Похожие презентации:
Анализ прозаического художественного текста В.Г. Распутина «Наташа»
1.
ФГБОУ ВО Томский государственный педагогический университетАнализ прозаического художественного текста В.Г. Распутина «Наташа»
Историко-филологический факультет
Педагогическое образование с двумя
профилями подготовки
Направленности (профили)
Русский язык и Литература
Студентка группы 301РЯ
Юхимчук А.В
2.
1.Время и обстоятельства написания:Рассказ «Наташа» написан в 1981 году.
В конце 1970-х — начале 1980-х Распутин обращается к публицистике («Поле
Куликово»,«Иркутск с нами» и др.) и рассказам. В это же время Распутин впервые
опубликован в журнале «Наш современник» (1982, №2), открывающий новую
страницу в творческой биографии Распутина. В отличие от ранних рассказов, в
центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, новые
отличаются исповедальностью, вниманием к тончайшим и таинственным
движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, вселенной.
Эстетическое направление :соцреализм. Это направление литературы и
искусства в СССР и других странах, что соответствует нашему автору. И с 1966 года Валентин
Григорьевич стал профессиональным литератором, а через год был зачислен в Союз писателей СССР.
Валентин Григорьевич Распутин — наиболее яркий представитель «деревенской прозы» — одного из
ведущих явлений современной литературы. В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX
века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации. В начале 1980-х годов Распутин
создал несколько рассказов («Век живи — век люби», «Что передать вороне», «Наташа» и др.), в которых
отошел от «деревенской» тематики, но остался верен нравственной проблематике.
3.
2.Место произведения в творчестве писателя :Главное, что отличает рассказы 1981 года от большинства распутинских творений, —
явное преобладание философской проблематики и метафизический план повествования,
почти или полностью заслоняющий собою план социальный. Рассказ «Наташа» наравне
с другими рассказами 1981 года обозначил собою новый этап в творчестве В. Распутина.
У художника возникла насущная потребность разобраться в состоянии современного
человека, в его самочувствии, в основах самого человеческого существования.
Философская проблематика выдвигается для В. Распутина на первый план.
Например повестях В. Распутина «Последний срок» (1970), «Живи и помни»
(1974), «Прощание с Матерой» (1976) социальная и философская проблематика «сосуществовали» в
определенном равновесии, дополняя друг друга. При этом от «Последнего срока» к «Прощанию с
Матерой» происходит постепенное усиление философского начала, в произведениях В. Распутина все чаще
ставятся онтологические, экзистенциальные проблемы. В рассказах 1981 года эти проблемы
выдвигаются на первый план, становятся неким «стержнем» произведений, что закономерно
приводит к ослаблению фабульного повествования в них.
Таким образом, рассказы 1981 года было подготовлено предыдущим творчеством писателя. Многие
мотивы этих рассказов в дальнейшем будут развиты автором и в прозе 1990-х годов.
4.
3.Семантика названия:Новый всплеск собственно художественного творчества В.Г.
Распутина связан с размышлениями писателя о Вечно женственном,
которые обрели образную плоть в его рассказах 80–90-х годов. В
героине рассказа «Наташа» В. Распутин увидел силу нравственной
красоты, способную противостоять злу и сохранять духовные основы
жизни.
4. Литературный род и жанр:
Род произведения– эпос, жанр - рассказ.
Это эпос т.к. повествование о прошлом, которое содержит целостную картину народной жизни и
представляющие в гармоническом единстве мир героев.
Произведение Распутина не большого размера. В рассказе автор изображает всё то, что
интересует человека. Как будто рассказывает случай из своей жизни и это так оживленно, что
мы на это время переносимся именно в то место.
5.
5. Проблематика, тема, идея:Проблематика: духовная.
Внимание автора сосредоточено на духовных проблемах современного человека. Он исследует
внутренний мир персонажей, их душевное состояние и самочувствие. Духовный кризис русского
человека, по Распутину, - прежде всего, кризис религиозный.
Тема: человек и бытие
Идея: необходимость современному человеку духовной опоры, связи с Богом. Герой являет собой
пример современного человека, утратившего душевную целостность, равновесие, находящегося в
состоянии духовного кризиса. Природа, по Распутину, по отношению к миру земному (людскому) - это
другое, "переходное" измерение, "ступенька" к скрытому за нею миру Божьему. В произведениях,
созданных в 1981-м году, человек не связан органически с природой, являющейся посредником
между человеком и Богом. Герои попадают в природный мир из социума как в другое измерение.
Оказавшись на лоне природы, они способны лишь временно с ней соединиться, интуитивно постигнуть
скрытый в ней таинственный смысл.
6.
6.Композиция+ ключевые моменты сюжета:Композиция – зеркальная. Т.к. в произведении повторяются похожие
ситуации, обстоятельства с теми же героями, которые меняются местами.
Рассказ можно разделить на две части. В обеих частях – встреча рассказчика
с Наташей, которая заканчивается уходом героини.
Первый абзац – экспозиция (предшествует завязке).
Сюжетная линия:
Завязка – встреча рассказчика с Наташей.
Кульминация – возвращение к герою памяти (« Наташа, я вспомнил,
вспомнил… мы летали…»).
Развязка – финал рассказа.
7.
7.Конфликт:Развиваются и внешние, и внутренние конфликты. Центральным является противоречие
между духовным (внутренним) миром человека и телесным (внешним).
8. Система образов и героев: в произведении два героя: рассказчик и Наташа. Образ Наташи
является центральным и его можно интерпретировать как образ ангела-хранителя рассказчика, хотя в
рассказе на это даются лишь косвенные указания и намеки. В присутствии Наташи «словно сама душа
затеплялась в тебе счастливым ответным смущением»; «молчаливая, стеснительная и безответная Наташа
<...> стала и для больных, и для врачей больше, чем простая медсестра, исправно и с душой исполняющая
свои обязанности». Все воспринимают Наташу как «немножко не от мира сего»; в окно она смотрит поверх
улицы и домов и видит там что-то свое; дежурит часто и «по какому-то своему, ломаному графику»; именно
она сопровождает героя в операционную, при этом «крупно, словно крестясь» моргает, благословляя своего
подопечного; с началом его выздоровления исчезает из больницы и из города. При воспоминании о полете с
Наташей герой обращает внимание на ее босые ноги, скорее всего, это символ святости, первозданности,
принадлежности не земному (людскому), а Божьему миру. олет над Байкалом герой воспринимает как
соединение сна с реальностью, позволяющее проникать в подсознательные процессы, тайные сферы
человеческого бытия. «Линейная», «повседневная» память не давала герою вспомнить Наташу. Во второй
части, которая полностью посвящена рассказу героя о вспомнившемся полете, появляется символический
распутинский пейзаж.
8.
Изображается картина величественных природных стихий, их соединенности: солнце (божественный огонь,свет), «небо чистое и глубокое», сияющая вода Ангары и Байкала с его «дальней вознесенностью в небо».
Полет над истоком реки символизирует обновление, начало какого-то нового этапа в жизни героя. Думается,
этому соответствует и вечернее время (и в больнице герой увидел Наташу впервые именно вечером), так как
по церковному исчислению оно совпадает с началом новых суток.
Герой интуитивно чувствует присутствие Бога — «неведомой повелительной силы». Божественная
благодать, согласие «могучей торжественной музыки заката» вызывают у него восторг, желание «чего-то
большего, окончательного».
Герой этого рассказа тоже осознает невозможность узнать «все объединяющую и все разрешающую тайну»
жизни. «Пограничная» высота полета символизирует границу пределов, доступных человеку. Тропинки в
небе, видимые героем, — путь в мир иной. И то, что герой способен воспринимать их зрительно, также
свидетельствует о его приближении к пределам мира земного, к «пограничью» жизни и смерти, за которым
скрывается вечность.
Наташа заботится о своем подопечном, не позволяя ему совершить запретное. Летают они только при солнце,
дающем жизненную силу и энергию. Возвращаться после полета на землю неприятно: в сумерках теряется
гармония звуков («звуки... сливаются в одно глухое гудение»), первые шаги герою даются тяжело, черты
лица Наташи без солнца «резко обострились и напряглись, а фигура выглядит угловатой и неловкой».
9.
9. Позиция автора:Позиция автора -имплицитна.( т.к. скрытые, подразумеваемые способы
выражения авторской позиции).
10. Особенности повествования:
«Наташа» по форме повествования представляет собой персонифицированное повествование от
первого лица. Повествователь одновременно выступает и в роли действующего лица, и в роли
рассказчика. При этом в образе героя-повествователя можно проследить черты самого В. Распутина. В
произведении много различных размышлений и описаний, но мало общения и диалогов.
11.Хронотоп:
Хронотоп абстрактный, автор не указывает конкретное время и пространство, действие разворачивается
«везде» и «нигде»: место действия – «чужой город», время – «недавно». В произведении ведется
ретроспективное повествование о недавних событиях с включением воспоминания героя. Его рассказ о
произошедшем сопровождается попутными комментариями, анализом событий, поведения. При этом
эмоциональная сторона в повествовании рассказчика преобладает, так как он сосредоточен на описании
своих впечатлений и ощущений.
10.
12.Ключевые мотивы:- мотив ощущения человеком многомерности бытия (встреча героя с Наташей во сне и в реальном
мире);
- мотив тоски, печали по миру Божьему («Я смотрю ей вслед и такую чувствую в себе и в ней тревогу,
загадочным выбором соединившую нас, но относящуюся ко всему, ко всему вокруг, такую я чувствую
тоску и печаль, словно только теперь, полетав и посмотрев с высоты на землю, я узнал наконец
истинную меру и тревоги, и печали, и тоски»)
- мотив разъединенности мира Божьего и человеческого (герой не может вспомнить Наташу в
реальном мире).
11.
13. Художественные особенности:1. Вводные слова: пожалуй, может быть, таким образом, может,
как оворят и т.д.
2. Канцеляризмы: позволяет.
3. Речевые штампы: является, кажется, что.
4. Усиление: очень, совершенно, точно, особенно.
Тропы:
1. Эпитеты: влажным ветерком, пышущей голубизной, глубокое небо,
настоявшийся воздух,небо остывает;
2. Олицетворения: свет идёт, солнце упало, свет бьет в спину, вода сияет,
картина ожила;
3. Метафора: мягкий шелест травы, небо остывает, и в этой тишине громко и
тяжело звучит шорох, в плоти и крови, вещий смысл;
4. Сравнения: качаемся на солнце, как на утомленной, затухающей волне.
12.
14. Вывод:С большим уважением отношусь к творчеству Валентина Распутина, которое так повлияло на его
жизнь.О книгах которого неоднократно писали свои отзывы неравнодушные читатели. Очередным
произведением автора для моего ознакомления явился рассказ "Наташа". Который написан в 1981 году
именно в эти года творчество автора изменилось, и затрагивает духовную проблематику.
Казалось бы "Наташа" не большое произведение Распутина, но написано в роде эпоса и в жанре рассказа,
отражаются все сюжетныы линии. Хочется подчеркнуть, что в произведении отражается не точность,
абстрактность например в хронотопе, в позиции самого автора.
Несколько слов о сюжете. Во время пребывания в больнице герой рассказа знакомится с медсестрой по
имени Наташа, которая преследует его в бреду и как мне показалось в реальной жизни, это и есть
конфликт произведения. При этом на герое отражаются мотивы грусти, тоски, печали,ощущение
многомерности.
Но все-таки в "Наташе" описаны простые, благие человеческие чувства, которые всегда прекрасны. Мы
можем заметить, что есть повторы, но они зеркальны. Не стоит упускать из виду, что данное
произведение наполнено многочисленными художественными средствами, такими как: метафора,
олицетворение, эпитеты, сравнения, а также имеются штампы и много вводных слов.
Мне данное произведение понравилось, интересно порассуждать вместе с автором на тему
человека
и бытия, погрузиться в образы героев.