Культура Древней Руси X – начало XIII вв.
Периодизация (совпадает с общеисторической):
Особенности первых периодов русской культуры:
Периоды Древнерусской культуры:
Общие черты с западноевропейской культурой вызваны:
Социальный заказ:
Проблемы сохранности памятников культуры
Сокровищница Древнерусской культуры
Дохристианская письменность славян
Образование (Х век)
Образование (ХI век)
О чём свидетельствуют факты?
Литература светского содержания
Летописание
Повесть временных лет
Летописание периода раздробленности
Житийная литература
Поучения, наставления
Хождения
Художественная литература
Архитектура Древней Руси
Софийские соборы
НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
Фрагмент фрески «Семья Ярослава Мудрого» XI-XII в.в.
МУЗЫКА
20.53M
Категория: ИсторияИстория

Культура Древней Руси X – начало XIII вв

1. Культура Древней Руси X – начало XIII вв.

2.

Культура – совокупность
материальных и духовных
ценностей, созданных трудом
человека.

3. Периодизация (совпадает с общеисторической):

1. Культура Руси до монгольского
нашествия (IX - XIII вв.).
2. Средневековая культура (XIII - XVII
вв.).
3. Культура нового времени (XVIII - XIX
вв.).
4. Культура новейшего времени (ХХ –
начало ХХI вв)

4. Особенности первых периодов русской культуры:

1. Общая замедленность темпов
развития.
2. Традиционализм.
3. Господство религиозного
мировоззрения.
4. Отсутствие науки, но происходит
активное накопление знаний.

5. Периоды Древнерусской культуры:

1. Культура восточно-славянских племен
(языческое мировоззрение).
2. Культура Киевской Руси (синтез
достижений восточных славян и
христианской культуры Византии).
3. Культура периода феодальной
раздробленности (на базе культуры
Киевской Руси формируются
обособленные культурнохудожественные школы).

6.

Схема

7. Общие черты с западноевропейской культурой вызваны:

1. Однотипностью социально-
экономического развития, сходством
социальной структуры.
2. Определяющей ролью христианских
ценностей.

8. Социальный заказ:

1.
Укрепляющееся государство финансировало
культурные объекты для укрепления своего
авторитета.
2.
Христианская церковь также не жалела
средств на создание произведений искусства
для укрепления новой веры.
3.
Нарождающаяся знать стремилась украсить
свой быт произведениями искусства.
По этим трём направлениям и финансировалась
культура того времени.

9. Проблемы сохранности памятников культуры

Утрата в ходе военных действий и пожаров.
Вывоз культурных ценностей за пределы
страны.
Разрушение объектов культуры в период
богоборчества в СССР.
Способы хранения.
Регулярные «поновления» произведений
изобразительного искусства.

10. Сокровищница Древнерусской культуры

11.

Письменность,
грамотность

12. Дохристианская письменность славян

Черты и
резы
«Прежде ведь славяне не имели букв, но
по чертам и резам читали, ими же
гадали, погаными будучи. Крестившись,
римскими и греческими письменами
пытались писать славянскую речь без
устроения».
Страница из «рассказа…» Черноризца
Храбра (Х в.) в редакции «Острожского
букваря» Ивана Фёдорова с цитатой

13.

14.

Возникновение письменности
Кирилл и Мефодий
вт. половина IХ в.

15.

16.

Гнёздовский сосуд.
Смоленская область
Начало Х в.

17.

Берестяные грамоты

18.

19. Образование (Х век)

«И поставил (Владимир) церковь во имя
святого Василия на холме, где стоял идол
Перуна и другие и где творили им требы князь
и люди. И по другим городам стали ставить
церкви и определять в них попов, и приводить
людей на крещение по всем городам и селам.
Послал он собирать у лучших людей детей и
отдавать их в обучение книжное. Матери же
детей этих плакали о них; ибо не утвердились
еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых»
ПВЛ

20. Образование (ХI век)

«В лето 6538. (1030 г.). Иде Ярослав на Чюдь, и
победи я, и постави город Юрьев. И прииде к
Новугороду, и събрав от старост и от попов
детей 300 учити книгом».
Софийская летопись

21. О чём свидетельствуют факты?

Ремесленники «подписывали» свои изделия
Женщины «подписывали» пряслица
Сапожник вырезал имя заказчика на колодке
Надпись киевского гончара на амфоре:
«Благодатнейшая полна корчага сия»
«Граффити» на стенах соборов: «Господи
помозе», «Якиме стое успе», «Кузьма порося»

22.

Литература

23.

«Остромирово Евангелие», середина XI в.
Древнейшая книга
Пергамен, 294 листа
Переписана с болгарского
оригинала
по заказу новгородского
посадника Остромира
Оклад
Хранится в РНБ, СПб

24.

«Изборник Святослава» 1073 г.
Богословская
энциклопедия, перевод
с греческого для
Святослава Ярославича
266 листов
Хранится в ГИМ, Москва

25.

ВСЕГО:
XI век – 7 книг
XII век – 8 книг

26. Литература светского содержания

Козьма Индикоплов
«Космография»
Иосиф Флавий
«Иудейская война»
Георгий Амортол
«Хронограф»

27. Летописание

Нестор летописец.
Скульптор Антакольский
1892 г.

28. Повесть временных лет

•Первая редакция – 1113 г.
Нестор для Святополка II
Изяславича (Киев)
•Вторая редакция – 1116 г.
Сильвестр для Вл. Мономаха
(Киев)
•Третья редакция – 1118 г.
неизв. монах для Мстислава
Владимировича (Переяславль)

29. Летописание периода раздробленности

Псковская летопись – героическая военная
хроника
Ипатьевская летопись (Галицко-Волынская) –
наполнена описанием княжеских усобиц
Новгородская летопись – городская хроника
Лаврентьевская летопись (ВладимироСуздальская) – идея сильной великокняжеской
власти

30. Житийная литература

«Чтение
о Борисе и Глебе»
«Житие Феодосия
Печерского»

31. Поучения, наставления

Иларион
«Слово о законе и
благодати»
Даниил Заточник
«Слово» и «Моление»

32. Хождения

«Хожение игумена Даниила»
в Палестину»

33. Художественная литература

«Слово о полку Игореве»
Поход новгород-северского князя Игоря на
половцев 1185 – 1187 гг.

34.

Устное народное творчество
Былины
– поэтические сказания о прошлом

35. Архитектура Древней Руси

36.

Часть городской стены
Х век

37.

Славянская деревня Х в.
Новгородская область
Реконструкция

38.

39.

Зодчество – искусство
постройки и украшения зданий
Особенности деревянного древнерусского
зодчества:
Многоярусность строений;
Украшение сооружений башенками;
Определяющий тип постройки – терем;
Наличие пристроек (сени);
Художественная резьба по дереву.

40.

Реконструкция строений
Новгородского княжества

41.

42.

43.

Новгородский детинец (Кремль)

44.

Владимирский
Кремль

45.

Суздальский
Кремль

46.

47.

Десятинная церковь в Киеве. Х век

48.

Софийский собор в Киеве
1037 г.

49.

Софийский собор в Великом Новгороде
1045-1050 гг.

50. Софийские соборы

51.

52.

Крестовокупольный храм

53. НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

Основными чертами новгородского и псковского зодчества были
строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое
внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее
ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом
монастыре и церковь Спаса на Нередице.
Новгородский кремль
Церковь
Спаса на Нередице
Георгиевский собор в
Юрьевом монастыре
Псковский кремль
НАЗАД

54.

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре. XII в.

55.

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре. XII в.

56.

Церковь Спаса на
р.Нередице

57.

Церковь Спаса на
р.Нередице
XII в.

58. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко
выраженной декоративностью. Его своеобразием является ажурная
каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным
постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на
Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником
военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во
Владимире.
Церковь Покрова
на Нерли
Золотые ворота
во Владимире.
Успенский собор
на р. Клязьме
Дмитриевский собор
во Владимире
НАЗАД

59.

Георгиевский собор в
Юрьевом монастыре.
XII в.
Дмитриевский собор
во Владимире. XII в.

60.

61.

62.

63.

64.

Успенский собор во Владимире. XII в.

65.

Боголюбово. XII в.

66.

Единственное гражданское здание Древней Руси

67.

Покрова на Нерли. XII в.

68.

69.

70.

Золотые ворота в
Киеве
Х в.

71.

Золотые ворота
во Владимире
ХII в.

72.

Живопись
Мозаика «Благовещение. Мария.»

73.

Мозаика – изображение из
вдавленных в сырую штукатурку
стекловидных камешков;
Фреска - изображение, написанное
водяными красками по сырой
штукатурке;
Икона – живописное изображение
Бога или святых.

74. Фрагмент фрески «Семья Ярослава Мудрого» XI-XII в.в.

75.

Иконопись
Владимирская икона
Божией Матери
(на Руси с XII в.)

76.

Святые Борис и Глеб

77.

Миниатюра

78.

Художественное ремесло:
• оружейное
• ювелирное:
а) зернь
б) скань
в) перегородчатая эмаль
г) чернение серебра

79.

80.

81.

Височные кольца киевского
типа. Серебро. Зернь, скань. XI в.

82. МУЗЫКА

В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная
(языческая) музыка и христианское богослужебное пение.
Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный
фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах,
гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на
музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи — первые
древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта,
плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях,
бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского
календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим
песенным фольклором.
Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу
становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на
музыкальных инструментах.
Схема

83.

Гусли шестиструнные.
Первая половина XII в.
English     Русский Правила