Похожие презентации:
Великая степь в период Золотой Орды (XIII-XV вв.). Лекция 3
1.
Д.СЕРІКБАЕВ атындағыШЫҒЫС ҚАЗАҚСТАН
ТЕХНИКАЛЫҚ УНИВЕРСИТЕТІ
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Д.СЕРИКБАЕВА
Великая степь в период
Золотой Орды (XIII-XV вв.)
2.
План лекции:1. Чингиз хан и образование Монгольской
империи. Подчинение Чингисханом
Восточного Туркестана и Семиречья.
Завоевание территории Средней Азии и
Казахстана монголами. Казахстан в составе
трех монгольских улусов.
2. Образование Золотой Орды как
евразийской империи: территория,
этнические процессы, культурный симбиоз.
3. Средневековые государства в XIV-XV вв.
3.
Источники:Рашид-ад-Дин
Плано Карпини
Ибн-Васыль
Арабский историк Ибн аль-Асир
Арабский историк Ибн аль-Асир
Электронный ресурс:
https://e-history.kz/
https://www.youtube.com/watch?v=YxXwj43dmjk
https://elbasylibrary.gov.kz/
https://www.kazportal.kz/zolotaya-orda/
4.
Чингиз хан и образование Монгольской империи.Подчинение Чингисханом Восточного Туркестана и
Семиречья. Завоевание территории Средней Азии и
Казахстана монголами. Казахстан в составе трех
монгольских улусов.
5.
В начале XIII века в глубинных районахАзии образовалось Монгольское
государство, основатель которого Темучин
(1155-1227) объединил под своей властью
почти все племена Монголии.
6.
Весна 1206 гу истоков реки Онон монгольская знать
собралась на курултай и торжественно
провозгласила Темучина правителем
всех монголов под именем Чингисхан.
7.
волхв Кэкчу-Теб-Тенгри сказал:«Всевышний Бог дарует тебе царство лица
земного. Теперь, когда побеждены твоей
десницей государи этих земель, называемые
каждый Гурханом, и их области достались
тебе, то пусть будет новое прозвище
«Чингис». Ты стал царем царей, Всевышний
Господь повелел, чтобы название твое было
Чингисхан. Царь царей и Государь государей»
. Все одобрили и утвердили это имя.
Впоследствии его титул был выражен
формулой, вырезанной на яшмовой печати:
«Бог - на Небе, Ха-хан - Могущество Божие на
Земле. Печать Владыки Человечества».
8.
был обнародован Великий Джасак (ясак,1206ясы) Чингисхана - это кодифицированное
монгольское обычное право
первая часть «Билик» сборник «Изречений
Чингисхана», она
содержит мысли,
наставления и
законодательные
решения как общего,
теоретического
характера, так и
высказанные по поводу
различных конкретных
случаев.
Вторая часть собственно Джасак это свод
положительных
законов, военных и
гражданских, с
установлением
соответствующего
наказания за их
неисполнение.
9.
* Строгое соблюдение законов* Терпимость в вопросах к религии
*Почтение к храмам,к духовным лицам,
старшим
*Милосердие к нищим
*Строгий контроль над семейно жизнью
Успешное развитие государства
Превращение в могучую империю
10.
Военный принцип организациигосударства
Вся территория и население делились на
центр, правое и левое крыло;
в основе лежала десятичная система, были
установлены строжайшая дисциплина и четкая
организация.
У Чингисхана гвардия состояла из воинов
аристократического происхождения.
Высшей воинской единицей был тумен - 10 тыс.
воинов, но был еще и туг - 100 тыс. воинов.
11.
12.
Была тяжелая (мечники) и легкая конница (лучники).Монголы применяли разнообразные приемы боя - притворное бегство,
заманивание противника в засаду, воевали знаменитой «монгольской
лавой» до пяти параллелей воинов.
В атаку монголы шли с диким криком, но воевали и молча - «внемую»,
т. е. обмениваясь знаками - флагами, а ночью - фонарями.
Каждый монгольский воин имел с собой пилу, шило, иголки, нитки,
глиняный сосуд для варки пищи, фляжку около 2 литров,
неприкосновенный запас, состоящий из сухого молока, сушеного мяса и
сменного белья. Когда продуктов не хватало, воин рассекал вену своей
лошади и пил до полулитра крови, потом перевязывал рану.
Каждый воин имел от одного до четырех заводных коней. Кони
монголов были «выдрессированы как собаки», благодаря чему они то
стремительно размыкались, то собирались в кучки, и монголы грозили
атакой то в одном, то в другом месте, сами не принимая сомкнутой
атаки противника.
Такими действиями они изматывали врага физически и морально
настолько, что он иногда сдавался еще до вступления в дело тяжелой
кавалерии.
13.
Уже в первом десятилетии XII века монголы подчинили себе народы ЮжнойСибири и затем вторглись в Китай, фактически контролировали весь
Восточный Туркестан и Китай к северу от Хуанхэ. Теперь на пути
Чингисхана в Восточную Европу и Переднюю Азию лежали Казахстан и
Средняя Азия.
В своих отношениях с тюркскими народами Чингисхан активно использовал
дипломатию под лозунгом объединения всех кочевников Центральной Азии,
их консолидации в единую империю. Нередко это приводило к заключению
союзнических отношений, в том числе и сопровождавшихся династийными
браками. В период возвышения Чингисхана его главными противниками
были уйгуры, кереиты, найманы, меркиты. Союзнические отношения
монголы установили с уйгурами, а историк Рашид-ад-Дин писал о том, что,
когда монголы вторглись в Семиречье, глава карлуков Арслан-хан
добровольно им подчинился, принес дары Чингисхану и выразил желание
стать его сыном. Присоединившиеся к монголам уйгуры, карлуки, часть
найманов, кыпчаков и других тюркских племен воевали на их стороне.
14.
Поводом длявооруженного вторжения
монголов в Казахстан
послужила так
называемая
«Отрарская катастрофа».
15.
СыгнакБухара
Самарканд
1219-1224 гг Казахстан
и Средняя Азия вошли
в состав Монгольской
империи.
16.
Чингисхан умер в возрасте 72 лет в год«гаха», год кабана, и похоронен у
. истоков реки Онон на горе БурханКалдан в месте, которое избрал еще
при жизни. Покорил «сотрясатель
Вселенной» четыре пятых
территории Старого Света с
населением свыше 1 млрд. человек. И
над всей обширной равниной Европы и
Азии в XIII веке установилось «единое
геополитическое начало» .
17.
18.
Последствия:*разрушения и опустошения, неисчислимые бедствия.
(Об этом свидетельствовал Плано Карпини, посол Папы
Римского при дворе великого хана монголов, который в 12451247 годах побывал в Южном и Юго-Восточном Казахстане)
*Монголы полностью уничтожили южноказахстанские города
Отрар, Сыгнак, Ашнас.
*Монгольское завоевание сопровождалось истреблением людей,
обращением их в рабство, разрушением оазисов,
производительных сил, уничтожением материальных и
культурных ценностей. Арабский историк Ибн аль-Асир писал
об этом: «Если бы кто сказал, что с тех пор, как Аллах
Всемогущий и Всевышний создал человека, по настоящее время
мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав...
Может быть, род людской и не увидит ничего подобного этому
событию до представления света и исчезновения мира» .
Немало представителей племен, населявших Казахстан,
оказалось из-за монгольского завоевания в Венгрии, на
Балканах, Индии, Египте, Китае.
19.
Жители Казахстана не прекращали освободительной борьбы противзавоевателей. По данным арабского писателя Ибн-Васыля, в 1229-1230
годах в Западном Казахстане вспыхнуло восстание против монголов. В
1237 году оно разгорелось с новой силой, здесь выделялся отряд кыпчаков
во главе с Бачманом. Об этом также сообщают китайские и персидские
источники XIII-XIV веков. О масштабах восстания под руководством
Бачмана из племени ольбурлик говорит тот факт, что для его поимки
внуком Чингисхана Мун-кэ был снаряжен отряд из 20 тыс. воинов, а когда
он укрылся на одном из островов на Волге, то была снаряжена флотилия
из 200 судов. Плененного Бачмана перед казнью монголы хотели
поставить на колени, на что тот ответил: «Я сам вождь и не боюсь смерти.
Я не верблюд, чтобы становиться на колени».
Оказавшиеся за пределами своей Родины эмигранты, а также гулямы и
мамлюки из Казахстана сыграли значительную роль в развитии соседних
государств и целых регионов. Примером могут служить Делийский и
Египетский султанаты.
20.
По сведениям мусульманского автора Ибн аль-Асира, в 12201221 годах 30 тыс. тюрков из государства Хорезмшахов,преследуемых монголами, с боями пришли в Индию. В их
составе были не только воины, но и поэты, ученые,
религиозные деятели, вследствие чего в XIII веке Дели стал
одним из значительных центров культурной жизни Индии и
всего Востока. Сюда стекались эмигранты из Самарканда,
Бухары, Отрара, Герата и других городов - жертв нашествий
Чингисхана. Основателем кыпчакской правящей династии
Шамсийя в Делийском султанате стал кыпчак Музаффар
Ельтутмиш. Его дочь Разийя была единственной законной
наследницей, коронованной в странах исламского мира. Она
носила титулы: «Опора женщин, владычица эпохи»,
«Любимица мира и веры». Сам Ельтутмиш, его
предшественник Айбек и последователи Разийя и Балбан
оказали заметное влияние на развитие Индии, защитили ее от
монгольского порабощения.
21.
Египет тоже испытал пришествие к власти выходцев изКазахстана, что было вызвано монгольскими завоеваниями
XIII века. Кыпчаки Кутуз и Бейбарс сделали многое для того,
чтобы остановить продвижение монголов на мусульманский
Восток. А кыпчак Калаун положил начало династии, которая
правила в этой стране 103 года. Особенно выделялся его
единственный сын Ан-Насир от монгольской принцессы
Аслун, который правил Египтом 43 года. Все эти правители
оставили после себя не только боевую славу, спасли своим
мужеством и героизмом арабскую мусульманскую
цивилизацию от нашествия монголов, но и внесли огромный
вклад в ее культуру, в развитие искусства, науки, литературы.
Шедеврами архитектуры являются мечети, мавзолеи, медресе,
муристаны, акведуки и другие грандиозные сооружения. Всего
за время правления мамлюков только в Каире было построено
150 великолепных зданий - произведений архитектурного
искусства
22.
улусыУлус Джучи (Бату)
От Иртыша,
северное
Семиречье,
Восточный Дешт-иКыпчак до нижнего
поволжья
Ставка в долине
Иртыша
Улус Чагатая
включал в себя
Южный и ЮгоВосточный
Казахстан,
Восточный
Туркестан и
Мавераннахр.
Ставка
располагалась в
долине реки Или.
улус Угэдэя
вошли северовосточная часть
Семиречья,
Западная
Монголия, район
Верхнего Иртыша
и Тарбагатая.
Ставка
находилась в
районе Чугу-чака.
23.
24.
.Образование
Золотой Орды как
евразийской империи:
территория, этнические
процессы, культурный
симбиоз.
25.
.26.
Преемник Джучи Бату предпринял завоевательныепоходы в Западный Дешт-и Кыпчак, в земли
волжских булгар и на русские княжества, в Польшу,
Венгрию, Чехию и дальше. В результате 1236-1242
годах под его властью оказались земли до низовьев
Дуная, включая Крым. На всей этой огромной
территории от верховьев Оби и Иртыша до низовьев
Волги и Амударьи Бату-ханом было основано
государство Золотая Орда со столицей в Сарай-Бату
(близ Астрахани), позднее - в Сарай-Берке (близ
Волгограда), во время правления брата Бату - Беркехана (1257-1266).
27.
28.
Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIVвека, особенно при Узбек-хане (1312-1342), в 1312 году объявившего
ислам государственной религией, а также при его сыне Жанибеке (13421357). Однако во второй половине XIV века она стала распадаться на
самостоятельные улусы. На территории Восточного Дешт-и Кыпчака из
Золотой Орды выделилось самостоятельное государство Ак Орда.
Первоначально Восточный Дешт-и Кыпчак, северо-восточная часть
Семиречья, Прииртышье были улусом старшего сына Джучи ОрдаЕджена и назывались Кок Орда. А владения по рекам Яик, Иргиз,
Тобол, Сарысу, Приаральские степи, низовья Сырдарьи вошли в состав
улуса другого сына Джучи - Шайбана, и назывался он Ак Орда. После
вхождения улуса Шайбана в состав улуса Орда-Еджена Ак Ордой стало
именоваться все государство. Таким образом, в XIV веке практически
вся территория Казахстана, за исключением Семиречья, которое
входило в состав улуса Чагатаидов, называлась Ак Ордой, ее центр
находился в Сыгнаке. С конца XIV века земли Ак Орды назывались
также Узбекским улусом. Фактически самостоятельной Ак Орда стала к
середине XIV века при ханах Ерзене и Мубарак-ходже (1320-1344).
Значительно укрепилась она при хане Урусе (1361-1380).
29.
30.
31.
32.
33.
На месте улуса Чагатая во время правления Хайду (1269-1301) - внука Угэдэя - в1269 году оформилось государство Хайду, его территория простиралась от Алтая
до Сырдарьи и Амударьи. В середине XIV века оно распалось на две
самостоятельные части. В восточной части, в которую входил северо-восток
Средней Азии, Семиречье и Восточный Туркестан, образовалось государство
Моголистан. Основателем династии его правителей стал чагатаид Тоглук-Тимур
(1347-1362). В западной части - в Мавераннахре (Мавераннахр - междуречье
Сырдарьи и Амударьи, известен на западе под названием Трансоксиана)
возникло государство эмира Тимура (1336-1405), который в 1370 году установил
здесь свою власть и правил 35 лет. Эмир Тимур - сын бека Тарагая из
тюркизированного монгольского пле¬мени барлас - стремился объединить под
своей властью Среднюю Азию и создать огромную империю, но этому
препятствовала Золотая Орда. Для того чтобы сломить ее, Тимур вел
захватнические походы против Ак Орды и Моголистана. В 70-80-х годах он
совершил около десяти походов против этих государств, в результате которых
их самостоятельности был нанесен удар. Степные территории формально не
были присоединены к империи Тимура, но Южный Казахстан с городами Сыгнак,
Отрар, Сауран, Ясы, Сайрам фактически был утерян. На престол в Сыгнаке был
возведен ставленник Тимура Тохтамыш - сын казненного Урус-ханом удельного
владетеля Мангыстау джучида Туй-Ходжа-оглана. Тохтамыш захватил столицу
Золотой Орды Сарай и попытался освободиться от опеки Тимура, но в
результате походов Тимура в 1395 году был разбит и низвергнут с престола.
34.
В «Зафар-наме» - Книге побед Амира Тимура ШарафАддина Али Йазди в главе «Речь о походе государя
Сахибки-рана на Дашти Кипчак» читаем: «В среду 28
марта 1391 г. достигли одной горы, называемой Кичи
Таг (южные отроги гор Улытау в Центральном
Казахстане. Там остановились на один день, а утром
пустились в путь и достигли горы Улуг Таг (Улытау, в
100 км севернее Жезказгана. Государь Сахибкиран
взобрался на Улуг Таг и, окинув взором степь, увидел
всю ее зеленой. Оттуда он дал приказ: «Пусть воины
несут сюда камни. Мы поставим здесь знак, который
будет памятником от нас. Так в горах Улытау в 1391 году
был установлен «камень Тимура».
В 1935 году его обнаружил К. И. Сатпаев, а в 1936 году
он был вывезен в Эрмитаж в Санкт-Петербурге, где и
поныне хранится. На камне можно различить 11 строк,
3 из них на арабском языке - текст из Корана.
Остальные - тюркская надпись о том, что в 1391 году
султан Турана Амир Тимур с 200-тысячной армией
здесь проходил на войну против Тохтамыша. Дата
выполнения надписи 28 апреля 1391 года .
35.
К концу жизни эмира его держава включала в себя Мавераннахр,Туркестан, Хорезм, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, часть Индии.
Зимой 1404/05 года он выступил с походом на Китай через Южный
Казахстан, но в феврале 1405 года умер в Отраре. Похоронен он в
Самарканде в величественном мавзолее Гур Эмир, где все сделано в духе
правоверности, присущей Сахибкирану, например, купол здания
высотой 12,5 м, диаметром 15 м, имеет 63 ребра, равных годам жизни
пророка Мухаммеда. Надгробие Тимура - это редчайший темно-зеленый
нефрит, который был местом поклонения во дворце китайских
императоров. Он расколот пополам, согласно одному из преданий во
время его похищения персидским Надир-шахом в 1740 году, который
потом вернул его после того, как Надир-шаха и его народ стали
преследовать неудачи, болезни и т.п. На надгробии написаны
родословная Тимура, Чингисхана и другие сведения. Самое большое
надгробие в усыпальнице - это надгробие духовного наставника и
учителя Тимура Мир Сайд Барака, у его ног надгробие его внука
Улугбека, здесь также похоронены его сыновья Шахрух, Миран-шах и
внук Мухаммад Султан .
36.
Таким образом, монголы оставили после себя на территории Казахстанаправящую верхушку - «ак суйек» («белую кость»). Общество управлялось на
основе строгого соблюдения закона, обязательного для всех, начиная от главы
государства и кончая последним подданным. Власть монгольских правителей в
покоренных странах осуществлялась через их наместников - беков, баскаков;
система правления фактически оставалась прежней, но под контролем монголов.
Действовали «Ясы Чингис¬хана». Взимание налогов производилось на основании
строго определенной системы, вводились казенная почта, административное
управление. Монголы опирались на тюрков, роль которых в конечном итоге в
евразийской этнополитической истории возросла.
В XIV-XV веках на территории Казахстана возрождались разрушенные монголами
города, земледельческие оазисы, развивалось кочевое и полукочевое скотоводство,
что привело к росту производительных сил, торговых отношений, культурных и
хозяйственных взаимосвязей с соседними регионами. В области социальноэкономических отношений получил развитие процесс феодализации. В силу
специфики кочевого общества он имел на территории Казахстана свои
особенности, но все же ряд признаков феодальных отношений присутствовал.
Отличительной чертой явилось то, что они проявлялись не столько в социальноэкономической сфере, сколько в социально-политической организации общества.
В частности, существовала система феодов как наследственных владений
аристократии - вассалов правителя государства, а также уделов, полученных ее
представителями за выполнение государственной службы. С вассальноленной
системой связаны иерархия, вассалитет, раздробленность государства на уделы,
существование междоусобиц - все это институты феодальных отношений.
37.
Социальная структура населения Казахстана в XIV-XV веках быласословно-классовая. Господствующую верхушку составляли прежде всего
представители династии Чингизидов - ханы, а также неханствующие
чингизиды - султаны, огланы. Они опирались на поддержку
аристократии племен и родов, состоящей из эмиров, беков, биев, баев.
Массы оседлого и кочевого населения обозначались термином «кара-чу» простолюдины, чернь.
В XIV-XV веках государства Ак Орда, Моголистан, ханство Абулхайра,
Но¬гайская Орда по традиции назывались улусами - это были удельные
владения членов правящей династии Чингизидов в рамках империи, но
по мере роста их самостоя¬тельности понятие «улус» приобрело значение
«государство». Главой государства был хан, власть которого переходила
по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан
избирался родоплеменной знатью, при этом соблюдался традиционный
обряд провозглашения ханом. Реальная власть хана зависела от
чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со
знатью, ханский совет назывался по-разному - мажилис, диван.
Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они
управляли от имени хана, в случае войны выставляли ополчение,
отдавали хану часть взимаемых с подвластного населения налогов. Хан
имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение.
38.
Государства на территории Казахстана в XIV-XV веках представляли собойустойчивые политические структуры, обеспечивающие самостоятельное социальноэкономическое развитие и возможность сохранения целостности, защиты территории
от посягательств соседей.
В начале XIV века образование государств в Казахстане в послемонгольское время
на местной этнической основе привело к тому, что эти государства стремились
возродить экономические связи кочевников и оседлого населения. Это
способствовало восстановлению и подъему городской культуры и особенно таких
городов, как Сыгнак, Сауран, Отрар, Сарайчик и др. Город Сарайчик (Сарайшик,
Сарайджук) становится важным центром в XIII - XVI вв. Его развалины находятся
на правом берегу Урала в 50 км к северу от г. Аты-рау . В городах развивалось
ремесло - гончарное, кирпичеобжигательное, медницкое, бронзолитейное, ювелирное,
стеклоделие, костерезное, камнерезное, ткачество и ковроделие. Восстанавливалась
торговля, к середине XV века наблюдалось развитие товарно-денежных отношений в
Средней Азии, о чем свидетельствуют многочисленные находки монет в Отраре,
Туркестане и других городах юга Казахстана.
Памятниками архитектуры того времени являются Мавзолей Джучи-хана (XIV в.) в
Централь¬ном Казахстане, Мавзолей Дауд-бека (XIV в.) в Таразе, Мавзолей Алашахана (XIV-XV вв.) в Цен¬тральном Казахстане (ил. 130, 131), Мавзолей Ходжи
Ахмеда Ясави (XIV-XV вв.) в Туркестане, Мавзолей Кок-Кесене в Сыгнаке, соборная
мечеть и баня городища Отрар (XIV-XV вв.).
39.
В XIV-XV веках развивается фольклор, представленный разнообразнымимифами. Популярностью пользовались волшебно-героические сказки, например
«Ер-Тестік», «Аязби». В тот период циклизировались и превратились в
эпические повествования до того времени разрозненные сказа¬ния об
Алпамысе, Кобланды, Саине, Козы Корпеше. Известны также имена жыршы,
жырау Котана (XIV в.), Сыпыра (XIV-XV вв.). Из письменной литературы
можно выделить «Кодекс Куманикус» (XIV в.) - образец научно-учебной,
частично художественной литературы. Памятниками письменной литературы
являются также «Огуз-наме», произведение Хорезми «Мухаббат-наме», Кутба
«Хосров и Ширин» и др.
К XV веку мусульманское вероучение становится господствующим в среде
постмонгольской кочевой элиты. Это связано с именем Берке-хана, который
всячески способствовал распространению ислама в Золотой Орде, а также
благодаря Узбек-хану. Вот как об этом писал Шакарим в «Шежи-ре»
(«Родословной...»): «Хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в
улусе его и предки наши стали называться озбеками. Хан Озбек был
мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры
народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда
выражение в народе «Вера нам от Озбека осталась». По имени этого хана и весь
улус Джучи стал называться озбеками (узбекским)». Однако в XIV-XV веках
наряду с исламом в среде населения Казахстана важную роль играли
доисламские верования и культы.