708.35K
Категории: ЛитератураЛитература ЮморЮмор

Сатира. Теория. Этимология

1.

Сатира .Теория

2.

Этимология
Что означает слово «сатира»?
Термин «сатира» происходит от латинского слова satura,
которое означает «полное блюдо различных фруктов».
Первоначально его употребляли для обозначения узкого
жанра стихов, используемых в Древнем Риме.
Позже это понятие ассимилировалось с греческим глаголом
satyros, переводимым как «высмеять», а в Средние века
попало во французский (satire) и стало пониматься как
«стихотворная смесь» или «всякая всячина».
«Сатира» является заимствованием
через фр. Satire из лат. satira, более старая форма —
лат. satura (lanх) — блюдо с разными плодами, ежегодно
подносимое богам; десерт; смесь, стихотворная
смесь; переносное значение: смесь, всякая всячина.

3.

Первые сатирики
Традиционно создателем сатирического
литературного жанра считается древнегреческий
комедиограф Аристофан,
хотя в широком смысле этого слова первым
сатириком называют древнеримского писателя
Апулея.

4.

Сатира. Определение
Сати́ра-
вид комического, отличающийся от других видов (юмора,
иронии) резкостью обличения.
Сати́ра — резкое проявление комического в искусстве,
представляющее собой поэтическое унизительное
обличение явлений при помощи различных комических
средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска,
аллегории, пародии и другого.
Сати́ра
(лат. satira), вид комического, специфический способ изо
бражениядействительности, цель которогораскрыть её как нечто несообразное, несостоятельное и в
ызвать смех.

5.

Что такое сатира в литературе?
Сатира – жанр поэтического либо
прозаического произведения, в котором автор
изобличает пороки и слабости, используя
резкие, порой унизительные насмешки,
осмеивающие других людей, группы лиц или
существующую действительность.

6.

Сатирические приёмы
В сатирических
повествованиях
могут
использоваться
различные средства –
от пародий
и аллегорий до
сарказма
или гротеска.

7.

Сатирические приёмы
САРКАЗМ- один из видов сатирического
изобличения, язвительная насмешка,
высшая степень иронии, основанная не
только
на
усиленном
контрасте
подразумеваемого и выражаемого, но и
на немедленном намеренном обнажении
подразумеваемого.
ГРОТЕСК- причудливое смешение в образе
реального
и
фантастического,
прекрасного
и
безобразного,
трагического и комического – для более
впечатляющего выражения творческого
замысла.
ЭЗОПОВ ЯЗЫК- это иносказательный язык,
полный умолчаний, намёков, аллегорий.
Выражение происходит от имени
легендарного греческого баснописца
Эзопа. Эзоп был рабом - говорить
свободно о многом было для него
опасно, он обратился к аллегорической,
басенной форме(понятие впервые ввёл
М.Е.Салтыков-Щедрин).
ГИПЕРБОЛА- это стилистическая фигура
явного и намеренного преувеличения, с
целью усиления выразительности и
подчёркивания
сказанной
мысли,
например «я говорил это тысячу раз»
или «нам еды на полгода хватит».
АЛЛЕГОРИЯ- это развернутая метафора,
иносказание, троп, который усиливает
выразительность произведения путём
представления абстрактного понятия
конкретным образом или выражением.
ПЕРИФРАЗ (а)- это косвенное упоминание
объекта путём не называния, а
описания (например, «ночное светило»
= «луна» или «Люблю тебя, Петра
творенье!» = «Люблю тебя, СанктПетербург!»).

8.

Особенности сатиры
Одна из основных особенностей сатиры – это
возможность посмеяться в тех случаях, когда
положение человека является крайне плохим.
Сатирики изобличают даже такие трагедии, как
смерть, причём подобным способом они помогают
людям воспрянуть духом и на какое-то время
забыть о безвыходном положении.
Как правило, на сатире строятся тонкие шутки, она
выступает высшим проявлением философского ума
и дает возможность акцентировать внимание на
важных деталях.

9.

Против кого направлена сатира?
Чаще всего сатира используется для изобличения
действующей власти, затрагивает какие-либо
социальные проблемы или политические силы.
Например, в эпоху Просвещения в Англии
сатирические произведения позволяли высмеять
борьбу политических партий тори и вигов.
В XX веке в Европе этот жанр был направлен на
шаржированное изображение Первой мировой
войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы
существования Советского Союза сатира
высмеивала буржуазию и диктаторский образ
правления, а с наступлением периода «оттепели»
стала изобличать недостатки правления
Н.С.Хрущёва.

10.

Чем отличается сатира от юмора?
Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые
различия. Разница заключается в степени оценивания этих
комических жанров и реакции на них широкой публики.
Юмор – это демонстрация насмешливо-добродушного отношения
ко всевозможным нелепостям. Юмор не ставит цель осудить
пороки, но позволяет вызвать улыбку, принести удовольствие
людям.
Сатира, наоборот, высмеивает недостатки человека и общества.
Её можно назвать злым юмором, который не просто используется
для достижения смехового эффекта, а несёт в себе мораль и
философию. Сатира создаёт образ действительности,
выделяя в ней наиболее смешные или отрицательные черты.

11.

Виды смеха

12.

Примеры сатиры в литературе
Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда
отдельные его отрывки и сцены. Ярким образцом этого жанра вступает роман
Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», где автор
высмеивает отрешённого от жизни романтика, перепутавшего мечту с
реальностью.
Произведение Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» направлено
на изобличение убеждений жителей довоенных регионов южной части
Северной Америки, противоречивших моральным ценностям самого писателя.
К числу первых сатирических произведений, направленных против политики,
относится повесть Дж. Оруэлла «Скотный двор», где автор описывает
разговаривающих животных, задумавших управлять миром.
Ярослав Гашек посмеялся над событиями Первой мировой войны в
«Похождениях бравого солдата Швейка», продемонстрировав читателям
недостатки немецкого милитаризма.
Хорошим примером использования отдельных сатирических отрывков в
произведениях являются сцены во дворе гетмана во втором действии пьесы
М.А.Булгакова «Дни Турбиных». В этих сценах автор через героев показал
своё отношение к правлению гетман Скоропадского.

13.

Сатира в произведениях
Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но сильно её
влияние на лирику (А.С.Пушкин «На выздоровление
Лукулла» и др.; К.Ф. Рылеев
«Временщику»; М.Ю.Лермонтов «Дума» и др.;Н.А. Некрасов
«Размышление у парадного подъезда», и др.;В.В.Маяковский
«Прозаседавшиеся»);
на драматургию (Д.И.Фонвизин, А.С.
Грибоедов, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, В,В, Маяковский);
на эпос (Н.В.Гоголь поэма «Мертвые души», М.Е.СалтыковЩедрин «История одного города»и др.,А.П.Чехов «Хамелеон»,
А.Аверченко; М.А.Булгаков).

14.

Москва.Театр Сатиры

15.

Домашняя работа
Стр.132 выучить таблицу
English     Русский Правила