Похожие презентации:
Пенитенциарная тема в русской живописи
1.
ВИПЭ ФСИН РОССИИПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ТЕМА
В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Выполнила:
курсант 124 группы
Рожкова Д.А.
Вологда
2022
2.
ПланВведение
1. Николай Александрович Ярошенко:«Заключённый»,«Всюду
жизнь»
2.Николай Матвеев:«Свадьба в тюрьме»
3. Илья Репин:«Не ждали»
4.Владимир Егорович Маковский:«Осужденный», «Ожидание у
острога»
5.Константин Дмитриевич Флавицкий:«Княжна Тараканова»
Заключение
Список используемых электронных ресурсов
3.
введениеАктуальность темы: Данная тема имеет актуальность так
как, наказания за нарушения были тогда и есть сейчас, без
системы наказаний не обойтись. И конечно же это не могло
пройти мимо произведений искусства ,что вызывает интерес.
Цель работы : рассмотреть картины русских художников на
пенитенциарную тему , обратить внимание на детали и
особенности быта камеры заключения минувшего времени,
выяснить отношение к происходящим событиям.
Историография: К.А.Фишер,С.Н.Кондаков,Р.Голике и др.
4.
1. Николай Александрович Ярошенко «Заключённый»В 1878 г. Ярошенко написал картину
«Заключенный». Эта картина
создавалась в период крупных судебных
процессов над политическими. Сердца
тысяч русских людей были обращены к
тюремным замкам и крепостям. В тесной
камере-одиночке, словно вырубленной в
толще каменных стен, с койкой и
маленьким столом, на котором ломоть
хлеба, кружка и Евангелие — пиша
телесная и духовная, находится человек.
Промозглые зеленовато-бурые стены.
Свет едва проникает из тусклого
зарешеченного оконца. Тщетно пытается
узник увидеть из него свободный мир,
который манит краешком голубого неба.
5.
Прототипом для «Заключенного»Ярошенко выбрал писателя
Глеба Успенского. Как раз тогда
многие из интеллигенции,
ходившей в народ, были
осуждены царским
правительством, и поэтому сюжет
полотна непосредственно
связывался с политическими
событиями. Картина тревожила
зрителя, рождала сочувствие к
революционерам-народникам,
ненависть к правящим классам.
6.
Итак в картине Ярошенко мы можем рассмотреть тюремный бытдевятнадцатого века:
- кровать
-маленький тюремный столик
-кружка с водой
-Евангелие с крестом на
переплете
-надписи на стене, сделанные
-многочисленными обитателями
-камеры
-маленькое оконце
7.
«Всюду жизнь» Николай Александрович ЯрошенкоРаботать над картиной «Всюду
жизнь» Ярошенко начал в 1887
г. в Петербурге. Картина стала
популярной. Прежде всего, как
«арестантская», в то время
общественно значимая и остро
актуальная. Участь арестантов,
положение в тюрьмах
интересовали и художников. В
картине «Всюду жизнь»
художник повествует о короткой
светлой минуте в жизни
арестантов, узников тюремного
вагона. Волнующая и
трогательная сцена,
изображенная на полотне, не
случайна.
8.
Художник сам был свидетелем этойсцены на одной из железнодорожных
станций во время своих частых
путешествий.Картиной «Всюду жизнь»
художник-гражданин заявил народу, что
за решеткой вагона не злодеи и
преступники, а лишь жертвы
самодержавного строя царской России,
которых загнали в тюремный вагон
бесправие, произвол и тяжелая жизнь.
Он обращает внимание зрителя на
самое главное и существенное — окно
арестантского вагона. К вагону вписан
кусочек железнодорожной платформы, и
все объединяется слетающимися на
платформу голубями. За решеткой
вагонного окна старик-крестьянин,
рабочий и молодая мать с ребенком на
руках. Ребенок бросает крошки хлеба
слетевшимся голубям. За решеткой
разные по возрасту, но объединенные
общей участью люди. Они любуются
жизнью. Присутствие маленького, ни в
чем не повинного ребенка и его матери,
глубоко погруженной в размышления,
усиливает впечатление происходящего.
9.
2. «Свадьба в тюрьме» Николай МатвеевОдним из аспектов отличия русской
живописи от европейской было
небывало прогрессивное
отношение к многочисленным
политарестантам. Ведь они
боролись с царским режимом путем
террора, овеянные ореолом
героизма, и ими восхищались и
сочувствовали все подвижники и
интеллигенты страны.Поэтому
неудивительно появление картины
про венчание заключенного.
10.
Невеста не в белом, лицо ееодухотворенно осознанием
собственной романтичной
жертвенности и бескорыстия,
ведь теперь ей намного легче
будет получать разрешение на
свидание, ведь они уже семья и
можно будет зачать еще
поколение арестантов – героев –
террористов, продолжить, так
сказать, славный достойный род.
11.
3. Илья Репин «Не ждали»Одна из самых знаменитых картин Репина.Сюжет
работы - возвращение ссыльного революционера
домой после заключения. Картина наполнена густой и
тягучей атмосферой. Изображенное мгновение
позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все - и
напряженная нерешительность, испуг, восхищение,
радость, страх... Перекрестие взглядов - ключ к
сюжету. Центральная фигура - ссыльный. Его глаза
особенно выразительны на фоне изможденного лица,
в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем,
очевидно, что ссылка не сломала революционера, он
остался верен своим взглядам.Навстречу главному
герою устремлены взгляды всех присутствующих: от
откровенно испуганного до восхищенного у детей;
полный сдержанного осуждения - горничной;
любопытный у кухарки.Интересна единственная
фигура на картине, глаз которой мы не видим - это
женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее
угадывается по ее позе: напряженной и статичной.
Складывается ощущение, что уже в следующую
секунду ситуация разрешится: присутствующие
бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося
родственника, или, напротив, отвернутся от него и
попросят больше не беспокоить. Разрешение
ситуации автор оставляет за рамками своей работы.
Перед нами мгновение принятия решения...
12.
4.Владимир Егорович Маковский «Осужденный»60-70-е гг. XIX века – время зарождения первых
революционных настроений. В обществе росло недовольство
существующим социальным строем, с его проблемами и
несправедливыми порядками. Появляются народовольцы,
каждый из которых, действуя разными способами, стремился
построить счастливое будущее, основанное на равенстве и
свободе.Представители творческой интеллигенции, как никто
другой, остро реагировали на несовершенство общественных
порядков и разделяли нараставшие революционные
настроения. В числе деятелей искусств, активно выступавших
с критикой существующего уклада и правящей власти, был
художник Владимир Маковский. Собственную позицию он
неоднократно подчеркивал посредством своих картин.
13.
Среди работ, отражавших революционнуютематику, выделяется написанное в 1879 году
полотно «Осужденный».Главным персонажем
картины стал молодой народоволец,
арестованный и осужденный за несогласие с
властью. Из зала суда жандармы вывели его
к родным. Видя задумчивое и угрюмое лицо
сына, в слезах с мольбой и безутешным
горем в голосе обращается к нему мать.
Плачущий, закрывшийся в своем горе отец
пытается удержать ее, понимая, что ничего
уже изменить нельзя. Остальные пришедшие
на суд с тревогой и печалью глядят на него,
обреченного на изнурительный каторжный
труд, словно прощаясь, ведь домой
возвращались с каторги единицы. Правдивая,
наполненная глубоким идейным смыслом и
ясностью содержания, работа «Осужденный»
коснулась острых вопросов современности,
чем заслужила безоговорочное признание как
в среде творческой интеллигенции, так и
среди простого народа.
14.
Владимира Маковского «Ожидание у острога»Непревзойдённый гений реализма и
тематических сюжетных картин Владимир
Егорович Маковский в 1875 году закончил
работу над полотном «Ожидание у острога».
Идея картина была навеяна революционными
настроениями, доминирующими в стране
.Множество людей за свои мысли касательно
политики действующего правительства
отправлялись на каторжные работы.Владимир
Маковский, как человек остро чувствующий всю
боль и горесть русского простого народа, не
остался в стороне этих печальных
событий.«Ожидание у острога» изображает
множество людей. Каждый из присутствующих
ожидает выхода родных людей, которых
отправляют в ссылку на сибирские земли. Их
лица полны скорби и печали.На заднем плане
дом, где держат несчастных..Гениальный
живописец, который многие годы потратил на
созерцание горя русского народа, был крайне
сочувствующим человеком. Все его
произведения основаны на этих эмоциях.
15.
5. Константин Дмитриевич Флавицкий«Княжна Тараканова»Запертая в камере Петропавловской крепости
молодая женщина ожидает конца. Нева
вышла из берегов, город оказался во власти
стихии. И узники тюрьмы были последним
предметом заботы петербуржцев — самим бы
уцелеть.Женщина так молода, что лицо её,
даже искажённое гримасой ужаса, остаётся
красивым. Шёлк платья напоминает о
времени былой роскоши. На первом плане
художник изобразил крысу, также
пытающуюся спастись, но очевидно, что
скоро она разделит участь девушки. На столе
— хлеб и вода. Тяжёлая атмосфера
замкнутого пространства, из которого узнице
не спастись.
16.
ЗаключениеТаким образом ,рассмотрев картины известных русских
художников на пенитенциарную тему ,можно утверждать ,что
живописцы отразили тюремный быт,положение арестантов,их
возращение из ссылок. Исходя из этого мной были изучены
особенности быта заключенных , проанализированы
отношения художников к происходящим событиям , в
результате чего и были созданы данные произведения
искусства.
17.
Список используемых электронных ресурсов• «Уж замуж невтерпёж»: Печальные невесты на картинах русских
живописцев//kulturologia.ru.URL: https://kulturologia.ru/blogs/291217/37236/
• Н.А. Ярошенко. Картины «Заключенный» и «Всюду
жизнь»//studref.com.URL:https://studref.com/684381/pravo/yaroshenko_kartiny_zaklyuch
ennyy_vsyudu_zhizn
• «Свадьба в тюрьме» Николая
Матвеева//kulturologia.ru.URL:https://kulturologia.ru/blogs/291217/37236/
• Описание картины:Не ждали - Илья Ефимович Репин. 1884://muzeimira.com.URL:https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1344-kartina-repina-nezhdali.html
• «Княжна Тараканова»
Флавицкого//diletant.media.URL:https://diletant.media/articles/43868119/
• Картина Маковского «Ожидание у острога»//opisanie-kartin.com.URL:/https://opisaniekartin.com/opisanie-kartiny-vladimira-makovskogo-ozhidanie-u-ostroga