берегов Днепра и гнали вниз по течению.
В.М.Назарук. Часть диптиха Крещение Руси. Проводы Перуна
52.
53.
Подготовка ко крещению у киевлян была, конечно, разная,но ведь крестились люди города, где христианские храмы
стояли уже больше столетия. И нет ничего невероятного в
том, что люди радовались, идя ко крещению.
В.М.Назарук. Крещение Руси
54.
55.
Это можно наблюдать и в наше время, потому чтокрещение как духовное возрождение, как начало
новой жизни — событие радостное для человека.
Орлов Ю. Крещение
56.
Впрочем, митрополит Иларион говорит, что некоторыекрестились не по любви к новой вере, а по страху, поскольку
благоверие князя Владимира было «со властию сопряжено».
В.Г.Перов. Крещение Руси. Вторая половина 1870-х-начало 1880-х
57.
А для многих решающеедействие оказал пример
князя и бояр. Люди
говорили:
«Если
бы
крещение и вера не были
добрым делом, то не
приняли бы этого наш
князь и бояре».
Ефошкин С.Н.
Крещение в водах
Днепра.
58.
Михаил Шаньков .Крещение Руси.
59.
Крещение в НовгородеДобрыня, дядя князя Владимира, ставивший когда-то
кумиров в Новгороде, сам же после крещения в Киеве
поехал в Новгород истреблять идолов. Об этих событиях
повествует одна из летописей — Иоакимовская, - отрывки
из которой сохранились в «Истории Российской с самых
древнейших времен» В. Н. Татищева.
Крещение княжеской дружины. Радзивилловская летопись. 15 в
60.
СтаниславБабюк.
Свержение
Перуна.
Ссылаясь на эту летопись, историк говорит, что в Новгороде
из-за крещения вышло целое военное столкновение.
Язычники не хотели допустить истребления идолов. Начались
волнения в народе. Против принятия крещения особенно
возбуждал людей чародей по прозвищу Соловей.
61.
Епископ со священниками ходил по городу и учил людей. За двадня покрестились сотни человек. А потом народные волнения
усилились. Тысяцкий Путята вступил в жестокую сечу, а Добрыня
приказал поджечь некоторые дома на берегу Волхова.
Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд), А. П. Рябушкин, 1898 год
62.
Поэтому о крещении новгородцев сохранилась пословица:«Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Но христианство
вскоре утвердилось в Новгороде, и этот древний и славный
город стал одним из главных церковных центров Руси.
Иванов С.В. Христианство и язычество
63.
Десятинная церковьДесятинная церковь. Вариант
реконструкции М.В.Холостенко.
Десятинная церковь — первая каменная церковь на Руси.
64.
В. П. Верещагин. Закладка десятинной церкви в Киеве65.
Князь Владимир на освящении Десятинной церквиВот как о ее создании повествует летописец Нестор:
«Затем жил Владимир в христианском законе и задумал
создать церковь Пресвятой Богородице, и послал
привести мастеров из Греческой земли. И начал ее
строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами».
66.
Когдацерковь
была
построена, князь Владимир
сказал: «Даю церкви этой
Святой
Богородицы
десятую часть от богатств
моих и моих городов».
Поэтому она и стала
называться Десятинной.
Десятинная церковь, X век.
Модель Д. Мазюкевича.
67.
В день освящения церквикнязь устроил праздник
великий боярам, старцам
городским, а бедным
раздал много богатства. В
этой церкви служить
стали
священники,
пришедшие из Корсуня.
Ефошкин С.Н.
У Десятинной
церкви.
68.
69.
Развалины Десятинной церкви70.
Десятинная церковь, фундаментМозаика Десятинной церкви
Сюда же поместили иконы, кресты и другие святыни,
принесенные из Корсуня после крещения там князя
Владимира. До постройки Софийского собора
Десятинная церковь была главным храмом на Руси.
71.
Перемена в жизни князяЛетописец отмечает разительную
перемену
в
жизни
князя
Владимира, которая наступила
после
его
крещения.
Он
продолжал
оставаться
победоносным полководцем и
мудрым строителем государства,
но в отношении к людям стал
примером доброты, милосердия
и сострадания.
Икона начала XIX века
72.
Одно время он не решалсядаже утверждать приговоры
о справедливом наказании
преступников. О перемене в
жизни князя Владимира
говорят такие его слова:
«Боюсь греха!».
Равноапостольный князь
Владимир. Икона 19 века
73.
А его милостыни бедным былиогромны. «Устроил он и такое:
сказав, что «немощные и больные
не могут добраться до двора
моего»,
приказал
снарядить
телеги, наложив на них хлеб, мясо,
рыбу, различные плоды, мед в
бочках, а в других квас, развозить
по городу, спрашивая: «Где
больной, нищий или кто не может
ходить?». И раздавали тем все
необходимое».
Такое
свидетельство сохранила летопись
о милосердии просветителя Руси.
Князь Владимир.
Дионисий
74.
Первые плоды христианства на РусиВладимир посылает
Бориса против
печенегов. Миниатюра
из рукописи XIV века
В 1015 году печенеги пошли походом на Русь, и князь послал
любимого сына своего Бориса защищать Русскую землю.
75.
Миниатюра Борис идет на печенегов.76.
Во время похода Бориса князьВладимир неожиданно заболел
и 15 июля 1015 года скончался.
Погребли святого князя в
Десятинной церкви; похоронили
с плачем, особенно плакали о
нем бедные люди как о своем
заступнике и кормильце.
Равноапостольный князь Владимир.
Стенная роспись В.М.Васнецова,
Свято-Владимирский собор в Киеве
77.
Нестеров Андрей. Святополк ОкаянныйСвятополк
Святополк, старший сын Владимира, зная, что
Борис с дружиной может возвратиться в Киев,
послал к нему наемных убийц.
78.
КнязюБорису
сказала
отцова дружина: «Пойди,
сядь в Киеве на отцовском
столе!». Но Борис, не желая
вражды и братоубийства,
сказал: «Не подниму руки
на брата своего старшего:
если и отец мой умер, то
пусть этот будет мне вместо
отца». Услышав это, воины
разошлись от него.
Святой Борис.
Нестеров М.В.
79.
«Сказание о Борисе и Глебе»А
убийцы,
посланные
Святополком,
пришли
ночью на реку Альту, напали
на шатер князя Бориса и, как
звери дикие, пронзили его
копьем, и убили слугу его.
Убийство Бориса. Миниатюра Сказания о Борисе
и Глебе из Сильвестровского сборника.
Анна Кудинова,
Дарья Шабалина
80.
Святой великомученик Борис. Демаков Е.А.81.
Затем Святополк подослалубийц и к младшему брату
Бориса — Глебу, и убили
юного князя.
Убиение Глеба Владимировича
(конец 15 в., Радзивилловская летопись)
Анна Кудинова, Дарья Шабалина
82.
Святой великомученик Глеб. Демаков Е.А.83.
Святополк получил прозвище Окаянного. А братья Борис иГлеб стали почитаться как мученики, как молитвенники за
землю Русскую, как образцы христианских добродетелей.
84.
Миниатюра Битва Ярослава со Святополком (конец 15 в., Радзивилловская летопись)Прославление Бориса и Глеба совершилось в
правление Ярослава Мудрого, который изгнал из
пределов Руси Святополка Окаянного.
85.
«Сказание о Борисе и Глебе»—
один
из
самых
замечательных
памятников
русской литературы. Житие
святых братьев, пострадавших,
когда не прошло и трех
десятков лет со дня крещения
Руси, стало любимым чтением
древнерусского читателя.
«Сказание о Борисе и Глебе». Лицевые миниатюры из
Сильвестровского сборника XIV века. 1. Князь Владимир посылает
Бориса против печенегов. 2. Смерть князя Владимира.
86.
Посланнымот
брата
убийцам
князь
Борис,
обливаясь слезами, говорит:
«Братья,
приступивши,
заканчивайте
порученное
вам. И да будет мир брату
моему и вам, братья».
Святой Борис.
Нестеров М.В.
87.
Русь приняла крещение, и жизньрусского
человека
стала
устраиваться
на
новых,
христианских началах. Летописец
постоянно напоминает своему
читателю заповеди Нового Завета.
Древнерусский
писатель
предлагает чудное «Сказание о
Борисе и Глебе» — братьях,
которые, живя по новой вере, не
захотели обратиться к прежнему
обычаю мщения и братоубийства.
Святые великомученики Борис и Глеб.
Демаков Е.А.
88.
Мы знаем, что еще несколькостолетий
княжеские
междоусобицы будут терзать
Русскую землю. Но, может
быть, потому и любил
древнерусский
книжник
переписывать, а читатель —
читать житие святых братьев,
которые своим примером
утверждали иной, вечный
смысл жизни.
Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом.
Икона XV века