5.03M
Категория: ЛитератураЛитература

А. Фет – поэт «Школы чистого искусства»

1.

А.Фет –поэт
«Школы чистого
искусства»

2.

«ИСКУ́ССТВО ДЛЯ ИСКУ́ССТВА»
(«чистое искусство») — термин,
употребляемый для обозначения ряда
эстетических концепций, опирающихся на
утверждение самоценности
художественного творчества и его
независимости от социальных и
политических требований.

3.

Позиция сторонников «чистого искусства»
заключалась не в том, чтобы оторвать искусство
от жизни, а в том, чтобы защитить его подлинно
творческие принципы, поэтическое своеобразие и
чистоту его идеалов. Они стремились не к
изоляции от общественной жизни (это
невозможно осуществить никому), а к творческой
свободе во имя утверждения принципов
совершенного идеала искусства, «чистого»,
значит, независимого от мелочных нужд и
политических пристрастий.

4.

История
Во Франции теория "Искусства для искусства"
получает распространение в 1830-е гг. и наиболее
отчётливо выявляется в 50-е гг. у представителей
литературной школы т. н. парнасцев во главе с
критиком Т. Готье.
В Великобритании в 50-80-е гг. - в творчестве
прерафаэлитов, сложившемся под влиянием
художественного теоретика Дж. Рескина, а также
писателей А. Суинберна и др.

5.

В России лозунг «Искусство для искусства» в середине XIX в.
полемически противопоставлялся натуральной школе, или
"гоголевскому направлению", т. е. реалистическому искусству, и был
подвергнут критике русскими революционными демократами
В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым,
видевшими источник прекрасного в реальной действительности,
утверждавшими идеи гражданственности искусства. Эстетика
революционных демократов, их борьба против концепции "Искусства
для искусства" оказали существенное влияние на расцвет реализма в
русской литературе и искусстве второй половины XIX в.
На рубеже XIX и XX вв. идеи "Искусства для искусства" отчасти
проявлялись в творчестве других деятелей художественного
творчества представителей объединения "Мир искусства",
возглавленного А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым.

6.

Особенности поэзии
«чистого искусства»
ПРИЗНАКИ
Поэзия намёков,догадок,умолчаний.
Стихи не имеют сюжета: лирические
миниатюры передают не мысли и чувства,а
«летучее» настроение поэта.
Искусство не должно быть связано с
жизнью.
Поэт не должен вмешиваться в дела
бедного мира.
Это поэзия для избранных.

7.

Некоторые представители
Афанасий Афанасьевич Фет
(Фёт) (23 ноября 1820, усадьба
Новосёлки, Мценский уезд,
Орловская губерния —
21 ноября 1892, Москва) —
русский поэт-лирик,
переводчик, мемуарист, а также
наиболее яркий представитель
своего направления («В
степной глуши, над влагой
молчаливой», «Осень»).

8.

Фёдор Иванович Тютчев
(23 ноября 1803, Овгуст,
Брянский уезд, Орловская
губерния — 15 июля 1873,
Царское село) — русский
поэт, дипломат,
консервативный
публицист, членкорреспондент
Петербургской АН с 1857
года («Листья», «На
Неве»).

9.

Аполлон Николаевич
Майков (23 мая 1821,
Москва — 8 марта
1897, Петербург) —
русский поэт, членкорреспондент
Петербургской АН
(1853) ( «Весна»,
«Гроза»).

10.

Яков Петрович
Полонский (6 декабря
1819, Рязаня —
18 октября 1898,
Санкт-Петербург) —
русский поэт и
прозаик ( «Птичка»,
«Лунный свет»).

11.

Александр Васильевич
Дружинин (8 октября
1824, Санкт-Петербург —
19 января 1864, там же) —
русский писатель,
литературный критик,
переводчик Байрона и
Шекспира; инициатор
создания Общества для
пособия нуждающимся
литераторам и учёным.

12.

Значение
Концепция "Искусства для искусства»,
являясь раздражителем для революционных
демократов, сподвигла их на борьбу против
и оказала существенное влияние на расцвет
реализма в русской литературе и искусстве
второй половины XIX в.

13.

ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ?
ПОЭТЫ «ЧИСТОГО
ИСКУССТВА»
ПРИРОДА
ЛЮБОВЬ
ТАЙНЫ
БЫТИЯ
• Единство эстетических воззрений и общность тематики
• Психологизм и тонкость чувств
• Изящество слога и отточенность языка
• Сверхчуткое художественное восприятие природы

14.

Основные темы поэзии
«чистого искусства»
ЛЮБОВЬ
ПРИРОДА
ИСКУССТВО
Лирику
Образность,нетраПевучесть и
отличает
диционность
музыкальность
богатство от- сравнений,эпитетов;
очеловечивание
тенков: нежность и душев- природы,
Нахождение отзвука
ная теплота.
своим настроениям
и чувствам.

15.

Особенности лирики А.А.Фета
1. Реальный мир в конкретных деталях.

16.

Особенности лирики А.А.Фета
2. Многомерность (использование слова в
необычных позициях и новых смыслах)

17.

Особенности лирики А.А.Фета
3. Передача особого состояния человека.

18.

Особенности поэтического
стиля Фета
Трагический характер лирики, доминирующее
чувство — напряжение, вместе с тем
присущий поэзии Фета свет и оптимизм.
Диалектика трагедии и радости, преодоление
драматических ситуаций чувством гармонии
мира
Повышенная метафоричность поэзии,
динамичность и музыкальность
художественных образов.
Преобладание настроения над мыслью, мысль
«растворена» в музыке

19.

Особенности поэтического
стиля Фета
Импрессионистский характер изображения
чувств, их фрагментарность и предельная
образность.
Строгая художественная структура стихов, их
внутреннее равновесие и ощущение эскизности,
нарочитой оборванности
Мастерство в использовании параллелизмов,
повторов, периодов, ритмических пауз,
богатство и глубина поэтических интонаций,
звуковой инструментовки

20.

Что сближает поэзию Фета с
импрессионизмом?
Стремление передать предмет в отрывочных ,
мгновенно фиксирующих каждое ощущение
штриха
Поэта интересует не столько предмет , сколько
впечатление , произведённое предметом
Фет писал : «Для художника впечатление ,
вызвавшее произведение , дороже самой вещи ,
вызвавшей это впечатление».

21.

Фет познает мир через чувства. Свою
философию он строит на культуре и культе
красоты. Ценность красоты поэт видит в
том, что она помогает человеку вырваться
из обыденной жизни.
Красота – для художника, который выше
человеческого, так как поэт и человек не
одно и тоже.

22.

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья
Серебро и колыханье
Сонного ручья
Свет ночной, ночные тени
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
1850

23.

Рассмотрите иллюстрацию, созданную другом А.
Фета Я. Полонским.
Насколько удачной вы её находите?
Я. Полонский «Шепот,
робкое дыханье …»

24.

1. Шепот, робкое
дыханье…
2. …Ряд волшебных
изменений милого лица

3. … И лобзания, и слезы

1. …трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья …
2. …Свет ночной, ночные
тени,
Тени без конца …
3. … В дымных тучках
пурпур розы,
Отблеск янтаря …
И заря, заря!..

25.

Развитие лирической темы
МИР
ЧЕЛОВЕКА
МИР
ПРИРОДЫ
ВСТРЕЧА
ВЕЧЕР
СВИДАНИЕ
НОЧЬ
СЧАСТЬЕ
ЗАРЯ

26.

Цвет и звук
Серебро
Шепот, дыханье, трели
соловья, колыханье ручья
Свет ночной
ночные тени
----------
Дымных, пурпур розы,
отблеск янтаря, заря
Лобзания
Как цвет отражает движение времени? Почему, на
ваш взгляд, стихотворение «замолкает»?

27.

Какова в стихотворении роль контрастов?
Шепот, робкое дыханье

Серебро …
Ночные тени, тени без
конца
И лобзания, и слезы

Пурпур розы, отблеск
янтаря …
И заря, заря !..
В дымных тучках

Пурпур, янтарь, заря

28.

Ассонанс и аллитерация
1
строфа
2
строфа
3
строфа
Открытый [a]:
шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного,
ручья
Открытый [a]:
ночной, конца, ряд волшебных, милого
лица
Согласные [м], [н], [л]:
ночной, тени, волшебных, изменений,
милого лица
Согласный [р]:
пурпур розы, янтарь, заря
Открытый [а]:
тучках, янтаря, лобзания, заря

29.

ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А.
ФЕТА
Роза - это символ природной красоты,
огня страсти, земной радости.
Например, в персидской мистике влюбленный в
розу соловей поет и умирает от шипов любви,
окрашивая розу своей кровью и тем самым
символизируя недостижимость объекта любви. Роза
также символизирует природную красоту как
источник поэтического вдохновения.

30.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
В поэзии Фета природа и человек часто даны в
нераздельном единстве. Поэт любит изображать
цветение любви в душе человека и пробуждение
жизненных сил в природе.
Пробуждение чувства любви в человеке, томление
страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо
обычными словами. Фет обращается к языку
природных образов. Часто он использует параллелизм,
соотносит явления из мира природы и человеческой
жизни.

31.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
А. Фет

32.

ЧТО ОТЛИЧАЕТ Фета?
ЛИРИКА ЛЮБВИ
Стихи, посвященные
Марии Лазич
Лирическое «преступление и наказание»
Красота и гармония рождаются из
преодоленного страдания

33.

ЧТО СБЛИЖАЕТ ЭТИХ ПОЭТОВ?
ПОЭТЫ «ЧИСТОГО
ИСКУССТВА»
ПРИРОДА
ЛЮБОВЬ
• Единство эстетических воззрений и общность тематики
• Психологизм и тонкость чувств
• Изящество слога и отточенность языка
• Сверхчуткое художественное восприятие природы
ТАЙНЫ БЫТИЯ

34.

ПРИРОДА
Мимолетность и
изменчивость природы
и мира; ночь как время
поэтического
вдохновения
МИГ – ЭТО
УЖЕ ЖИЗНЬ

35.

«Я пришел к тебе с приветом…» (1843)
Какова тема этого
стихотворения?
Как поэту удаётся создать мир
живой природы? Какими
художественновыразительными средствами?
В каком значении поэт
употребляет слово «жажда»?
Как соотносятся состояние
природы и настроение
человека?
Что такое психологический
параллелизм?
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

36.

«Сияла ночь. Луной был полон сад…»
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
К данным тезисам найдите
примеры из текста:
Лирический герой испытывает
восторг и преклонение перед
силой вокального искусства.
Радость восприятия бытия.
Поэт создаёт целостную,
динамическую картину, в
которой обобщение и соединение
образов природы, любви, музыки
помогают поэту выразить всю
полноту радости восприятия
бытия.
Человеческая душа вся
открывается навстречу красоте,
растворяется в ней и обретает
силы, чтобы жить дальше:
верить, надеяться, любить.

37.

«Сияла ночь. Луной был полон
сад…»(Марии Лазич. 1877)
Что вызывает чувства и переживания поэта?
Какова тема стихотворения? Какие образы мы видим в
стихотворении?
В чём вы видите философичность стихотворения
А.
Фета? Почему он вновь говорит о музыке, о пении?

38.

«Когда вы поёте, слова летят на
крыльях».
Татьяна Берс
« Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в
саду, залитом лунным светом, перекрикивали меня. В первый
и последний раз в моей жизни я видела и испытала это. Это
было так странно, как их громкие трели мешались с моим
голосом.
...Какие романсы больше всего понравились Фету? „Я
помню чудное мгновенье...“ и романс „К ней“. Оба Глинки».
Из воспоминаний Т. Берс (Кузминской)
Встреча произошла летом 1866 г.
Стихотворение написано спустя 10 лет, в
1877 году, когда Фет вновь услышал пение
Татьяны Берс.
В сборнике «Вечерние огни» (1885 ) оно
открывает цикл «Мелодии»

39.

А. Фет
«Сияла ночь …»
1877 г.
СЮЖЕТ
ОН
И так хотелось жить, чтоб,
звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать
над тобой.
ОНА
… за песнею твоей; ты пела до
зари, в слезах изнемогая; твой
голос; во вздохах этих звучных;
рыдающие звуки
И вот в тиши ночной
твой голос слышу вновь

40.

«Фетовское» в стихотворении
КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ
ПРИРОДА ночь
Сияла ночь. Луной
был полон сад.
Лежали лучи …
МУЗЫКА
красота
Рояль, струны,
песня, голос, звуки,
пела
Сердца, слёзы,
любовь, жизнь
ЛЮБОВЬ
счастье
Г
А
Р
М
О
Н
И
Я

41.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Главное в стихотворении Тютчева — «воскресение»
сердца, самых высоких и прекрасных человеческих
чувств. Фет же сосредоточен на причинах такого
«воскресения», а они и есть голос, песня, ночь.
В стихотворении А. Фета совсем не случайно
появляется ночной пейзаж. И все это так конкретно и
ярко, что, кажется, он дает описание живописного
полотна или даже сцены из театрального спектакля, где
декорации — живые картины, а действие — жизнь
песни, «рыдающие звуки», от которых хочется любить
и плакать.

42.

НОКТЮРНЫ
«Тихая, звездная ночь …» 1842
«Ночью как-то вольнее дышать мне …» 1842
«Если зимнее небо звездами горит …» 1843
«Ночь светла, мороз сияет …» 1847
«Ночь весенней негой дышит …» 1854
«Как ясность безоблачной ночи …» 1862
«Месяц зеркальный плывет …» 1863
«Как нежишь ты, серебряная ночь …» 1865
Майская ночь 1870
«Одна звезда меж всеми дышит …» 1882
«Молятся звёзды, мерцают и рдеют …» 1883
«В лунном сиянии …» 1885
«Благовонная ночь, благодатная ночь …» 1887
«Сегодня все звёзды так пышно …» 1888
«Устало всё кругом: устал и цвет небес …» 1889
Как возникает фетовский образ ночи?

43.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Для поэта характерен романтический культ ночи.
Но в отличие от поэтов-предшественников ночь у
него не несёт в себе ничего страшного или
трагического, в ней заключено положительное
начало. Ночью человек забывает о житейских
треволнениях, начинает жить подлинной,
настоящей жизнью, его сердце открывается любви
и красоте, он приобщается тайн мироздания. Ночь
прекрасна.

44.

А. ФЕТ И РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ
«Фет - мудрейший среди наших лириков, и
притом (что замечательно) поэт, всего ближе
стоящий к современной символической
школе».
ЭЛЛИС «Русские символисты» 1910

45.

Примерный простой план анализа стихотворения
1. творческая история (если есть)
2. тема и идея
3. композиция и внутренний сюжет (если есть)
4. лирический герой и система образов
5. основные особенности поэтического языка на уровне
фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса.
6. жанр
7. эмоциональная окраска
8. особенности ритмики, размера, рифмы.
9. какие мысли и чувства у читателя вызывает
произведение?
10. место стихотворения в творчестве автора и русской
истории вообще.
English     Русский Правила