Похожие презентации:
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий
1. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
2. Петр 1 и церковь
К церкви Петр 1 подходил срациональной позиции «общей пользы»трудиться на благо Отечества, которое
отождествлялось с государством.
Дворяне- служат
Крестьяне и горожане- платят подати
Духовенство- воспитывает паству
3. Когда в России было установлено патриаршество? Кто был первым патриархом?
4.
1700 год - учреждение должности«местоблюстителя патриаршеского
престола»- митрополит Стефан
Яворский.
1701 год- восстановлен
Монастырский приказ, чиновники
которого взяли под контроль
архиерейские и монастырские
вотчины.
Церковь содержала школы и
богадельни
Монастырский приказ - назначал
настоятелей в обители.
5. Упразднение патриаршества
1721 год- «Духовный регламент»- закон,определяющий положение церкви в
государстве.
Патриаршество упразднялось.
Создавался Священный синод- «духовная
коллегия из епископов и др.
священнослужителей под надзором
светского чина- обер-прокурора Синода.
Монастырский приказ ликвидирован. Начался
процесс огосударствления церкви
6.
Причины наступления государства на церковьВозможность
использования богатых
материальных и
денежных ресурсов
церкви
Патриарх всея
Руси в глазах
народа был
вторым государем
Оппозиционное настроение части
духовенства реформам Петра I
Установление абсолютной монархии сопровождалось
утратой православной церковью самостоятельности подчинением духовной власти светской
7. Петр и церковь
• Церковная реформа комплекс мер,проведенный Петром I в
период 1701-1722 годов
для снижения влияния
церкви, её
независимости и
усиления контроля над
её административными
и финансовыми
вопросами.
8. Цели и задачи
Петр и церковьЦели и задачи
• Ликвидация экономической и административной
автономии — подробная ревизия имущества, с
последующей секуляризацией, внедрение должностей
назначаемых государственным аппаратом, а также четкое
регламентирование финансов и обязанностей возлагаемых
на церковь.
• Снижение численности духовенства — определение
необходимого количества церковников и монахов,
ограничение «странствующих» священников и запрет на
строительство монастырей.
• Борьба с нищенством — царь был категорическим
противником стихийного нищенства, считал что только
«блаженным» и откровенным инвалидам может быть
позволено жить на подаяние.
9. Петр и церковь
• Духовенство не одобряло проводимыхПетром I реформ — многие монахи
считали царя антихристом, о чем не
боялись говорить вслух и даже раздавали
рукописные листовки в городах и
деревнях.
• Чрезмерный авторитет церкви Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I
возможность влиять на обычных людей
• Экономическая независимость
церкви — многочисленные войны и
развитие промышленности требовали все
больше финансовых и человеческих
ресурсов, часть из которых находилась во
владении монастырей и церквей
неподотчетных государству.
Патриарх Адриан
10. СИНОД
1. Следил за порядком богослужения иизданием церковных книг;
2. Боролся с ересями и расколом;
3. Ведал церковными школами;
4. Судил духовенство и мирян по делам,
подлежащим церковному праву;
5. Надзирал за «иностранными
исповеданиями»;
6. Избирал архиереев по указанию императора.
11.
Члены Синода получали жалование иприносили присягу.
Перевести всё духовенство на
государственное содержание не
хватило средств.
Священники:
1. вели метрические книги (записи о
рождении, браках, смертях)
2. Выявляли в своём приходе беглых.
3. Доносили о государственных
преступлениях(покушение на жизнь и
здоровье государя, измена и «бунт»)
12. Указы Сената и Синода 1722 года
ТРЕБОВАЛИ,чтобы все прихожане
регулярно посещали
церковь и
исповедовались
13. ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
14. Автор Ф. Прокопович
15. 1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»- букварь и
поучение для детей16. Старообрядцы и другие конфессии
В конце XVII - начале XVIII в.старообрядчество распалось на отдельные
течения- толки и согласия:
1. Поповщина- признавали необходимость
духовенства, церковной иерархии и всех церковных
таинств (основные районы распространения
поповщины- Керженец на Волге,
Стародубье,Дон,Кубань)
2. Беспоповщина – отрицали необходимость
духовной иерархии и некоторых
таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы
проповедовали самосожжение ради спасения души),в
основном селились на севере страны.
17.
Для старообрядцев было введено:1. двойное налогообложение
2. предписывалось носить особую одежду- зипун
со стоячим красным воротником -«козырем»;
3. Запрет занимать выборные и
государственные должности.
18. конфессии
Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправлениебогослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных
христианских сект»
ПРОТЕСТАНТЫ- строили кирхи и приглашали пасторов.
В 1706 году построен первый каменный католический храм
Петра и Павла в Москве, в 1710 году -костёл в
Петербурге. Разрешены браки православных с
«иноверными» , но с принятием обязательств со стороны
«иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не
переводить», а родившихся детей в браке крестить в
православие.
МУСУЛЬМАНЕ - запрет владеть православными
крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и
постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).
ЛЮТЕРАНЕ - (дворяне и горожане Лифляндии и
Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного
устройства и школ.
19. Вывод
Петр 1 стремился поставить религию и церковь наслужбу государству для решения задач
образования и воспитания послушных
подданных, призрения неимущих. Упразднив
патриаршество, Петр сделал руководство церкви
частью административно-бюрократической
системы(император стал главой Русской
православной церкви), но свои вотчины
епископы и крупные монастыри сохранили. В
тоже время модернизация страны и расширение
её территорий способствовали более терпимому
отношению к другим религиям; «иноверцы»
получили право исповедовать свою веру и
строить храмы.
20. Домашнее задание
Параграф 8,стр. 57, задание 3
из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»
письменно в тетради