Михаил Зощенко – мастер сатирического рассказа
Цели:
Цели:
Фундаментальное понятие -
Модель поведения в конфликтной ситуации
Юмор
Сатира
Цели:
Эпиграфы к уроку:
Подумаем…?
Основные черты «маленького человека».
Обратимся к литературной энциклопедии
Подумаем…?
Слово о М.М.Зощенко
Рассказ «Аристократка» (1923 г.)
Рассказ «Аристократка» (1923 г.)
Подумаем…?
Подумаем…?
Вывод:«маленький человек» XIX века –это…
Рассказ «Монтер» (1927г.)
Черты «нового маленького человека»…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
послесловие
4.53M
Категория: ЮморЮмор

Данные сатирика

1.

2.

Данные сатирика у вас - налицо,
чувство иронии очень острое,
и лирика сопровождает его крайне
оригинально. Такого соотношения
иронии и лирики я не знаю
в литературе ни у кого...
М. Горький

3. Михаил Зощенко – мастер сатирического рассказа

4.

• Художественная деталь;
• Комическая (нелепая) ситуация;
• Говорящие фамилии;
• Гротеск;
• Аллегория;
• Смешение фантастики и реальности.

5.

выяснить на уроке, какие
приемы использует писатель
для создания комического
эффекта.
составить модель
сатирического рассказа
М. Зощенко

6. Цели:

1) Определить проблематику рассказа.
2) Определить художественные приемы, с
помощью которых создается комический
эффект;
4) Создать модель сатирического рассказа М.
Зощенко.

7.

В языке зощенковских героев
сконцентрировано самое характерное и самое яркое
из речи его современника: невежество,
примитивность, грубость, косноязычие при
соблюдении внешних форм уважения.

8.

9. Цели:

1) Определить проблематику рассказа.
2) Определить художественные приемы, с
помощью которых создается комический
эффект;
3) Создать модель сатирического рассказа
М. Зощенко.

10. Фундаментальное понятие -

МОДЕЛЬ
МОДЕЛЬ ( в широком
смысле) – это любой
образ, аналог
(мысленный или
условный: изображение,
описание, схема,
чертеж, график, план,
карта и т. п.) какоголибо объекта, процесса
или явления,
используемый в качестве
его «представителя».
Модель - это
искусственный
предмет (явление),
копирующий
реальный предмет
(явление).
Модели предназначены в
основном для изучения
свойств настоящего
объекта.
10

11.

• Какие модели вы рассматривали
на литературе, математике,
физкультуре?
• С какой целью мы изучаем
модели?
11

12. Модель поведения в конфликтной ситуации

конструктивная
модель поведения
личности в
конфликте
деструктивную
модель поведения
личности в
конфликте
конформистскую
модель поведения
личности в
конфликте
12

13.

13

14.

Каждая из этих моделей обусловлена
• предметом конфликта,
• условиями конфликтной ситуации,
• особенностями межличностных
отношений
• индивидуально-психологическим состояние
субъектов конфликтного противостояния.
Модели поведения определяют
действия участников конфликта, его
динамику и способы разрешения.
14

15.

В любом конфликте каждый участник оценивает и
соотносит свои интересы и интересы соперника,
задавая себе вопросы: «Что я выиграю...?», «Что
потеряю...?», «Какое значение имеет предмет
спора для моего соперника...?» и т.д.
На основе такого анализа он сознательно
выбирает ту или иную стратегию поведения
(уклонение, конфронтация, компромисс,
приспособление или сотрудничество).
Как правило, достижение этих интересов
происходит неосознанно, и тогда поведение в
конфликтном взаимодействии сопряжено с мощным
эмоциональным напряжением и носит спонтанный
характер.
15

16.

17.

Виды
комического

18. Юмор

вид комического, автор
смеётся над нелепыми
ситуациями, отдельными
недостатками человека.
Смех легкий, веселый.

19. Сатира

вид комического, автор
высмеивает пороки
общества, общественные
недостатки.
Смех обличительный, злой.

20.

21.

22.

Тема нового «маленького человека»
в творчестве М.М. Зощенко.

23.

Юмор – насмешка,
не слишком обижающая и
задевающая достоинство
людей.
Сатира – высмеивание
недостатков и пороков
человека, а также самого
человека.

24.

Данные сатирика у вас –
налицо, чувство иронии очень
острое и лирика сопровождает
его крайне оригинально. Такого
соотношения иронии и лирики я
не знаю в литературе
ни у кого…
Максим Горький

25. Цели:

• Проследить развитие писателем-сатириком традиций
литературы XIX века («маленький человек», «смех
сквозь слезы»); выявить причины изменения черт
героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.
• Развивать умения анализа прозаического текста,
системы героев, наблюдения над языком героев.
• Углубление эстетического восприятия прозаического
произведения.
Предварительное задание учащимся к уроку:
Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».
Повторить черты «маленького человека».

26. Эпиграфы к уроку:

Берегите Зощенко. Это наш
современный Гоголь.
А.Ремизов.
Замечательный, поистине
замечательный
русский писатель
– Зощенко.
Ю.Олеша.

27. Подумаем…?

«маленький человек».
«новый
- Что это за литературный
маленький человек». тип героя?
- Каковы основные черты
«маленького человека»?
- Почему «новый»?
- Кто из литературных
героев является
«маленьким
человеком»?

28.

«маленький человек» в литературе .
Самсон Вырин –
«Станционный смотритель»
А.С.Пушкина.
Акакий Акакиевич –
«Шинель» Н.В.Гоголя.
Макар Девушкин –
«Бедные люди»
Ф.М. Достоевского.
Чиновники
низшего
класса.

29. Основные черты «маленького человека».

Низкое социальное положение.
Бесправие и нужда.
Уязвленная гордость.
Забитость, попранное человеческое
достоинство.

30. Обратимся к литературной энциклопедии

«Маленький человек» – в литературе обозначение
разнородных героев, объединенных тем, что занимают
одно из низших мест в социальной иерархии и что это
общество определяет их психологию и общественное
поведение. Развитие сюжета строится главным образом
на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».
- Какое право «маленького человека»
отстаивали писатели- реалисты XIX века?

31. Подумаем…?

Каков же
«новый маленький человек»?
Что в нем изменилось?
Почему он появляется в начале 20-х
годов XX века, когда страна
уже бодро шагала
к социализму?
Почему к данной теме
обратился
писатель- сатирик?

32. Слово о М.М.Зощенко

Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году
Через 10 лет он был автором более 50-ти книжек.
На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной
профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы ощутить себя
знаменитым как в писательских кругах, так и в многомиллионной массе читателей.
Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый
знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко.
Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он
заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и
пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных
сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками,
прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной
юмористики».

33. Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

Герои рассказа
Григорий Иванович.
Аристократка.

34. Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

Герои рассказа
Григорий Иванович.
Встретились на собрании;
кавалер и у власти;
лицо официальное;
в смысле водопровода;
приму под руку;
волочусь как щука;
перед народом совестно;
комячейка;
буржуем нерезаным вьюсь;
буржуйская стыдливость;
хожу, что петух;
вожжа под хвост;
индифферентно.
Аристократка.
В шляпке;
чулочки фильдекосовые;
мопсик;
зуб золоченый;
развернула идеологию;
этакая фря;
байковый платок;
велит под руку принять;
развратная походка;
свинство без денег.

35. Подумаем…?

Вопросы
Что представляет собой герой?
Как относится к женщине,
определяет ее
«аристократическую сущность»?
Каков уровень культуры
поведения, такта героя?
Как воспринимаются героем
нормальные человеческие
чувства?
Каков образ Аристократки,
отличается ли от образа нашего
героя?
ответы

36. Подумаем…?

Вопросы
Что представляет собой герой?
ответы
Ощущает себя человеком «у власти», «лицо
официальное», член «комячейки», на собрании
чувствует себя увереннее, чем в театрецентре культуры.
Как относится к женщине,
определяет ее
«аристократическую сущность»?
По внешнему виду, манере одеваться.
Прилично одета, хочет «развлекаться
культурно» - аристократка.
Каков уровень культуры
поведения, такта героя?
Буржуазные замашки – «перед народом
совестно».
Как воспринимаются героем
нормальные человеческие
чувства?
Буржуйскими замашками - «буржуем вьюсь»,
«Буржуйская стыдливость».
Каков образ Аристократки,
отличается ли от образа нашего
героя?
Она под стать своему кавалеру.

37. Вывод:«маленький человек» XIX века –это…

Социальное положение его невысоко - сантехник, рядовой
человек, каких миллионы .
Оскорбленный, обиженный тем, что ему приходится себя вести
как «буржую нерезаному».
Испытывает стыд за нехватку денег (нужда) .
Растерявшийся, неуверенный «маленький человек».
В отличии от героя XIX века- наш герой бравирует. Нехватку
денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя все
говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще
неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка
заявить о себе, как о «хозяине жизни».

38. Рассказ «Монтер» (1927г.)

Вспомним события рассказа:
- Где разворачиваются
события?
- Каков герой рассказа?
- Как он о себе заявляет?
- Чем отличается от героев
XIX века и героя
«Аристократки»?
4 года разделяют два рассказа. Герой
все тот же по сути, но он не желает
находиться где-то на краю жизни,
претендует на роль главного
действующего лица, на роль «хозяина
жизни». Если Григорий Иванович еще
неуверенно чувствует себя в
театре, то именно там Иван
Кузьмич Мякишев заявляет о себе во
весь голос.
Роль героя ничтожна. Он надулся как
индюк, воображая себя важной
фигурой, на самом деле он смешон.

39.

Зощенко показывает своих героев в различных
смешных ситуациях. Но это «смех сквозь слезы»,
за беззаботными нотками видны боль и
горечь,потому что «новый маленький человек» это не отдельный социальный тип, это
многомиллионная масса, которой Зощенко –
сатирик пытался «открыть глаза», и которого за
это называли «клеветником».

40.

ИТАК, «новый маленький человек»…
Вокруг происходят грозные, не совсем понятные
события, рушатся миры, возникают новые порядки, а
этот человечек, по русской литературной традиции «маленький человек»,«внучатый племянник Акакия
Акакиевича», как назвал его один из исследователей,
только похитрее, чем был его предок, более
смышленый, порой даже плутоватый, мечется,
суетится и никак не поймет, что к чему и как ему в
этом неприветливом и неуютном мире ужиться.
Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого
человека, овладел его языком- это стилизация под простую
речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный язык. Бестолковые
конструкции, исковерканные слова, попытки выражаться
научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя
самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в
отжатом, концентрированном виде вышел
на страницы его рассказов.

41. Черты «нового маленького человека»…

Низкое социальное положение.
Низкий уровень культуры, образования.
Наглость.
Претендует на право «хозяина жизни»,
этим и смешон.
Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа
«маленького человека», выяснили причины его
изменения, соприкоснулись с творчеством
замечательного сатирика М.Зощенко, поработали
над анализом произведений. А ДОМА ВЫ….

42. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ответьте на вопрос:
«Можно ли в наше время говорить о «новом
«маленьком человеке» конца XX – нач. XXI
века»?
Напишите сочинение – миниатюру
«Новый «маленький человек» конца XX –
нач. XXI века»

43. послесловие

… Сатирикам везде и во все времена жить было
куда опасней, нежели представителям иных
литературных профессий. Их арестовывали,
называли врагами народа, видели в них
злопыхателей и зубоскалов, которые мать
родную продадут, лишь бы поехидничать,
поиздеваться над временем и над людьми, с
которыми они живут в одно время. А ведь
сатирики и в мыслях не держат смеяться над
людьми. Они собирают пороки мира вместе,
создают некий отрицательный мир, который и
подвергают
сатирическому
осмеянию.
Смехотворная нелепость этого мира должна,
как им кажется, оттолкнуть современников,
помочь им сделать свою жизнь чище и
красивее. Любовь к людям, боль за
несовершенство их жизни гонит сатирика к
столу
Ю.Томашевский
English     Русский Правила