Похожие презентации:
Казахские бии. Урок 29
1.
Казахскиебии
урок 29
2. План:
1. О казахских биях.2. Толе би.
3. Казыбек би.
4. Айтеке би.
3. 1. О казахских биях
В ХIV - ХV вв. слово «би» в древнетюркском языке имелозначение
«правитель», «руководитель». Казахский народ относился к биям с
особым уважением и почтением. Бии могли оказывать влияние на
батыров, ханов и султанов, в некоторых случаях ограничивать их
власть.
Бии были умными, справедливыми, уважаемыми в народе
людьми. Они хорошо знали традиции, обычаи, обряды народа,
выносили справедливые решения на судебных процессах.
Бии принимали участие в составлении свода законов «Жеты
жаргы».
4.
Они пересматривали законы, учитывая измененияисторических условий, вносили поправки. Обсуждая на советах
важные вопросы, бии оказывали серьезное влияние на
внутреннюю и внешнюю политику государства.
Им принадлежала судебная и военная власть. Бии
выполняли миссию послов в межгосударственных отношениях.
Словом, бии являлись законодателями, справедливыми
судьями, советниками ханов.
5.
В военных условиях биинаряду с батырами
возглавляли войска,
организовывали народное
ополчение и проявляли
себя как талантливые
полководцы.
Звание бия не
передавалось по наследству,
его нужно было заслужить
своими личностными
качествами.
6.
Одним из отличительных качествбиев являлось ораторское искусство.
Не овладев в совершенстве
искусством красноречия, нельзя было
стать бием.
В истории казахского народа
особое место занимали мудрые и
справедливые Толе би, Казыбек би,
Айтеке би. Роль биев в обществе была
велика.
7. 2. Толе би
Толе би (1663 – 1756 гг.) сюности проявил себя как умный,
справедливый, находчивый
человек и блестящий оратор.
Очень рано стал участвовать
в решении важнейших вопросов
своего рода.
Во время джунгарского
нашествия объединил в союз
казахский, киргизский,
каракалпакский, узбекский
народы.
Был организатором борьбы
против джунгарских
завоевателей.
8.
Толе би был современником великих ханов Тауке,Абулхаира, Абылая, участником многих важнейших событий
истории.
Он в совершенстве знал традиции, обычаи своего народа.
Входил в состав совета биев, учрежденного Тауке ханом.
Принимал участие в разработке свода законов «Жеты
жаргы».
9.
Толе би пропагандировал внароде занятие земледелием.
В Шымкенте, Туркестане,
Ташкенте деятельно участвовал
в возведении многих
сооружений.
В народе были широко
распространены пословицыпоговорки, афоризмы Толе би.
10. 3. Казыбек би
Казыбек би (1667 - 1764 гг.) государственный и общественныйдеятель, известный оратор, один из
создателей свода законов «Жеты
жаргы».
Его прадеды были ораторами,
мудрейшими людьми своего времени.
Он входил в совет биев хана
Тауке, принимал активное участие в
решении государственных вопросов,
оказывал большое влияние на
внешнюю и внутреннюю политику
Казахского ханства.
11.
Был одним из организаторов борьбы казахского народа сджунгарскими завоевателями. Когда Абылай хан был пленен
джунгарами, вызволил его из плена.
Абылай хану задали вопрос: «Кого из батыров трех жузов вы
уважаете больше всего?». Он ответил: «Меня удивляют личности двух
людей. Первый из них каракесек Казыбек би, вызволивший из плена 90
своих родственников у правителя Джунгарии Галдан-Церена».
12.
В 1742 г. КаздауыстыКазыбек вместе с
батыром Малайсары и
другими биями вызволил
из плена Абылая,
обратившись с такой
речью к джунгарскому
правителю, после
которой тому ничего не
оставалось, как
выполнить требования
казахов.
Ты – железо, я – уголь,
Я пришёл расплавить тебя,
Пришёл спарить детёнышей
двух оленей.
Если захочет кто спорить,
Пришёл уговорить его!
Сыновей казахов и калмыков
Пришёл помирить.
Если не желаешь мира,
Скажи, на каком поле
встретимся,
Если ты леопард , то я - лев,
Я пришёл побороться…»
13.
Благодаря емуКазахское ханство
установило мирные,
добрососедские
отношения с Россией,
Бухарой и Хивой.
Казыбек би
прожил долгую
жизнь, почти целое
столетие.
14. 4. Айтеке би
Айтеке би (1689 – 1766 гг.) - известный би,государственный деятель, вложивший
много труда в упрочение единства и
сплоченности казахского народа.
В возрасте пяти лет он начинает
постигать азы грамоты у аульного муллы.
Позже обучается в медресе Улугбека, в
медресе «Шир-дор», которое было
построено его дедом Жалантосом.
Здесь он изучает религию, право,
астрономию, географию, историю,
математику. В совершенстве овладевает
арабским, персидским, чагатайским,
узбекским языками.
После окончания медресе вместе с
отцом Байбеком и бием Косуаком участвует
в управлении родом.
15.
Айтеке би с детства отличался находчивостьюи красноречием, чем поражал своих сородичей.
Широко известен случай, когда он смог рассудить
спор, предвосхитив Косуак бия.
Мимо мальчика, пасшего ягнят за аулом,
проезжали всадники. Юный Айтеке приветствовал
их такими словами: «Разве сыновья казахов
чужие друг - другу? Если вы из Старшего жуза,
то будьте моими старшими братьями, если вы
из Среднего жуза, то будьте моими средними
братьями, если же вы из Младшего жуза, то
будьте моими младшими братьями». Путников
привлекла степенная и уважительная манера
приветствия и они рассказали о цели своей
поездки. Как оказалось они выехали за куном,
который должны были выплатить сородичи
Косуак бия.
«Конь человека из этого края, привязанный
к аркану, опоясывающему юрту, лягнул и убил
мальчика из нашего рода, игравшего возле
юрты», - пояснили они. В ответ Айтык
предположил: «Если конь ударил мальчика у
двери, вы получите полный кун, а если подальше
- половину, а если конь стоял за юртой,
получите четверть куна».
Как оказалось впоследствии, Косуак би
рассудил спор таким же образом.
16.
Уже в двадцатилетнем возрастеАйтеке стал известным бием,
популярным судьей - посредником.
В народной памяти
зафиксировалась выразительная
простота, подлинная
философичность его речей и
решений.
Если Казыбек бия называли
«звонкоголосым», упоминая имя
Айтеке би, на первый план
выдвигали отточеность
рассуждений, сравнивая его
изречения с острым мечом.
Сородичи, по достоинству
оценив заслуги Айтеке би, в 30 лет
избрали его главным бием Младшего
жуза.
Тауке хан пригласил Айтеке би
войти в состав семи биев разработчиков свода норм обычного
права «Жеты жаргы» определившего
в последствии главные принципы
государственного устройства и
правопорядка в Казахском ханстве.
Умер в 1766 году.
Многим запомнились
слова бия, отражающие его
искреннюю любовь к Родине:
«Если ты богат, принеси
пользу народу.
Если ты воин, сокруши врага.
Если же ты, будучи богатым
не принесешь пользу народу,
будучи воином, не сразишь
врага, то станешь чужаком
своего народа».